Работа по профилактике и преодолению фонетических нарушений у детей старшего дошкольного возраста

 

В настоящее время, детей имеющих фонетические нарушения речи становится все больше. С чем это связано и как можно это преодолеть? Ученые и практики пытаются найти выход по преодолению данной проблемы.

По данным многих авторов - Р.И. Мартынова, И.И. Панченко и др. увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, обусловленные перинатальной патологией. Среди причин особое место занимают асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже - нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, а так же наследственные болезни нервной и нервно-мышечной системы. Вследствие органического поражения ЦНС нарушены двигательные механизмы, структурная  моторика, а это усугубляет нарушение речи при данной патологии.

Методика коррекции речевого дыхания и голоса

Для формирования правильной речевой воздушной струи, необходимой для речевого дыхания, используются следующие упражнения:

  • вдох и выдох носом;  
  • вдох и выдох ртом;
  • вдох ртом – выдох носом;
  • вдох носом – выдох ртом.
  • Постепенно нужно добиваться того, чтобы ребенок производил свободный, плавный, удлиненный выдох через рот. Затем тренируется плавный, длинный выдох с беззвучной артикуляцией гласных звуков А, О, У или согласных С, Ш. Взрослый должен следить, чтобы ребенок имитировал нужный звук, и поощрять удлинение фазы выдоха (отмечать время счетом). При систематических упражнениях ребенок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится правильно ее направлять.

При выполнении этих упражнений очень важно постоянно контролировать ребенка, т. к. сначала ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Поэтому используют различные приемы контроля: приставляется зеркало к носовым ходам, ватка, полоска тонкой бумаги и т.п.

Воспитанию активного выдоха способствуют так же следующие упражнения:

  • дуть на специально изготовленную из тонкой, нарезанной полосками бумаги «занавеску»;
  • дуть на «флажок»  из очень тонкой цветной бумаги, а затем – из более плотной;
  • задувать ватку в «ворота»;
  • дуть через трубочку в бутылку с водой. Нужно добиться, чтобы выдох был ровным и длительным – тогда вода будет долго и равномерно бурлить;
  • дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде и т.п.

Полезно каждое упражнение оценивать позитивно: «Вот ты правильно выдохнул через рот», «У тебя получился длинный выдох через рот». И т. д.

В процессе  работы нужно учить детей  изменять силу голоса от тихого к более громкому. Гласные А – О – У – И – Ы – Э произносятся с изменением звука по трем позициям: громко, средне, тихо и наоборот, постепенно усиливается звучание к концу последнего ряда гласных, постепенно ослабляя силу голоса.

Дети выполняют следующие упражнения:

  1. По развитию силы голоса:

а) удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса)

у…..у                 ау…..             ауи               узо

о…..о                 аи…..             оуи               уза

а…...а                ои…..             оуа               азу

                         уа…..            уэи                узу

б) усиление голоса (беззвучная артикуляция шепот-тихо-громко)

о – О – О – О                 а – А – А – А                  и – И – И – И

в) ослабление голоса (громко-тихо-шепот, беззвучная артикуляция на материале гласных звуков).

2. По развитию высоты голоса

Упражнения, связанные с дыханием нужно чередовать с упражнениями, развивающими движения губ и языка.

Данный комплекс несложных упражнений позволит родителям, воспитателям и логопедам решить проблемы, связанные с фонетическими нарушениями у детей старшего дошкольного возраста и являются прекрасной профилактикой речевых нарушений.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект совместной деятельности педагога (2 младшая группа). Тема: «Лесной городок…

Конспект совместной деятельности педагога (2 младшая группа) Тема: «Лесной городок для зайчат» Цель: Создать условия для творческой деятельности детей. Формирование простых конструктивных...

Сценарий спортивного досуга в подготовительной группе «Богатырские забавы»

Сценарий спортивного досуга в подготовительной группе «Богатырские забавы» Цель: формирование интереса к здоровому образу жизни.  Задачи: Закрепить умения и навыки, полученные на занятиях по...

Детские сказки дома и в детском саду

Детские сказки дома и в детском саду С самых первых лет жизни человек знакомится со сказками. И тогда же, в детстве...

Читайте также

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей

Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей Искусство – является средством эстетического воспитания ребёнка, основой его художественного воспитания и развития...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная. Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. Цель: Закрепление математических знаний...