Индивидуальные образовательные траектории развития детей

(Из опыта работы)

 

Каждый ребенок индивидуален и имеет право развиваться в своем темпе. Воспитателю важно увидеть и поддержать имеющие способности, интересы, потребности, темперамент. Создать условия для самореализации детей, для развития их потенциала.

Систематические наблюдения за детьми и получаемая информация от родителей и коллег позволяет воспитателю спланировать работу по развитию сильных сторон и коррекционно-развивающее воздействие на проблемные стороны.

Слава (2года 1 месяц)

Семейная культура

Семья полная, однодетная, трехпоколенная, в воспитании ребенка принимает участие бабушка, часто забирает из детского сада. Папа достаточно много проводит времени с сыном, т.к. мама работает сутками.

Стиль деятельности

Слава склонен не отрываться от начатой деятельности, доводит действия до конца. Наблюдается стремление соблюдать порядок.

Способности-потребности (сильные стороны)

Слава любознателен (самый первый бежит на утренний круг, готовит необходимые ритуалы: коврики, сундучок). Он способен занять себя интересным делом надолго. Наблюдается хорошая концентрация внимания, память, воображение (использует в игре предметы заместители). Хорошо развита речь. Не стремится к совместным действиям с детьми, в основном играет рядом, но чувства и действия их понимает.

Умеет пользоваться ножницами.

Предпочитает предметную деятельность.

Характер-темперамент

По темпераменту, скорее всего, флегматик.

Интересы ребенка

Очень любит играть в центре семьи (варит, укладывает кукол спать, кормит),

В центре строительства (строит столики, кроватки, дома и обыгрывает эти постройки)

Любит все «чинить» (ходит с инструментами или воображаемыми инструментами и стучит по домику или машине…)

Нравится, когда ему читают, часто сам рассматривает книги и что-то тихо проговаривает.

Ребенок увлеченно играет с предметами, но пака предпочитает это делать в одиночестве.

Уровень проявления ключевых компетентностей

Социальная - успешное установление отношений с разными людьми, понимание ребенком своих чувств желаний, действий.

Уровень проявления данной компетентности у Славы - 4.

Слава стремится выражать свои чувства и мысли. Присоединяется к совместным играм с детьми по приглашению взрослого. В основном играет по соседству с другим ребенком. Замечает их эмоциональное состояние, но редко реагирует. Зато охотно включается в решение проблем игрушек.

Коммуникативная – умение ребенка понимать речь других и стремится сделать понятной свою речь для других.

Слава старается подражать речи взрослого и использует речь при выражении желаний и чувств. Сам инициирует общение с взрослым. Охотно откликается на предложения взрослого.

Данная компетентность имеет высокий уровень проявления у мальчика.

Деятельностная

Славик способен осуществлять выбор и сам осуществляет действия. Реализует задуманное, но пока увлечен процессом. Радости от результата не наблюдается.

Мальчик всегда чем- то увлеченно занят. Все это говорит о том, что уровень проявления данной компетентности высокий.

Информационная

Ребенок часто проявляет признаки любопытства и интереса, ему не терпится узнать, что же ждет его в центрах. С довольствием рассматривает книги и часто просит почитать. Делится информацией, которую узнал дома. А дома, по словам мамы, рассказывает, чем занимался в садике.

Уровень проявления информационной компетенции у Славы высокий.

Здоровьесберегающая

Уровень проявления здоровьесберегающей компетентности – 3.

Он не проявляет активности и инициативы в двигательной деятельности. Не наблюдается осмысленного использования предметами индивидуального назначения. Не всегда легко переносит расставание с родителями.

План работы по развитию сильных сторон и коррекционно-развивающегося воздействия на проблемные стороны развития Славы

Опираясь на хороший уровень развития речи привлекать Славу к драматизации знакомых сказок, рассказыванию стихов.

Учитывая его любовь к приготовлению пищи, предложить приготовить фруктовый салат из настоящих фруктов, используя одноразовую посуду. Обратить его внимание на результат своего труда и продемонстрировать его другим.

Слава хорошо и много строит, поэтому можно ему предложить научить других, тем самым включить его в совместную деятельность.

Опираясь на его любознательность, предложить папе Славы изготовить вместе с сыном поделку из осенних даров, принести в садик и продемонстрировать детям.

Для сближения Славы с детьми вовлекать в совместные игры при непосредственном участии взрослого (в начале это игры в парах: игры с мячом, с пирамидками, кубиками, с водой, с крупами), который поможет распределить игрушки, продемонстрирует нужные действия, заинтересует. Необходимо помочь Славе увидеть в сверстнике партнера по игре, а не соперника по борьбе за право обладать игрушкой.

Вовлекать в хороводные игры, в процессе которых научить выражать свои эмоции и договариваться на языке действий, и чувствовать состояние другого. Подчеркивать значимость совместных действий.

Привлекать Славу к оказанию помощи детям, например в раздевании.

Для возникновения интереса к двигательной активности подобрать детские книжки по теме.

Учитывая желание Славы играть с куклами предложить научить куклу прыгать, быстро бегать, лазить.

Предложить построить из крупного строителя полосу препятствия.

Привлечь ребенка к изготовлению атрибутов для подвижной игры.

Предложить позвать детей поиграть в подвижную игру.

Предложить папе дома привлекать сына к совместным спортивным упражнениям.

Ксюша (2года 5 месяцев)

Семейная культура

Семья полная, однодетная, основную роль в воспитании играет мама. Бабушки и дедушки

участвуют в воспитании девочки.

Стиль деятельности

Инициативная, импульсивная. Часто переключается с одной деятельности на другую.

Не всегда доводит начатое дело до конца (нужна включенность взрослого, эмоциональная окраска деятельности).

Способности – потребности (сильные стороны)

Любознательная девочка, много задает вопросов. Наблюдаются организаторские способности. Стремится к общению со сверстниками и взрослыми. Внимательна к эмоциям других. Проявляет эмоциональную заботу о других. Хорошо развито воображение (придумывает совместные игры).

Хорошо развита речь.

Характер – темперамент

Ксюша по темпераменту, скорее всего, холерик (очень подвижная, эмоциональная, неуравновешенная)

Интересы ребенка

Проявляет большой интерес к сверстникам. Редко играет и занимается предметной деятельностью одна. Имеет близкого друга, с которым предпочитает проводить большую часть времени. Инициирует сама игру или подражает действиям партнера, получая от этого море положительных эмоций. Любит заботиться о младших, утешать, помогать им.

Любит слушать музыку и танцевать вместе с детьми, испытывая от этого эмоциональный подъем. Охотно включается в подвижные игры, часто инициирует их.

Часто можно увидеть Ксюшу в центре семьи.

Уровень проявления ключевых компетентностей

Социальная

Уровень проявления данной компетенции высокий.

Ксюша выражает свои мысли и чувства, отношение к окружающей действительности.

Часто ребенок проявляет страх к новым людям и ситуациям.

Проявляет большой интерес к сверстникам, взрослым, реагирует на их эмоциональное состояние. Проявляет эмпатию: демонстрирует понимание чувств других. Проявляет эмоциональную заботу о других. Сотрудничает со сверстниками, часто по своей инициативе. Хочет общаться, но не всегда знает как. Не всегда сотрудничество носит позитивный характер. Хочет и не знает как.

Включается в решение проблем игрушек, но предпочитает детей.

Коммуникативная

Хорошо развита речь.

Ксюша выражает свои чувства и желания словами, охотно откликается на предложения и вопросы взрослого. Часто является инициатором общения, предлагает вид совместной деятельности.

Всё это свидетельствует о высоком уровне проявления данной компетенции.

Деятельностная

Девочка способна самостоятельно сделать выбор, но не всегда может реализовать задуманное, достичь определенного результата, т.к. переключается на другую деятельность. Уровень проявления Ксюшей деятельностной компетенции - 3.

Информационная

Наблюдается 4 уровень проявлений.

Ксюша проявляет интерес к тому, что происходит в группе. Задает вопросы.

Здоровьесберегающая

Охотно выполняет движения имитационного характера.

Всегда участвует в подвижных играх.

Осмысленно пользуется носовым платком.

Но очень тяжело переносит расставание с мамой. Наблюдается внутренняя тревожность в течении дня. Частая смена настроения.

Уровень компетенции 4.

План работы по развитию сильных сторон и коррекционно-развивающегося воздействия на проблемные стороны развития Ксюши.

Учитывая, что у Ксюши большая потребность в общении, вовлекать ее в разные рода коллективные игры (пальчиковые, хороводные, подвижные, сюжетные).

Для развития лидерских качеств, предлагать Ксюше собирать детей на игру, на танец, на утренний круг. Поддерживать инициативу, если она сама попытается затеять игру со сверстниками.

Предлагать ей ведущие роли, например, выйти в центр круга и самой придумать какое-нибудь новое движение, которое другие дети будут повторять (прыжки, пружинки…) или передавать по кругу (погладить, обнять, пожать руку).

Давать Ксюше поручения (помочь сверстнику выполнить задание, раздеться).

Вовлекать в совместные игры с участием взрослого, который демонстрирует, как вступать во взаимодействие со сверстником.

Учитывая хорошо развитую речь и желание взаимодействовать с людьми, привлекать к драматизации сказок, к разыгрыванию сюжетов из жизни.

Уделить особое внимание развитию компонентов деятельностной компетентности.

Помогать Ксюше удерживать, выбранную цель. С помощью игровой мотивации (воздействуя, на ее эмоциональное состояние), вопросов (что ты делаешь? как научить куклу…?), поощрений (стараться замечать малейшие достижения). Демонстрировать детям результаты ее деятельности. Организовать персональную выставку.

Организовывать совместную деятельность Ксюши со взрослым, в процессе которой она бы наблюдала, как действует взрослый, демонстрируя результаты своей деятельности. Вовлекать в игры с правилами, которые развивают умение управлять своим поведением, действовать в соответствии со взятой ролью.

Организовывать совместные игры, снимающие внутренние напряжение (с водой, краской, бумагой…)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лэпбук «Фрукты»

Лэпбук «Фрукты» В дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игровой форме. Для знакомства детей с фруктами можно использовать дидактические игры...

Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в…

Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в старшей и подготовительной к школе группе детского сада Образовательная область: Физическое...

Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе. Тема:…

Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе Тема: Выполнение аппликации из бумаги «Подарок для зайчика» в технике обрывной...

Читайте также

Опыты «С нравственным подтекстом» для детей старшей группы

Опыты «С нравственным подтекстом» для детей старшей группы Чистая душа Материал: 2 прозрачных стакана (один пустой, другой с водой), черная краска, кисточка. Ход...

Предметно-развивающая среда

Предметно-развивающая среда (Для детей старшего возраста)

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности Ранний возраст – один из важнейших этапов развития познавательной активности детей...