Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема: «Хозяйка медной горы»

 

Образовательные задачи.

  1. Развивать эмоционально – положительное отношение детей к познанию окружающего мира.
  2. Продолжать развивать познавательно- исследовательский интерес у детей, привлекая к простейшим экспериментам.
  3. Закрепить представление детей о камнях, которые используются для изготовления различных изделий предметов.
  4. Продолжать развивать у дошкольников сенсорные способности путём обследования объекта (камня) разной поверхности (гладкий, шероховатый...
  5. Развивать у детей актёрское мастерство.

Воспитательные задачи.

  1. Воспитывать интерес у детей к художественной литературе.
  2. Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природ
  3. Воспитывать желание участвовать в инсценировках.
  4. Воспитывать в детях уверенность, при выступлении перед гостям

Коррекционно-образовательные задачи.

  1. Расширять и активизировать словарный запас.
  2. Совершенствовать навыки связной речи.
  3. Развивать выразительность речи.

Оборудование.

Мультимидийное оборудование, декорации к сказке «Серебряное копытце», оборудование к экспериментам (коллекция камней, вода), шкатулка с «драгоценными» камнями, «каменный» цветок,

Предшествующая работа.

Знакомство с писателем П.П. Бажовым с его сказками, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, рассматривание коллекции камней, экскурсия в музей «Самоцветы», проведение экспериментов с камнями, беседы об Урале, рассматривание природы Урала, распределение ролей среди детей, подбор музыкального сопровождения.

Ход интегрированной образовательной деятельности

(В зале стоят декорации. На экране заставка – слайд.)

Дети входят в зал под музыку и садятся на стулья.

Сказочница: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие к Хозяйке Медной Горы.

- А где живёт Хозяйка Медной Горы?

Дети: Где Уральские горы.

Сказочница: Правильно (обращает внимание на экран слайд - карта).

Уральские горы протянулись с севера на юг.

- Каким цветом обозначаются горы на карте?

Дети: Коричневым (оранжевым).

Сказочница: Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской», а знаете почему?

Дети: Потому что он перепоясывает Россию.

Сказочница: Что значит, перепоясывает, как вы понимаете это слово?

Дети: - Уральские горы похожи на пояс, который делит Россию на две части.

- Потому что, раньше люди на Руси носили широкие пояса и за поясом хранили деньги и драгоценности.

Сказочница: Уральские горы хранят много сказок, легенд.

- А вы знаете уральские сказки?

Дети: Знаем.

Сказочница: Сейчас проверим. Предлагает загадки по сказкам П.П.Бажова.

(Дети отгадывают.)

1.

В пламене девчонка скачет,

Как весёлый яркий мячик.

(«Огневушка – Поскакушка») - слайд

2.

Камни, как огонь, горят

И в шкатулочки лежат.

(«Малахитовая шкатулка») – слайд.

3.

Под землёй Данила смог

Сделать сказочный цветок

(«Каменный цветок») – слайд.

4.

Козлик по лесу гуляет

И копытцем там сверкает

(«Серебряное копытце») – слайд.

Сказочница: Ребята, кто автор этих удивительных сказок?

Дети: Автор сказок -Павел Петрович Бажов (слайд – портрет).

Сказочница: Верно.

- А что вы знаете о нём?

Дети: Павел Петрович Бажов очень много знал о камнях, самоцветах от своего деда и отца. Они были горнозаводскими мастерами. Он любил свой край, природу. Он много разговаривал с рабочими горных заводов. Рабочие рассказывали ему легенды, которые потом стали сказы (сказки).

Сказочница: Молодцы. Пришло время оказаться в сказке. Но сначала отгадайте загадку.

В серёжках у мамы огнём он горит,

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжёлый, большой – одному не поднять,

А может быть лёгким – в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?»

Дети: Это камень.

Сказочница: Верно. У меня есть волшебное кольцо. Оно не простое, с волшебным камнем. Сейчас я поверну кольцо и мы попадём в сказку, в царство Хозяйки Медной Горы.

(Дети встают со своих стульев, подходят к сказочнице. Она поворачивает кольцо. Звучит музыка.)

- Говорит: «Раз, два, три – вокруг себя повернись

И в сказке окажись».

(Слайд – горы.)

(За столом сидит Данила- мастер. Он делает каменный цветок.)

Сказочница: Вот мы и в сказке.

- А кто это сидит за столом и делает вазу?

Дети: Это Данила - мастер.

Сказочница: Давайте подойдём поближе.

Дети: Здравствуйте.

Данила - мастер: Здравствуйте, ребята. Вы откуда?

Дети: Мы из будущего.

Данила - мастер: А вы знаете, как меня зовут?

Дети: Данила – мастер

Данила - мастер: А из какой сказки?

Дети: Из сказки «Каменный цветок».

Данила- мастер: Правильно. Я горный мастер.

- Я нахожу в горах полезные камни и делаю из них разные изделия.

- А кто у вас, в вашем времени находит полезные камни.

- Как называется их профессия?

Дети: У нас находят полезные ископаемые - геологи (слайд).

А добывают их шахтёры (слайд).

Данила- мастер: А вы знаете, почему говорят про камни – полезные

ископаемые?

Дети: Потому что они приносят людям пользу

Данила - мастер: Посмотрите на мои камни и скажите, как они называются и что из него делают?

Вот этот, например. (показывает на известняк) – слайд.

Дети: Этот камень называется – известняк. Из него делают мел.

Данила - мастер показывает:

- каменный уголь, - слайд,

- гранит – слайд,

- мрамор – слайд,

- железная руда – слайд.

Задаёт тот же вопрос - дети отвечают и говорят, как используют данный камень люди.

Данила- мастер: Раньше у людей не было спичек.

Как же они добывали огонь?

Дети: Они высекали огонь из камня.

Данила- мастер: Из какого?

Дети: Из кремня (слайд).

Данила- мастер: Люди говорят: «Крепкий – как кремень». Почему?

Что это за камень?

Дети: Этокремень. Он твёрдый, прочный. Из него делали ножи, топоры, наконечники для стрел.

Данила- мастер: Правильно. А вот если камень нагреть, он какой будет?

Дети: Он будет горячим.

Данила- мастер: А если камень лежит в холоде – какой он?

Дети: Он будет холодным.

Данила- мастер: Предлагает одной группе детей потрогать гладкий камень,

другой – шероховатый.

Данила- мастер просит сказать каждой группе детей, какой у них камень. Почему?

Дети: 1 группа: гладкий, плоский, с гладкими углами.

Гладкий, потому что вода обтачивает их края, камни бьются друг о друга, когда волны.

2 группа: шероховатый, неровный, с острыми углами.

Потому что камень речной.

Данила - мастер: Ребята, а как вы думаете, почему камень тонет в воде, а дерево нет?

Дети: Камень тяжелее воды, а дерево легче.

Данила- мастер: Молодцы.

- А скажите, можно ли кушать камни?

Дети: Нет.

Данила- мастер: Кого вы знаете, кто ест камни?

Дети: Крокодил, птицы.

Данила- мастер: А человек может питаться камнями?

Дети: Нет.

Данила - мастер: Мы каждый день употребляем в пищу кристалики одного камня. Какого?

Дети: Соль.

Звучит музыка. Появляется Хозяйка медной горы.

Хозяйка Медной горы: Здравствуй, Данила - мастер.

Выполнил ли ты мой заказ?

Готова ли моя чаша?

Данила- мастер: Да, готова.

Хозяйка Медной горы: А это кто?

Данила- мастер: Это ребята из будущего. Они путешественники.

Хозяйка Медной горы: А кто я такая, вы, знаете?

Дети: Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы: Совершенно верно. Читает стихотворение (слайды).

Уральские горы, закаты, рассветы,

Черёмух- рябиновый край,

Поэтами в песнях воспет мой Урал.

Солнце осушит алмазные росы,

Раскроют цветы лепестки,

Уральских камней драгоценную россыпь

Покажет Вам «Хозяйка горы».

Хозяйка Медной горы: Ребята, а вы знаете драгоценные камни.

Данила- мастер: Они умные, много знают о камнях.

Хозяйка Медной горы: Сейчас мы это проверим.

Берёт поднос накрытый салфеткой. Снимает её.

- Представьте, что это настоящие драгоценные камни.

- Как можно их назвать ещё?

Дети: Самоцветы (слайд).

Хозяйка Медной горы: Какие они?

Дети: Самоцветы: красивые, блестящие, сверкающие, искрящиеся, разноцветные, прозрачные.

Хозяйка Медной горы: А как вы думаете, для чего они нужны?

Дети: Для украшения.

Хозяйка Медной горы: А сейчас хочу узнать, что вы знаете о моих самоцветах.

На экране демонстрируются слайды с изображением самоцветов:

Алмаз, лазурит, гранат, сапфир, малахит, рубин.

Дети рассказывают о драгоценных камнях.

Алмаз – Самый прочный в мире драгоценный камень. Это «царь камней».

Из алмаза вытачивают бриллиант. Бриллиант – значит «сверкающий». Выше всего ценятся прозрачные, бесцветные и голубоватые алмазы.

Лазурит – Камень художников. Когда нужен был голубой цвет или синий, брали лазурит, толкли в ступе и смешивали с яичным желтком – получали краску – голубец. Это драгоценный камень. Издавна считается, что лазурит помогает воплощению планов, гонит прочь тревожные мысли, укрепляет дружбу.

Гранат – Драгоценный камень. Тёмно- красного цвета, похожий на мерцающие угольки. Красный - цвет любви. Из граната делают украшения – серьги, браслеты, кольца. Гранаты бывают белые, почти чёрные.

Сапфир – Синего цвета, очень прочный камень. Одни из камней похожи на васильки, другие на осеннее небо, на море в ясную погоду. Встречаются – жёлтые, зелёные, фиолетовые и даже розовые сапфиры. Украшения с сапфиром подходят людям, рождённым под знаком Стрельца.

Малахит – Это полудрагоценный камень. Он мягкий, поэтому его легко обрабатывать. Он имеет зелёный цвет, а на разрезе узоры. Из малахита вытачивают шкатулки, вазы, украшения. С малахитом связано много легенд. Утверждали, что малахит может сделать человека невидимым, а испивший из малахитовой чаши начинает понимать язык животных.

Рубин - Царь самоцветов. Это драгоценный камень. Он имеет красный цвет или розовый. Рубины украшали одежду богатых людей.

Хозяйка Медной горы: Действительно, вы хорошо знаете.

Жизнь человека на Урале связана с камнями: и характер, и силу сравнивали с ними и даже голос.

Например:

Если голос звонкий, говорили как?

Дети: Серебряный голос.

Хозяйка Медной горы: Есть глаза голубые?

Дети: Бирюзовые глаза.

Хозяйка Медной горы: Если человек сильный?

Дети: То у него стальные мышцы.

Хозяйка Медной горы: Ну, а если характер хороший?

Дети: Золотой характер.

Хозяйка Медной горы: А что ещё у человека может быть золотым? Как вы думаете?

Дети: Сердце (что значит – сердце – золотое?), доброе, внимательное.

Руки (что значит – руки золотые?), всё умеют делать.

Хозяйка Медной горы: Молодцы, мне понравились ваши ответы. Дарю на память вам свою любимую шкатулку и сказку «Серебряное копытце». А я с вами прощаюсь.

Сказочница: Вы, ребята, одевайтесь и в героев превращайтесь.

Сказка

«Серебряное копытце» Звучит музыка.

Сказочница: Как в уральсой деревушке - (слайд)

В покосившейся избушке

Кокованя поживал

И охотой промышлял.

Кокованя: Ох, скучно жить мне одному,

В дом сиротку я возьму.

Очень славная девчонка.

Ты пойдёшь со мной, Дарёнка?

Дарёнка: Я согласна. Только здесь

У меня Мурёнка есть.

Не оставлю никому.

Можно, кошку я возьму?

Кокованя: Что ж, её с собой возьмём.

Вместе славно заживём.

Мурёнка: Прравильно говоррррришь, прравильно

Ребёнок 1: Вот уж осень наступает (слайд)

Живут дружно не скучают.

Кокованя зверя бил,

На охоту в лес ходил.

Ребёнок 2: И Дарёнка не ленилась,

Целый день она трудилась

Сварит суп, помоет пол,

К ужину накроет стол.

Ребёнок 1: А Мурёнка уходила,

Мышей в подполе ловила.

Проходит игра «Кошки – мышки» под музыку.

Ребёнок 1: Кокованя, как придёт,

Сказки сказывать начнёт.

Кокованя: На пригорке с давних пор - (слайд)

Появляется козёл.

На головке – рожки,

И с копытцем ножка.

И в сказке говорится-

Серебряное копытце.

Где копытцем постучит,

Там и камень заблестит.

Дарёнка: Хочется мне побежать

И оленя увидать.

Ты возьми меня с собой

В балаган пожить зимой.

Кокованя: Что ж, теплее одевайся

И в дорогу собирайся.

Мурёнка: Прравильно говоррррришь, прравильно

Ребёнок 2: Вот январь уж на дворе, - (слайд)

Ели, сосны в серебре

На охоту дед ходил.

Много мяса насолил.

Надо на завод идти,

Лошадь нужно привести.

Ребёнок 1: А Дарёнка в доме ждёт,

Когда дедушка придёт.

Дарёнка: Ой, козёл в ложке стоит - (слайд)

И с Мурёнкой говорит.

Мурёнка: Мурр, мурр, мурр, моя Дарёнка

Очень добрая девчонка.

Дед же летом и зимой

На охоте день- деньской.

Им, Копытце, помоги,

По овражкам пробеги.

Серебряное копытце: По Уралу я гуляю, - (слайд)

Людям добрым помогаю.

Им помочь сейчас хочу

И копытцем постучу.

Дарёнка: Самоцветы так блестят, - (слайд)

Вокруг домика лежат.

И от них светло в лесу,

Соберу и унесу.

Сказочница: Кокованя и Дарёнка - (слайд)

Кошка серая Мурёнка

Очень славно поживают

И копытце вспоминают.

- Вот и сказка подошла к концу. Понравилось вам у Хозяйки Медной горы?

Дети: Да.

Сказочница: Но нам пора возвращаться в детский сад.

Поворачивает кольцо, говорит волшебные слова.

Дети оказываются в детском саду.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения»

Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения» Цель: - знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; - довести до сознания детей, к...

Экологический проект «Живи родник, живи!»

Экологический проект «Живи родник, живи!» (Подготовительная группа) Актуальность проекта.  Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. Наш край - это край...

Конспект итоговой НОД по речевому развитию и математике в старшей…

Конспект итоговой НОД по речевому развитию и математике в старшей группе «Брейн – рин» Программное содержание: 1) Выявить уровень знаний и умений детей в...

Читайте также

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей…

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Введение Основой формирования личности является физическое развитие и здоровье ребенка. Задача...

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»

Конспект открытого занятия в группе раннего развития «Разноцветные яички»

Конспект открытого занятия в группе раннего развития «Разноцветные яички» Интеграция областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель: Развитие интереса к...