Конспект комплексного занятия в образовательной области «Познание» во второй младшей группе для детей с нарушением слуха
«Путешествие ножками и ладошками»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Программное содержание:
1) учить детей соотносить тактильные ощущения с реальными объектами и наоборот;
2) развивать у детей тактильную память, воображение;
3) продолжать учить детей рисовать элементы штриховки: прямые и волнистые линии, точки, клубочки;
4) воспитывать желание вести здоровый образ жизни, расширить представление о воде, как источнике здоровья.
Предварительная работа: чтение стихотворения К.И.Чуковского «Мойдодыр», игры с водой, д/и «Угадайка» (тактильные дощечки по методике И.Ю.Матюгина).
Материалы:
- макет Мойдодыра;
- тактильные дощечки (с мехом, перьями, массажными иголочками, камешками, крахмалом, мокрой тканью);
- стилизованные силуэты кошечки, черепашки, ёжика, птички из глянцевой самоклеящейся пленки;
- водные маркеры;
- фоны размера А5: каменистый берег моря, ванна, лесная речка, лужица;
- аудиозаписи отрывков музыкальной темы Х/Ф «Усатый нянь» и мультфильма «Мойдодыр».
Активизация словаря:
Мягкий, пушистый, колючий, мокрый, каменистый, грязный, чистый.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в гости? (ответы детей). Здорово! Вы ходили в гости к бабушкам, дедушкам вместе с мамами, папами, сестричками и братиками, а сегодня я предлагаю вам сходить в гости всем вместе. Вот и пригласительная….. правда неразборчиво написано, но, я думаю, разберемся, когда придем! Согласны? (подвести к модели дорожки с разными нарисованными поверхностями). А вот и дорожка, по которой можно отправиться в гости. Посмотрите и скажите, как мы пойдем? Что у нас будет под ножками? Воспитатель с детьми рассматривает изображение лесной тропинки, каменистой и снежной дороги, лужицы. Предлагает их потрогать, обобщить ощущения: гладкие все дорожки!
Воспитатель: А разве бывает гладкой колючая лесная тропинка, каменистая дорожка, и т.д.? Давайте мы сейчас посмотрим на маленькие дорожки и соберем из них одну большую, на которой и тропинка будет по настоящему колючей, и лужица мокрой, и снежок хрустящим, и бережок каменистым. (Дощечки с разными поверхностями (камешки, колючки (массажный коврик), крахмал и дощечка с мокрой тканью с верхней стороны заранее разложены на скамейке.) Предложить детям подойти к дощечкам, потрогать их, выбрать одну и, сняв обувь, встать на неё. После этого поделиться впечатлениями от ощущений.
Воспитатель: Гриша, скажи, что ножки тебе подсказали, где они ходили? (по камушкам).
Воспитатель: Гриша, куда положишь свою дощечку на дорожке (перед ковром модель дорожки)? (Гриша: «на камушки») (Воспитатель обобщает ответ ребенка: - Как по камушкам ножки пойдут.)
- А ты, Соня, куда положишь свою дорожку? (Соня: «на тропинку»)
- Лида, а ты, куда положишь свою дорожку? (Лида: «лужица», потому что мокрая (сырая).
- Поля, а ты куда положишь свою дорожку? (Поля: «снег», потому что хрустит. Дать всем послушать. Сказать, хрустит.)
Дорожка выкладывается, дети в носочках идут по ней на ковёр.
Воспитатель: Ребята, а в лужицу будем вставать?
Дети: Нет, замочимся.
Воспитатель контролирует, чтобы дети пошли по дорожке, не наступая на лужицу и обобщает: - По каменистому берегу моря прошли; по колючей лесной тропинке пробежали; в мокрую лужицу не наступили; по хрустящему снежку прошагали.
Воспитатель: И в гости пришли! (дети встают рядом с прикрытым Мойдодыром). Интересно, а к кому мы пришли? Кто это здесь спрятался? Ничего не видно! Хотя нет, ручки видны. Давайте посмотрим на них и потрогаем.
Воспитатель: Что бывает таким мягким, пушистым?
Дети: полотенце.
Воспитатель: А у кого вместо ручек полотенце?
Дети: У Мойдодыра.
Воспитатель: Отгадали, молодцы! А вот и он, Мойдодыр!
- Давайте с ним поздороваемся… и присядем на стульчики.
- А что любит говорить Мойдодыр?
Дети: Надо, надо умываться…
Воспитатель: Мойдодыр знает, что мы с вами любим чистоту. И очень хочет, чтобы мы и других научили всегда быть чистыми.
- Научим?
- Соня, попробуй отгадать, кого ты будешь учить? Но не подсматривай! Ручки сами тебе подскажут. (Ребенок просовывает ручку в створку «тумбочки – раковины» макета Мойдодыра, за которой воспитатель поочередно выкладывает для каждого ребенка индивидуально тактильные дощечки с разными поверхностями.)
Соня: Кошечка!
(Воспитатель предлагает поставить дощечку рядом с изображением кошечки, прикрепленном на магнитной доске.) (Все то же Гриша проделывает с ёжиком, Лида с птичкой, Поля с черепашкой.)
Воспитатель: А где зверюшки могут испачкаться?
- В грязь могут упасть, когда играть будут или убегать быстро, быстро!
- Давайте и мы с вами поиграем со зверюшками и покажем им, как они в игре могут запачкаться. Возьмите тех зверюшек, которых вы отгадали. Ложитесь на ковер. Для вас уже готовы маркеры и подсказки, как вы будете пачкать – рисовать своих подопечных. (Дети ложатся на ковре вокруг большого круга-образца с элементами штриховки.)
- Соня, ты будешь ставить точечки на кошке (показать точки). Лида, ты будешь рисовать палочки. Гриша – колечки. Поля – волнистые линии. (В момент рисования включить ненадолго музыку из к/ф «Усатый нянь».)
Воспитатель: Запачкались! А теперь расскажем и птичке и зверюшкам, как стать чистыми?
Физкультминутка: Дети встают и хором с показом говорят: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Воспитатель: Кто нам подскажет, где взять водичку?
Дети: Мойдодыр! (Заранее положить в раковину Мойдодыра картинки: море для черепашки, лужа для птички, ванна для кошечки, лесная речка для ёжика.)
Дети наклеивают картинки, потом берут сухие полотенца (ватные дики, салфетки, бумажные носовики) и стирают нарисованные на них штрихи. Радуются, показывают Мойдодыру полученный результат. Включить отрывок из м/ф «Мойдодыр» Надо, надо умывать по утрам и вечерам…
Предложить детям сказать Мойдодыру спасибо, вернуться в детский сад по дорожке (воспитатель дает речевое сопровождение с повтором глагольной лексики) и показать вечером мамам с кем они играли и как научили быть чистыми.
Список источников:
1) И.Ю.Матюгин "Тактильная память", Эйдос, 1991 г.
2) М/ф "Мойдодыр", студия "Союзмультфильм".
Читайте также |
---|
Занятие по художественно-эстетическому и познавательному развитию «Воздушные шары» в группе…
Занятие по художественно-эстетическому и познавательному развитию «Воздушные шары» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет Цель: дать детям представления о воздухе...
Зависимость от телефона. Что делать?
Зависимость от телефона. Что делать? Как же понять, что у ребёнка гаджет-зависимость? Телефон находится в руках ребенка слишком часто. Каждый раз, при...
Познавательно – исследовательский проект в подготовительной - логопедической группе: «Волшебные…
Познавательно–исследовательский проект в подготовительной - логопедической группе:«Волшебные свойства соли» Введение: Ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление...