«Развитие рефлексивности у детей»

(Из опыта работы)

 

В исследованиях последнего десятилетия рефлексия определяется, как новообразование дошкольного возраста (Н.И. Люрья, Н.Г. Салмина и др.).

Современные дети обнаруживают новые закономерности развития и созревания психики, демонстрируя большую способность к самосознанию и саморазвитию.

Рефлексия есть обращение человеком своего сознания на самого себя (самоанализ): на мышление, поведение, знания, действия. Это понимание и анализ своих мыслей, чувств, мотивов.

Работая, с детьми третьего года жизни я старалась обращать их внимание на собственные действия:

- что выбирают;

- что делают (делали, будут делать);

- что получилось (на продукт собственной активности).

Дети ежедневно имели возможность выбирать (самоопределяться) деятельность, материалы, партнеров

и делиться своими результатами, успехами.

 

Работа детей 2 лет в центре «Песок-вода»Работа детей 2 лет в центре «Песок-вода»

 

Работа детей в центре «Искусство»Работа детей в центре «Искусство»

 

Работа детей в центре «Манипуляции»Работа детей в центре «Манипуляции»

 

Групповой сбор – подведение итоговГрупповой сбор – подведение итогов

 

На фото можно увидеть: работу детей в центрах (их выбор) и как дети делятся своими достижениями на групповом сборе (круге).

Итоги работы в центрах (детские высказывания):

Воспитатель: «Расскажите, что понравилось сегодня делать?»

Диана (2 г. 11 мес.): «Я рис сыпала зеленый».

Воспитатель: «Сразу начала сыпать?»

Диана: «Сначала намазала клеем. Получилось дерево»

Слава (2 года 9 мес.)

«Птичку сделала».

Лида (2 года 7 мес.)

Воспитатель: «Что ты делала?»

Лида: «Листочки».

Воспитатель: «Как?»

Лида: «Отрывала бумажки. Мяла и приклеивала».

Фотографии на данном этапе (в 2-3 года) играют важную роль, желательно их делать чаще.

Фотографии:

1) Являются наглядным способом фиксации действий (достижений) детей. Дети имеют возможность посмотреть на себя со стороны, чем занимались, что научились делать….

2) Являются наглядной информацией для родителей о жизни ребенка в детском саду.

3) Активизируют речь ребенка (глядя на своё изображение, ребенок стремится назвать, что делал…).

Уже в младшей группе (с 3 лет) я старалась мотивировать детей к анализу выбора - свободных действий и к подведению итогов деятельности.

Мы придумали наглядную форму фиксации ребенком своих действий - «Ладошку» (фото № 5, 6).

 

«Ладошка»«Ладошка»

 

«Ладошка»«Ладошка»

У каждого ребенка ладошка своя. Пять пальцев – это 5 дней, проведенных ребенком в детском саду.

К ладошке прилагаются резинки разного цвета.

Каждый центр активности у нас с детьми обозначен своим цветом. (Например: центр «Математики» - красный, «Искусство» - зелёный, «Книги» - синий, «Строительства» -желтый, «Семьи» - оранжевый, «Песок - вода» - коричневый, «Наука» - фиолетовый…). И каждый день на один пальчик ребенок надевает одну или 2… резинки, в зависимости от того в каком центре активности работал.

Когда происходит фиксация ребенком своих действий?

После окончания работы в центрах происходит постепенный приход детей со своими результатами на

групповой сбор, который проходит на ковре. Дети фиксируют на ладошке, то чем занимались (фото №7, 8, 9).

7

8

9

 

Такая форма фиксации очень наглядна и для детей и для взрослых. Она позволяет отрефлексировать, что и как выбирает ребенок и что он не выбирает (в течение недели). Развивается ребенок в разных направлениях или в одном.

После фиксации детьми своих действий идет групповое обсуждение(самоанализ: что выбирали, что делали, что получилось).

Что обсуждаем:

- Что сегодня удалось (получилось)?

- Чему научились сегодня?

- Что нового узнали?

- Что понравилось больше всего?

- Что получилось особенно хорошо?

- Как смог это сделать?

- Сможешь этому кого-то научить из друзей?

- Были какие-то трудности? Кто помогал?

- С кем вместе работал?

В результате групповых обсуждений дети:

- учатся активно обсуждать процесс своего развития;

- учатся друг друга слушать и слышать;

- учат друг друга;

- мотивируют друг друга на деятельность, а также мотивируют делиться своими открытиями, достижениями…

Работа по развитию рефлексивности осуществляется и в ходе индивидуальных обсуждений.

Индивидуальные (персональные) обсуждения

  • С детьми, которые в силу своих индивидуальных особенностей (неуверенные в себе, с повышенной тревожностью) не могут делиться своими успехами на публике (фото).

 

10

 

  • С сильными детьми, которые любят и могут выступать на публике - являются примером и мотиватором для других. С ними заранее обсуждаешь, проговариваешь выступление, чтобы они могли это сделать более ярко и грамотно (фото).

 

11

 

  • С детьми в конце недели (подведение итогов).

Перед ребенком:

1) «ЛАДОШКА» с зафиксированным выбором своих действий за неделю.

2) Выполненные работы или материал, с которым работал (палочки, геометрические фигуры, камешки, фигурки насекомых…).

Вопросы к ребёнку:

- Чему научился на этой неделе?

- Что понравилось больше всего?

- Что получилось особенно хорошо?

- Что хотел бы повторить ещё раз?

- Какую работу поместим в портфолио?

- Что хочется узнать ещё?

- Чему научиться?

 

12

 

В ходе обсуждения с детьми взрослому

важно:

- помогать видеть ребенку положительные изменения (достижения);

участие взрослого в анализе зависит от возраста и от уровня развития ребенка;

- делать акцент на успех (сильные стороны ребёнка).

Тогда обсуждение приносит радость и удовольствие, а это мотивирует детей к дальнейшему развитию.

- Помнить, что отрицание успеха, разочарование подрывает веру в себя. Тогда ребенку трудно рассказывать о своих достижениях. Необходимо и с родителями говорить об этом.

- Уважительно, заинтересованно, серьёзно относиться к тому, что демонстрирует ребенок.

Все высказывания детей во время обсуждений записываются.

Итоги дня:

Воспитатель: «Что сегодня вам удалось сделать?»

Лида (4 г.): «Я рисовала цветы, много. Солнышко ещё нарисовала.

Воспитатель: «Чему ты научилась?»

Лида: «Научилась лепестки овальные рисовать и листики такие. Я сделала очень красиво. Маме понравиться. Долго рисовала».

Соня (4 г.) «Я делала из темного пластилина сосисочку. Нашла ракушки.

Из ракушек я сделала крылья. Потом сделала усики. Бабочка нарядная. На крылышках сделала красоту. Посадила на цветочек».

Белла (3г.9м.): «Я улиток раскрасила и считала. Потом цифры нашла».

Итоги недели:

Воспитатель: «Чему научилась на этой недели?

Что получилось особенно хорошо?»

Соня (4года): «Я рисовала коровку, обводила по точкам дорожки, делала из камней бабочку, из палочек солнце. Получилось хорошо».

Воспитатель: А в каком центре не была на этой неделе?»

Соня: «Ещё не была в центре красной резинки».

Воспитатель: «Хочешь в центре математики чему-то научиться?»

Соня: «Надо поучиться считать».

Детские высказывания являются:

  • материалом для портфолио;
  • наглядной информацией для родителей;

- прочитав высказывания, родители получают информацию о жизни своего ребенка в группе (фото №13, 14, 15).

 

13

 

14

 

15

 

Возможны и другие формы фиксации своих действий детьми.

 

16

17

 

Такие формы фиксации детьми своих действий могут использоваться в младшей и в средней группе.

А вот в старшем возрасте уже другие формы фиксации - ЛИСТЫ УЧЁТА.

 

18

 

Ребенок отмечает (любым способом), в каком центре сегодня был.

Может подводить итоги дня, недели, месяца, темы.

Итоги дня:

Миша (7 лет): «Я был в центре «Математики» и научился решать примеры и раскрашивать по цифрам. Каждая цифра обозначает какой-то цвет. А ещё я научился находить лишнею картинку».

Вероника Я. (6 лет 10 мес.): «Я была в центре «Искусство» и научилась делать детеныша тюленя белька из бумаги и газеты. Сначала я мяла газету и обклеивала её белой бумагой. Потом приклеивала голову к телу, приклеивала лапки. А потом я сделала мордочку, используя пластилин».

Итоги темы:

Майя С. (6 лет 5 мес.): «По теме «Путешествие на Северный и Южный полюс» я много раз была в центре «Искусство», потому что мне очень нравится там заниматься. Я научилась красиво рисовать белого медведя, пингвинов, северного оленя. А ещё я научилась делать пингвина из рулона туалетной бумаги. А ещё я была в центрах «книга», «наука», «строительство». Но я не была в центре «настольная игра», потому что мне не совсем там нравится».

Святослав С. (6 лет 8 мес.): «Пока была тема «Путешествие на Северный и Южный полюс» я больше всего раз был в центре «Математики» и «Искусство». Я люблю заниматься в центре «Математики», потому что там очень интересные карточки. Я там научился решать примеры, придумывать и решать задачи. А ещё мне нравится заниматься в центре «Грамоты», потому что там тоже очень интересные задания, например, расшифровывать слова».

Из детских высказываний видно, что ребенок старшего возраста анализирует свою деятельность уже более самостоятельно. Озвучивает свои интересы, оценивает достижения. Активно участвует в планировании и ставит новые цели.

Если перед ребенком ставить задачу рассказать о самом себе, о своих изменениях, тогда он осознает себя как участник процесса обучения. Осознает цели, которые перед ним были поставлены, шаги которые он совершал, достигая эти цели. Видит свои успехи. Знает свои сильные стороны и свои индивидуальные особенности. Может грамотно представить родителям свои успехи, обсудить с ними процесс своего развития.

Важна каждодневная практика. Системная, целенаправленная работа по развитию рефлексии у детей.

 

Используемая литература:

Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М.: Планета детей, 2010.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов...

Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам»

Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие...

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Утвержденные изменения от 31.07.2020г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в ФЗ Об образовании в Российской...

Читайте также

Дидактическая игра «Забавные кольца»

Дидактическая игра «Забавные кольца» Для детей 3-4 лет Аннотация: Сенсорное развитие детей, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира...

Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в…

Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в старшей и подготовительной к школе группе детского сада Образовательная область: Физическое...

Конспект НОД в подготовительной группе: Беседа-разъяснение «Познание своего организма»

Конспект НОД в подготовительной группе: Беседа-разъяснение «Познание своего организма» Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное», «Развитие...