Логопедическое занятие по развитию связной речи на материале лексической темы «Весна» в средней группе

 

Цели:

- Обобщать и систематизировать знания детей о весне на основе наблюдений; уточнить признаки весны.

- Расширять знания об окружающем мире, об изменениях в природе весной; развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.

- Учить рассказывать о приметах весны, описывать явления природы.

- Учить детей  отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

- Активизация предикативного словаря, глагольного словаря, словаря прилагательных.

- Распространение предложений путем введения определений.

- Обучение составлению предложения с союзом а.

- Закрепление пространственных представлений (в, на, около, под, слева, справа).

- Развитие связной речи.

- Развитие общей и мелкой моторики.

- Развитие сосредоточенности.

- Развитие творческой фантазии, образного мышления.

- Закреплять умение разгадывать загадки.

- Обучение ясному и точному выражению мыслей.

- Формировать у детей навыки слушательской культуры.

- Воспитывать культуру общения.

Оборудование: картинки с изображением различных времен года, весенняя «лужица», весеннее дерево, солнечные «зайчики», фонарик, желтая шелковая лента, мяч, мяч - «ежик».

 

Ход занятия

I. Организационный момент- психологическая гимнастика.

- Сегодня у нас с вами гости, ребята,  поздоровайтесь с ними.

- Подойдите ко мне. И так, наступил новый день. Как хорошо, что мы все вместе сегодня собрались. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Давайте через носик вдохнем красоту, чистоту и доброту, а через ротик выдохнем неприятности, огорчения и злобу. Давайте улыбнемся друг другу.

- Сегодня мы с вами отправимся на небольшую прогулку. Для этого нам нужно:

Ровно встать, хлопнуть, топнуть и нагнуться.

Вновь подняться, потянуться…

Тихо встать, глаза закрыть, обо всем на миг забыть…

(Звучит музыка.)

II. Основной момент.

1. Введение в тему.

- Откройте глаза.

- Как вы думаете, где мы оказались?

- Дети: В лесу.

- Правильно. Мы оказались на лесной полянке.

- О чем же мы будем беседовать во время нашей прогулки?  Вот вам загадка-подсказка…

Она раскрывает почки, 

В зеленые листочки. 

Деревья одевает, 

Посевы поливает, 

Движения полна, 

Зовут её ... 

- Дети - Весна.                                                                                                                                  

- Про что сегодня будем говорить?

- Дети- Про весну.

- Да, о весне.

2. Д/И « Повтори и отгадай».

(Дети за логопедом повторяют глаголы и называют слово-отгадку.)

- Тает - оседает- темнеет…

- Дети – Тает – оседает – темнеет - Снег.

- Пригревает - припекает - греет…

- Дети - Пригревает-припекает – греет - Солнце.

- Набухают- лопаются - раскрываются…

- Дети – Набухают - лопаются – раскрываются - Почки.

- Прилетают – вьют - кричат…

- Дети – Прилетают - вьют - кричат - Птицы.

- Пробивается - растет - зеленеет…

- Дети – Пробивается - растет - зеленеет - Трава.

- Молодцы! Вы отгадали все загадки.

3. Игра «Ответь правильно»- игра с мячом.

-  Я задаю вопрос и бросаю мяч кому-то из вас, вы ловите мяч, отвечаете на вопрос и бросаете мяч мне.

- Весной солнышко греет или морозит?

- Дети - Греет.

- Весной снег тает или застывает?

- Дети - Тает.

- Весной травка зеленеет или вянет?

- Дети - Зеленеет.

Весной звери готовятся ко сну или просыпаются?

- Дети - Просыпаются.

Весной ручьи текут или стоят?

- Дети - Текут.

- Вы правильно ответили на мои вопросы, молодцы!

4. Игра «Зима и весна»- игра с мячом-«ёжиком».

- Давайте немного отдохнем, посидим на полянке.

- Зима и весна похожи друг на друга?

- Дети-Нет.

- Давайте про это расскажем.

- Я начинаю предложение, а вы повторяете мои слова и добавляете свой ответ, не забывайте катать мячик между ладонями.

- Зимой дни короткие, а весной…

- Дети- Зимой дни короткие, а весной длинные.

- Зимой снег белый, а весной…

- Дети- Зимой снег белый, а весной серый.

- Зимой ветер холодный, а весной…

- Дети- Зимой ветер холодный, а весной теплый.

- Зимой солнце тусклое, а весной …

- Дети- Зимой солнце тусклое, а весной яркое.

- Зимой идет снег,  а весной…

- Дети- Зимой идет снег, а весной дождь.

- Какие вы молодцы! Вы замечательно рассказали о зиме и весне.

5.  «Дождик» - физ.минутка.

- Весной природа просыпается, для цветения, роста растениям нужно питание- дождь.

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи-

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

6. Игра «Солнечные зайчики».

- Ой, ребята, на нашем пути встретилась лужа.

- Потрогайте её. Какая она?

- Дети - Холодная, мокрая, прозрачная.

- А на что она похожа?

- Дети - …

- А если в нее посмотреть, кого мы увидим?

- Дети - Себя.

- Значит, она похожа еще и на зеркало?

- Дети - Да.

- Весной солнышко теплое, весёлое. Заглянуло оно в лужицу и увидило себя в ней. Солнышку стало так весело, что оно что оно стало заглядывать во все лужи, так получились солнечные зайчики.

- Давайте подскажем солнцу, где спрятались его друзья солнечные зайчики.

- Дети - Мой солнечный зайчик спрятался на полу.

- Дети - Мой солнечный зайчик спрятался справа от пенька.

- Дети - Мой солнечный зайчик спрятался в корзине.

- Дети - Мой солнечный зайчик спрятался на потолке.

- Дети - Мой солнечный зайчик спрятался в луже.

7. Игра «Калейдоскоп».

- Солнышку очень понравилось, как вы с ним поиграли. И оно захотело с вами поиграть в «Калейдоскоп».

- На весеннем деревце солнце оставило свои блики- солнечных зайчиков. Выберите себе любой.

- Какое время года изображено на вашей картинке, как вы об этом догадались?

- Дети - У меня на картинке осень. Осенью листья разноцветные.

- Дети - У меня на картинке зима. Зимой выпадает снег.

- Дети - У меня на картинке весна. Весной тает снег. (распускаются почки).

- Дети - У меня на картинке лето. Летом можно купаться и загорать.

Вы очень хорошо объяснили, какое время года на вашей картинке. На доске солнышко рассыпало разноцветные круги. Подумайте и объясните, какой круг подходит для времени года на вашей картинке.

- Дети - Для лета подходит красный круг. Летом светит красное солнце.

- Дети - Для осени подходит жёлтый круг. Осенью жёлтые листья.

- Дети - Для зимы подходит белый круг. Зимой много белого снега.

- Дети - Для весны подходит зеленый круг. Весной появляются зеленые листочки.

- Вы правильно собрали цвета солнечного калейдоскопа. Молодцы!

8. Игра «Народные заклички» - игра с шелковой лентой.

- Весна прекрасное время года, когда природа просыпается от зимнего сна.

- Все рады весне, ждали ее с нетерпением. Раньше люди звали весну в гости и говорили такие слова:

Весна-красна! В гости просим. Приди скорей.

Принеси теплое солнышко, певчих птичек, травки зеленой, цветов ярких».

- А что бы вы хотели попросить у весны.

Дети передают друг другу жёлтую атласную ленточку.

- У нас с вами получилось свое солнышко, солнышко-дружбы.

- За интересные рассказы о зиме и весне, за веселую игру, за дружбу …

Солнышко подарило вам свои солнечные зайчики с сюрпризом.

III. Итог занятия. Рефлексия.

- Наша прогулка заканчивается, давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали.

- Дети -…

- Какие задания вам понравилось выполнять?

- Дети -…

- Какие задания вам не понравились7?

- Дети -…



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий Новогоднего праздника в средней группе детского сада «В гости…

Сценарий Новогоднего праздника в средней группе детского сада «В гости к сказке» Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Ход мероприятия: Под весёлую музыку дети входят в зал, выполняют...

Опыты «С нравственным подтекстом» для детей старшей группы

Опыты «С нравственным подтекстом» для детей старшей группы Чистая душа Материал: 2 прозрачных стакана (один пустой, другой с водой), черная краска, кисточка. Ход...

Конспект игры - путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Вместе…

Конспект игры - путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Вместе весело играем - дорожную науку легко мы изучаем» Цель: способствовать формированию...

Читайте также

Развлечение для детей младшего возраста «Вот какие птички»

Развлечение для детей младшего возраста «Вот какие птички» Цель: воспитание желания беречь и охранять природу. Задачи: воспитывать любовь к птицам, расширять представления...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Мое село…

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе«Мое село — моя малая Родина» Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей...

Дополнительная образовательная программа для детей 3-7 лет «Веселая математика»

Дополнительная образовательная программа для детей 3-7 лет «Веселая математика»