Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

(Из опыта работы)

 

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник мира человечности в человеке. «Годы детства — это, прежде всего воспитание сердца» - писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой — семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению природоведческой литературы. Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Маленький ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует одним и по-детски осуждает других. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности, к поступкам людей.

В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей после чтения воспитателем художественной литературы, поведенных наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т.е. понимания связей и отношений, существующих в природе, и необходимости охранять ее.

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.

Таким образом, углубление экологических проблем планеты до кризисного состояния возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Экологическое образование и воспитание рассматривается как неотъемлемая часть общего образования.

За годы работы с детьми я убедилась, что чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на воспитание ребенка как личности. Поэтому в своей работе по экологическому воспитанию детей широко использую художественную литературу. Чтение рассказов, стихов, сказок о природе глубоко воздействует на чувства детей. Яркие образы героев - животных надолго сохраняются в их памяти. Книга, прочитанная в детские, производит порою настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь.

Для решения задач экологического воспитания я использовала художественные произведения, рекомендуемые программой, а также природоведческую литературу разных жанров, помогающую детям узнать и понять окружающий мир. При отборе художественной литературы руководствовалась следующими принципами:

  1. Доступность произведений детскому пониманию. Произведение может воздействовать на чувства ребенка, только когда понято им.
  2. Реалистичность. Важны стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и др.
  3. Привлекательность для детей. Следует подбирать произведения с интересным сюжетом, насыщенные поэтическими образами.

Исходя из этого, я подобрала соответствующую художественную литературу, которую и использовала в своей работе.

На занятиях по чтению художественных произведений мною были использованы следующие формы работы по экологическому воспитанию:

  • экскурсии;
  • экологические праздники;
  • практическая деятельность детей в природе;
  • природоохранительные акции.

Чтение художественных произведений сочетала с беседой, играми, решением экологических задач. Дети с увлечением отгадывали загадки, решали логические задачи, задачки на удивление, слушали рассказы.

В начале своей работы с детьми старшего дошкольного возраста провела беседу «Наш дом - природа». Чтение стихотворения В. Орлова «Дом под крышей голубой» и его обсуждение помогло детям понять, что человек — часть природы, что надо быть друзьями по отношению к растениям и животным.

Сближение ребенка и природы происходит тогда, когда он начинает видеть ее красоту. Художественное слово, поэзия помогают открывать детям неповторимую красоту окружающего мира.

Встречая детей по утрам, я не упускаю случая обратить внимание на красоту, которая их окружает: солнце своими лучами будит природу, греет землю, помогает расти всему живому. И чтобы усилить эмоциональное впечатление от общения с солнышком, читаю стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики». А игра с солнечными зайчиками вызывает восторг и удивление, желание узнать больше о солнышке.

На одной из прогулок обратила внимание детей на красоту деревьев, растущих на участке. Прочитала стихотворение А. Прокофьева «Люблю березку русскую», предложила подойти к дереву. Дети любовались зеленой листвой, слушали, как шелестят листочки, гладили руками ствол и радовались, что такое прекрасное дерево растет рядом с ними. На следующей прогулке, подойдя к березе, ребята нашли на ветке письмо. В письме березка просила почитать о ней стихи, спеть песни. Дети с огромным удовольствием водили хоровод вокруг березки, читали ей небольшие стихи. Играя в тени березки, любуясь ею, дети в то же время могли сорвать листок, сломать ветку, не задумываясь о том, что это вредит дереву. Я предложила детям прочитать интересный рассказ С. Воронина «Моя березка». После чтения задала вопрос: «Как вы думаете, деревья живые? Почему вы так считаете?» Зная особенности строения деревьев, ребята ответили, что у каждого дерева есть ствол, веточки и листья, а в земле находятся корни. Ими деревья пьют воду, с их помощью питаются. Значит — они живые. Деревья, как и люди, любят свет и тепло. Без них они не смогут жить. Значит — деревья живые и к ним нужно относиться бережно. Беседа «Деревья нашего участка» позволила расширить представления детей о разновидностях деревьев, научила узнавать деревья по внешнему виду, находить сходства и различия.

Во время прогулки задала вопрос: «Какое дерево вам нравится больше?» Предложила понаблюдать за ним, чтобы понять как приспосабливаются растения к сезонным изменениям в природе. Наблюдения детей привели к выводу, что изменения в жизни и развитии растений находятся в тесной взаимосвязи с сезонными изменениями в природе. Потеря листвы помогает деревьям выжить в холодную, снежную зиму.

Знакомство детей с деревьями продолжила на экскурсии «Деревья на нашей улице». Во время экскурсии обратила внимание на красоту и разнообразие деревьев, растущих на улице. Дети узнавали деревья, с большим интересом рассматривали их, слушали стихи, загадки. Экскурсия помогла детям понять и оценить роль деревьев в жизни человека. Непосредственное общение с природой играет большую роль в воспитании бережного отношения к ней.

Чтобы расширить представление детей о роли деревьев в жизни человека, познакомила их с понятием — лес. Предложила послушать рассказ Ю.Дмитриева «Что такое лес». В нем в интересной форме дается представление о настоящем лесе. Из рассказа дети узнали, что в настоящем лесу есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Лес - это сообщество растений и животных, проживающие вместе на одной территории. Жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. Лес — это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. В лесном доме существует строгий порядок. Об этом дети узнали из рассказа М. Пришвина «Этажи леса». Вся лесная живность живет строго «по этажам». Поменяться этажами с соседями, спуститься или подняться им невозможно. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело.

Рассказ В. Танасийчук «Цепочки в лесу» раскрывает связь растений и животных друг с другом. В лесу существует множество цепочек. Ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить.

Для того, чтобы показать связь растений и животных в лесу, зависимость их друг от друга, провела занятие «С кем дружит ель...» Дети узнали, что ель - одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса. С этим деревом связана жизнь многих лесных животных. Белки, лесные мыши и полевки, дятлы, клесты питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей и под ними. Животные, жизнь которых зависит от ели, связаны не только с ней, но и между собой. Срывая шишку ели, клест выедает только часть семян, а затем бросают ее. Сброшенные шишки подбирают белки, дятлы. Но еще важнее эти шишки для лесных мышей и полевок, которые не могут сорвать их на деревьях. Эти факты расширяют представления воспитанников об экологических связях в природе.

В ходе занятия дети убеждаются в том, что вырубка елей наносит большой вред животным, живущим рядом с ней. Одно дело, если ребенку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу — это «плохо». И совсем другое — когда ребенок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом и сам может объяснить, что произойдет с ними после исчезновения дерева. Такой подход к изучению природы — то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей — позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Вопрос: Какую елку нарядить на праздник - живую или искусственную?» - не вызвал у детей сомнения в том, как поступить. Рассказ С. Михалкова «Елочка» помогает решить вопрос о праздничной елке.

Постепенно у детей формируется представление о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от нее. В подтверждение этому прочитала воспитанникам сказку В. Бианки «Сова». Из рассказа дети поняли, что нельзя нарушать связей, сложившихся в природе. Исключение одного из звеньев лесной цепочки ведет к гибели многих животных, растений, т.е. природы, частью которой является человек. Поэтому, чтобы изменить что-то в природе, надо дать оценку своему поведению, т.к. нарушение законов природы может нанести ей непоправимый вред. Рассказ «Олени и хищники» помог детям понять, что это действительно так. Для формирования у детей представления о природе как едином целом использовала рассказ Ю. Дмитриева «Если бы...», 3. Плохий «Кто нужнее?» В них в доступной форме рассказывается о существующих а природе взаимосвязях и взаимозависимостях.

Для закрепления полученных детьми знаний, использовала словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, игра «Пирамидки» («Птицы в природе») развивает умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев, экологическую пирамидку, объяснить к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы. Игра «Меню для птиц», помогла уточнить представления о том, чем питаются пернатые. С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми правил поведения в природе использовала дидактическую игру «Угадай правило».

Чтение рассказов В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», «Почему плачет синичка?» также закрепляет знания детей о культуре поведения в природе, учит правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

На итоговом занятии «Мы — друзья природы» дети закрепили свои знания о правилах поведения в природе, научились понимать, что природу надо не только любить и жалеть, но и хорошо знать. У детей появилось желание помогать животным, попавшим в беду, охранять окружающую природу.

В основе отношения человека к окружающему миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть- забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Для формирования гуманного отношения к природе включаем детей в посильную для их возраста практическую деятельность. Вместе с детьми озеленяем уголок природы, заботимся о его обитателях, разбиваем цветники. Дети не только видят окружающею красоту, но и принимают участие в ее создании. Это вызывает у воспитанников радость, поддерживает положительное эмоциональное состояние, способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания. Чувство сострадания, сопереживания определяет действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду. А активная позиция способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами. Умение сопереживать и сочувствовать попеременно вырабатывает эмоциональное табу на действие, причиняющее страдание и боль всему живому.

Чтение и обсуждение рассказов В. Танайсичук «Что такое кислый дождь», «Нефть в море», «От чего погибли киты» подводит детей к пониманию, что мы все вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю. Чтобы сохранить природу, не допустить ее гибели нужно знать и соблюдать строгие правила в науке экологии.

В результате проведенной нами практической работы были выявлены следующие уровни сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.

 

Таблица 1

 

Уровни сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.
Знания о животных, птицах и насекомых Знания о

растительном

мире

Знания о

неживой

природе

Знания о временах года Отношение к миру природы
Высокий 75% Средний 20 % Низкий 5 %

 

Высокий 90 % Средний 10 % Низкий 0 Высокий 80 % Средний 15 % Низкий 5 % Высокий 95 % Средний 4% Низкий 1 % Высокий 85 % Средний 10 % Низкий 5 %

 

 

Художественная литература служит могучим средством в экологическом воспитании детей и способствует формированию первых понятий о единстве человека и природы, дает возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывает экологическую культуру человека.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

  • сформированы начала экологической культуры детей;

- сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям

природы, экологическое мышление;

  • дети участвуют в пассивной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;
  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе и закрепляется в процессе практической деятельности и помогает нам в этом незаменимые произведения - рассказы, стихи, сказки русских классиков и современников. Книги учат добру, ответственности, причастности человека ко всему, что его окружает.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Педагогический проект по экологическому развитию «О тех кто летает»

Педагогический проект по экологическому развитию «О тех кто летает» Младшая группа Пояснительная записка Дошкольное детство - это период, во время которого у малыша...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Учимся говорить…

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Учимся говорить правильно» Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память. Задачи: 1. Развивать связную речь...

Конструкт занятия. Тема проекта: «Тело человека»

Конструкт занятия. Тема проекта: «Тело человека» Цель: расширить представления детей о внутреннем строении человека. Задачи. Обучающие: - обобщить знания детей о внутреннем строении человека:...

Читайте также

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп»

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп» Образовательная область: «Познавательное развитие». Цель: формирование понятия об экологической культуре у дошкольников. Задачи: сформировать у детей основные природоведческие представления и...

Воспитательное значение народных сказок

Воспитательное значение народных сказок Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа. Одной из...

Кружок по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет «Театральная мозаика»

Кружок по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет «Театральная мозаика»