Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении

 

Прежде чем перейти к написанию работы, я бы хотела немного рассказать, о себе, о своих воспитанниках и детском учреждении, в котором я работаю.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка (МАДОУ ЦРР) детский сад №22 «Журавушка» Администрации Ступинского района построен в 1978 г. По типовому проекту - 12 групповой на 280 мест. Сейчас функционирует 11 групп: 2 группы - 1 младшая; 2 группы - 2 младшая; 3 группы - средняя; старшая группа - 2; подготовительная - 2.

Из этого числа 2 группы компенсирующие логопедические.

В детском саду имеются: музыкальный, спортивный залы, кабинеты экологии, логопедические, психологический, медицинский изолятор, кабинет заведующей, кабинет старшего воспитателя, кабинет изобразительного искусства. Обучение специалистами проводится бесплатно. Также в детском саду своя прачечная, пищеблок и подсобное хозяйственное помещение для хранения овощей. Каждая группа имеет свой участок для проведение прогулок. На участке теневой навес - веранда, песочница, малый спортивной формы. Имеется летний спортивный комплекс, оснащенный спортивными формами.

МАДОУ ЦРР детский сад №22 «Журавушка» в 2009 году получил звание «Лучший коллектив года» среди детских дошкольных учреждений.

В этом учреждении я работаю с 1984 года, по образованию - воспитатель детского сада, стаж работы - 31 год. Имею высшую категорию, 14 разряд в течении всей свое профессиональной деятельности награждалась почетными грамотами.

За 31 год работы в детском саду, мною было воспитанно большое количество детей. Самым первый воспитанникам сейчас 29 лет, но и сегодня они иногда приходят ко мне в детский сад, поздравляют на праздники. Те, у кого уже есть дети, привели своих малышей в наш детский сад и в мою группу.

Также практика показала, что воспитывала и воспитываю детей из одной семьи. Очень люблю и помню своих воспитанников и поэтому благодарна судьбе, что выбрала профессию воспитателя.

При написании итоговой работы по курсу «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» я выбрала тему: «Разработка конкретной технологии физического воспитания». Я считаю, что выбранная мною тема очень актуальна в настоящее время. Ее актуальность заключается в том, что в условиях современной природной-социальной и экологической ситуации в стране проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. По данным материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей дошкольных образовательных учреждениях» только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35%-хронически больны. И эти показатели дают повод в серьез задуматься о здоровье наших детей, о здоровье нашей нации в будущем.

Целью исследования моей работы является разработка конкретной технологии физического воспитания, которая позволит снизить уровень заболеваемости моих воспитанников.

Основными задачами исследования являются:

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- охрана и укрепление здоровья детей;

- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.

Перед написанием данной работы я провела опрос среди родителей моих воспитанников, который показал, что:

- 100% родителей хотят видеть своих детей здоровыми;

- 85% всесторонне развитыми данной разработки.

И это еще раз доказывает актуальность данной разработки.

Предложенные мною конспекты по физкультминуткам для детей средней группы позволят повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т.п.), обеспечить кратковременны активный отдых для дошкольников во время различных занятий. Данный курс предполагает проведение физкультурных оздоровительных мероприятий круглый год.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки. Они проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста. Умственное утомление распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.

Физкультурные минутки для занятий по развитию математических представлений

«Раз-два-три-четыре-пять»

Чтоб получше нам размяться,

Будем глубже наклонятся.

Наклоняемся вперед,

А потом наоборот.

(Наклоны вперед и назад.)

Вот еще одно заданье-

Выполняем приседанья.

Не ленитесь приседать!

Раз-два-три-четыре-пять.

(Приседания.)

Мы шагаем дружно, бодро,

Но пора закончить отдых.

(Ходьба на месте.)

«Раз подняться, потянуться»

Раз подняться, потянуться.

Два согнуться, разогнуться.

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре-руки шире.

Пять-руками помахать.

Шесть-за парту тихо сесть.

(Выполняются движения по тексту.)

Физкультурные минутки для занятий развития речи детей

«Мы на лыжах в лес идем»

Мы на лыжах в лес идем,

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

(Дети машут руками, словно работают лыжными палками.)

Вдруг поднялся сильный ветер,

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

(Вращение туловищем вправо и влево.)

По опушке зайчик скачет,

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок-

Вот и скрылся наш дружок!

(Прыжки.)

Хоть приятно здесь кататься,

Надо снова заниматься.

(Дети садятся за парты.)

Головою мы вращаем,

Будто твердо отвечаем:

«Нет, не буду, не хочу!»

Это детям по плечу.

(Вращение головой вправо и влево.)

«Мы летим под облаками»

Мы летим под облаками,

А земля плывет под нами:

Роща, поле, сад и речка,

И дома, и человечки.

(Махать руками, словно крыльями.)

Мы летать устали что-то,

Приземлились на болото.

(Несколько глубоких приседаний.)

Физкультурные минутки для занятий по изобразительной деятельности

«Разотру ладошки сильно»

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну,

Затем ручки я помою, пальчик в пальчик я вложу,

На замочек я закрою и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики, пусть бегут, как зайчики.

(Выполняются движения по тексту.

После разминки встряхиваем кистями рук.)

«Мою руки»

Мыло бывает

(Дети намыливают руки.)

Разным-преразным:

(Соединяют подушечки указательных пальцев.)

Синим,

(Соединяют подушечки средних пальцев.)

Зеленым,

(Соединяют подушечки безымянных пальцев.)

Оранжевым,

(Соединяют подушечки мизинцев.)

Красным…,

(Отображают эмоцию удивления: поднимают вверх брови, округляют глаза.)

Но не пойму,

(Приподнимают плечи, разводят в стороны руки.)

Отчего же всегда

(После окончания упражнения расслабляют мышцы тела.)

Черной-пречерной

(Свободно свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед.)

Бывает вода?

Физкультурные минутки

Гимнастика для глаз,

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно секунд 5.
  • Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами замедленными движениями указательного пальца: влево – вправо, вверх – вниз.
  • В среднем темпе сделать 3 – 4 раза круговые движения глазами вправо, затем влево.
  • Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
  • Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

Физкультурные минутки

Гимнастика для улучшения слуха.

  • Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать теплыми.
  • Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочку сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили.
  • Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
  • Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.
  • Начинаем дергать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом беремся за серединку и дергаем тоже 20 раз.
  • Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.
  • Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.
  • Теперь выгибаем их вперед, а затем в обратную сторону (20 раз).

Физкультурные минутки для улучшения мозгового кровообращения

  • Исходное положение – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – исходное положение; 3 – голову наклонить влево; 4 – исходное положение; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – исходное положение. Повторить 3 – 4 раза. Темп медленный.
  • Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – исходное положение; 3 – поворот головы налево; 4 – исходное положение. Повторить 4 – 5 раз. Темп медленный.

Физкультурные минутки для снятия утомления с плечевого пояса

  • Исходное положение – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3 – 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3 – 4 раза. Темп средний.
  • Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 – 2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3 – 4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5 – 6 раз, затем руки вниз  потрясти или расслабленно. Темп медленный.

Физкультурные минутки для снятия напряжения с мышц туловища

  • Исходное положение – стойка, ноги врозь, руки за голову. 1 – 3 – круговые движения тазом в одну сторону; 4 – 6 – то же в другую сторону; 7 – 8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
  • Исходное положение – стойка ноги врозь. 1 – 2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая согнутая – вдоль тела вверх; 3 – 4 – исходное положение; 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 5 – 6 раз. Темп средний.

Следует отметить, что вышеперечисленные физкультурные минутки проводятся без использования специальных материалов и оборудования. Также детям можно предложить упражнения с такими пособиями, как флажки, погремушки, кубики. Интересны воспитанникам упражнения с ленточками, палками, круговой веревкой, обручами.

В заключении можно сделать следующие выводы: детям дошкольного возраста на протяжении одного и нескольких занятий трудно постоянно удерживать активное внимание. Все родители и педагоги должны понимать, как нелегко малышам находиться в абсолютном покое. Снижение внимания проявляется в «двигательном беспокойстве». Это поведение физиологически оправдано, так как различные движения руками, ногами, туловищем, головой препятствуют чрезмерному напряжению мышц. Излишняя подвижность может затем смениться вялостью, пассивностью, а главное – безразличием к учебному процессу. Проявление «двигательного беспокойства» одновременно служит сигналом для воспитателя, что ребята утомлены.

Для предупреждения утомления детям необходим отдых в виде физических упражнений, в физкультминутки являются непродолжительным активным отдыхом.

Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребенка путем двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние. Изучение влияния упражнений разного характера и интенсивности на физическое состояние и умственную работоспособность детей показало, что упражнения, включаемые в физкультминутки, должны вызывать у детей эмоциональность, быть интенсивными.

Выбор времени проведения физкультминутки на занятии зависит от физической подготовленности детей, их возраста, индивидуальных различий в пределах одного и того же возраста. Поэтому одним из важных критериев является наблюдение воспитателя не только за поведением детей и их двигательными неадекватными действиями, но и снижением внимания в процессе обучения.

 

Список вспомогательной литературы:

  1. Алямовская В.Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении». – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
  2. Коваль В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
  3. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  4. Сивачева Л.Н. Физкультура – это радость! – СПб.: Детство-пресс, 2001.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лэпбук «Юные экологи»

Лэпбук «Юные экологи» В условиях современного мира экологическое воспитание становится одним из приоритетных направлений ДОУ. Его цель — формирование личности, способной...

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в…

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Одним из важных вопросов любой образовательной деятельности...

Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания…

Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания по серии сюжетных картин Развитие связной речи является наиболее важной задачей...

Читайте также

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами…

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами театрализации) «Семья – мой мир» Включается тихая спокойная музыка, на экран...

Конспект итоговой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области Развитие речи…

Конспект итоговой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области Развитие речи Тема: «Викторина» В средней группе Цель: Выявить уровень знаний детей. Задачи: Образовательная: Упражнять в изменении...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят» Пояснительная записка Направленность и уровень программы Направленность: социально-педагогическая, дошкольное развитие (программа направлена на развитие познавательной активности...