Конспект познавательно-творческой игры в подготовительной группе «Зимняя Академия»
Цель: закрепить знания о характерных признаках зимы.
Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;
- Развивать логическое и наглядно-образное мышление;
- Устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- Развивать исследовательские навыки, наблюдательность;
- Развивать связную речь, навыки составления описательных рассказов с опорой на мнемотаблицы;
- Использовать в продуктивной деятельности нестандартных методов рисования.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке; работа с мнемотаблицами.
Материалы: презентация «Волшебная Академия»; мешочки: с пенопластом, льдом, ватой; веточки деревьев для наблюдения и экспериментирования; мнемотаблицы «Зима»; карточки для д/и «Четвертый лишний»; краски холодных оттенков, вода, кисти, свечи по числу присутствующих.
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии;
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Технологии исследовательской деятельности;
- Технологии личностно-ориентированного взаимодействия;
- Технологии критического мышления;
- Игровые технологии.
Ход занятия:
1. - Ребята, у меня для вас есть три секретных мешочка. Ваня, возьми желтый мешочек, что ты слышишь? (Хруст). Егор, возьми зеленый мешочек, скажи, что ты чувствуешь? (Холод.) Артем, возьми, синий мешочек и скажи, что ты чувствуешь? (Легкий.)
- Правильно, а что бывает холодным, хрустящим и легким? (Снег, лед, снежинки.)
Интеллектуальная разминка.
- Молодцы, а что объединяет все эти слова? (Это бывает зимой.)
- А как ласково мы можем назвать зиму? (Зимушка.)
- О чем мы сегодня будем говорить? (О зиме.)
2. Сегодня наша группа – это не просто группа, а настоящая Зимняя Академия. Сегодня мы с вами будем заниматься в двух центрах. Это Центр Науки, где мы будем играть и узнавать что-то новое. А это Центр Творчества, где мы с вами будем творить что-то необычное. Согласны?
- Приглашаю вас в наш научный центр. Присаживайтесь поудобнее.
Мы с вами уже выяснили, что говорить мы сегодня будем о зиме. А какая она, зима? Давайте попробуем рассказать о ней. А помогут нам в этом наши помощники-таблицы.
Составление описательного рассказа о зиме с использованием мнемотаблиц.
(Таблицы появляются на экране.)
А теперь давайте закроем глаза и внимательно прислушаемся (Звуки метели). Что же это? (Ответы детей.)
(На экране появляется картинка зимнего пейзажа).
- Правильно, ребята, это вьюга-проказница, запорошила снегом все вокруг. Что мы теперь видим в лесу? (Снег, сугробы, голые деревья.) А какие изменения происходят в природе зимой?
Проблемный вопрос. - Посмотрите, ребятки, на деревья. Почему они молчаливы, может, они замерзли, и погибли?
Рассуждения детей (деревья не погибли, они спят.)
- Вы правы, действительно, деревья впадают в глубокий сон, потому что зимой нет необходимых условий для их роста и развития - земля промерзает и корни не могут впитывать влагу и питательные вещества.
- Посмотрите, у нас в корзинке лежат веточки, которые мы вместе с вами нашли на земле на улице. А кто мог поломать их? Ответы детей (ветер, птицы, человек).
Посмотрите на эти веточки и скажите, какие они?
Ответы детей: В этих веточках нет жизни. Кажется, как будто они засохли. Они находятся в состоянии покоя.
- Действительно, эти веточки еще находятся в состоянии покоя, они молчаливы, как деревья на на нашей картинке.
- Когда они вновь оживут? (Весной, когда ярко засветит солнце.)
Весной ласково пригреет весеннее солнышко, задышит, оживет земля и проснуться после долгой спячки величавые деревья. Зашелестят своими молодыми листочками.
- А как нам с вами проверить, действительно ли эти веточки не погибли?
Рассуждения детей (поставить в оду, в теплое место).
- Давайте так и сделаем. Поставим эти веточки в воду и будем за ними наблюдать.
- А все ли деревья остаются с голыми веточками на зиму? (Нет, на елочках и соснах остаются иголки.)
- Как вы думаете, почему елочки остаются зимой одни зелеными?
У елочки листочки -острые, колючие иголочки.
Иголочки твердые, кожистые, поэтому им не страшен мороз.
Иголочки покрыты восковым налетом, и они не испаряют влагу, поэтому не замерзают и остаются вечнозелеными.
- Молодцы, ребята. Что-то мы засиделись. Давайте немножко подвигаемся. Представим, что мы вышли из нашей Академии и оказались на улице.
Физминутка.
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
Холодно гулять зимой (киваем головой) -
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!
- А теперь продолжим. С деревьями мы разобрались. А что же делают животные зимой? Кого мы никогда не увидим в зимнем лесу? (Ответы детей.)
-Предлагаю вам задание от профессора нашей Академии. Это карточки, на них картинки. Вам нужно выбрать и зачеркнуть лишнюю.
Д/и «Четвертый лишний».
(После выполнения задания на местах индивидуально, на доске появляются изображения карточек, ребята по очереди объясняют, какую картинку они вычеркнули и почему.)
- Ребята, мы с вами много говорили о том, что зима — это веселое время года для ребят. Она приносит нам много игр и забав.
- А что такое забавы? (Выслушиваю ответы детей.)
- Я загадаю загадки о зимних развлечениях:
Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги
И по большим снегам беги! (Лыжи.)
- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За веревочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки.)
Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки.)
Круглый маленький комочек я из снега соберу,
Брошу в друга, брошу в брата,
Мы играем, все в снегу! (Снежки.)
- Да, действительно, зима - очень веселое время года! Как много веселых игр и забав можно организовать на улице!
- А еще зимой много праздников. Какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Рождество, 23 февраля.)
- Молодцы, ребята, вы настоящие знатоки! Наша Академия может вами гордиться! Мы справились со всеми заданиями в нашем научном центре. Предлагаю вам, переместится в центр творчества.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (Загибаем пальчики по одному.)
Мы с тобой снежок лепили, («Лепим» двумя руками.)
Круглый, крепкий, (Чертим руками круг.)
Очень гладкий, (Одной рукой гладим другую.)
И совсем, совсем не сладкий. (Грозим пальчиком.)
(Ребята пересаживаются за другой стол. (На столе в разложены кляксы разных цветов.)
- Какой у нас здесь беспорядок! Кто-то похозяйничал в нашей творческой мастерской. Наведем порядок, друзья мои! Итак, говорим мы сегодня о зиме и рисовать мы тоже сегодня будем что-то зимнее. А каким цветом мы будем рисовать зиму? (белый, синий, фиолетовый).
- Правильно, ребята, а как можно назвать эти цвета и оттенки? (Холодные.)
Правильно нам сегодня понадобятся только холодные оттенки. Давайте уберем лишнее. (Со стола убирают кляксы теплых тонов. На экране появляется палитра холодных оттенков.)
Художественно-продуктивная деятельность.
- Для работы нам понадобятся: кисти, краски и вода. Но это еще не все. Наша Академия – не простая, а волшебная. И творить мы сегодня будем тоже что-то необычное.
- Сейчас мы с вами будем художниками, т.е. будем рисовать загадочную картинку свечой и красками. Предлагаю нарисовать волнистую линию по краям листа (рамку), а в серединке – кто что захочет: снеговика, снежинки и т.д. В конце рисунок покрывается краской – цветом. Превращение начинается.
(Дети удивляются, обмениваются впечатлениями, обсуждают получившиеся работы.)
3. - Ребята, вы не только знатоки нашей Академии, но еще и настоящие художники-волшебники! Я надеюсь вам понравилось?
А чтобы вы запомнили наши с вами приключения, я выдаю вам настоящие свидетельства «Знатоков Волшебной Академии». (Детям вручаются свидетельства.)
Читайте также |
---|
Исследовательская деятельность «Полезный укроп»
Исследовательская деятельность «Полезный укроп»
К здоровью и гармонии через сенсорный сад
К здоровью и гармонии через сенсорный сад Этим летом в одном из солнечных уголков территории детского сада «Ласточка» села Ребрихи появился...
Система работы над патриотическим воспитанием в подготовительной группе комбинированной направленности…
Система работы над патриотическим воспитанием в подготовительной группе комбинированной направленности «С чего начинается Родина» «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого...