Опыт работы по музейной педагогике
Тема: «Формирование речевых компетенций младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

 

Сегодня я хочу представить Вам свой опыт работы по музейной педагогике.

Как говорил великий писатель Алексей Николаевич Толстой:

«Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается перед нами

тысячелетняя история народа» 

(Алексей Толстой.)

 

Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения.

Актуальность выбранной темы не случайна.

Наблюдая за детьми, мы увидели, что их мало интересуют книги, нет интереса к художественной литературе, к поэтическому слову. И тогда мы решили

заняться с детьми театрализованной деятельностью. Создали в группе мини – музей «Теремок сказок», ведь сказка проста и понятна детям. Это позволило нам не только привить интерес к русскому фольклору, художественному слову, но и способствовало развитию речи, активизации словаря детей. Первые навыки театрально - исполнительской деятельности способствуют эмоциональному развитию. У детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, а приобретенные умения в театральных играх дети переносят в повседневную жизнь. 

Цель музея: формирование у детей интереса и любви к сказкам через работу в мини музее «Теремок сказок».

Задачи:

- способствовать формированию интереса к сказкам;

- познакомить детей с различными видами театрализованной деятельности;

- способствовать развитию речи, расширению словарного запаса;

- развивать творческое мышление, фантазию;

- формировать представление о музее;

- обогащать воспитательно - образовательное пространство новыми формами;

- привлечение родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество.

В связи с новыми федеральными стандартами нельзя не упомянуть и об интеграции образовательных областей в музейной педагогике.

Что подразумеваем мы под театром….

Что подразумеваем мы под игрой…..

С чем знакомит мини-музей:

  • С различными видами театральных кукол;
  • С правилами поведения в театре;
  • Знакомит с театральными профессиями;
  • С различными костюмами и декорациями;
  • С материалами, из которых создаются куклы и игрушки.

В нашем мини-музее собраны различные экспонаты, подаренные родителями, собранные воспитателями и детьми. Все экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция мини-музея располагается в доступном для детей месте.

В мини – музее несколько разделов:

1 раздел: «Волшебный сундучок» с атрибутами из сказок: рукавичка для сказки «Рукавичка», скалочка для сказки: «Лисичка со скалочкой», 3 стула разных по высоте для сказки «три медведя» и т.д.

2 раздел: «Библиотека сказок".

3 раздел: «Волшебный театр», в котором имеются разнообразные виды театров

- Театр на фланелеграфе (сказки: "Теремок", "Колобок", "Репка", "Маша и медведь").

- Магнитный театр (Курочка ряба).

- Плоскостной театр (Смоляной бычок).

- Пальчиковый (Рукавичка).

- Театр Би-ба-бо (Теремок).

- Настольный театр (Заюшкина избушка).

4 раздел: «Угадай и поиграй».

Здесь представлены дидактические игры, пазлы с разными сказками, разрезанные картинки, с помощью которых детям очень нравится составлять сказочных героев и сюжеты из разных сказок.

5 раздел: «Галерея рисунков и картин по сказкам».

Продумали формы работы в мини-музее:

- Формы проведения занятий в музее отличаются большим разнообразием – это путешествие по сказкам, игра-занятие;

- путешествие-инсценировка, сюжетно-ролевые игры.

- Для решения задач по речевому развитию огромное значение придаём индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.

- Разучиваем с детьми потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, короткие сказки, загадываем загадки, знакомим с художественной литературой.

- Проводим НОД по сказкам: «Путешествие по русским народным сказкам», «Герои сказок», «Волшебный сундучок».

- Играем в дидактические игры: «Найди ошибку» (как игра четвёртый лишний), «Отгадай-ка!», «Расскажи сказку по иллюстрациям», лото «Путешествие по сказкам».

- Используем в работе игры на эмоциональное развитие «Мой любимый персонаж» (изобразить мимикой и жестами).

- Играем с детьми в подвижные, словесные игры.

- Обыгрываем знакомые сказки с помощью настольного театра, театра би-ба-бо.

- Прослушиваем сказки на магнитофоне, просматриваем их на телевизоре.

- Проводим игровые ситуации: «Путаница», игра «Что будет, если…».

- Играем в сказки, рисуем, занимаемся ручным трудом, конструируем, проводим литературные викторины.

Все накопленные знания, умения и навыки наши дети используют в самостоятельно - игровой деятельности.

С помощью русских народных сказок, дети усвоили основные жизненные нормы:

  • Что такое хорошо, что такое плохо.
  • Добро всегда побеждает зло.
  • Слушать родителей.
  • Уважать старших.

Наш музей представляет большие возможности для развития личности ребенка, для взаимодействия с семьей, социумом и обогащение предметно-развивающей среды. Главное в музее – не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности. Мы часто используем экспонаты мини-музея в качестве пособий для проведения занятий, игр.

Поэтому разнообразие самостоятельной деятельности детей в мини-музеях способствует развитию творческой деятельности, сюжетно-ролевых игр, интереса к исследовательской деятельности, созданию детских проектов.

Итак, ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Наш музей получился таким интересным, познавательным и ярким, благодаря помощи детей, родителей и педагогов.

18 мая в международный день музеев, мы планируем устроить музейный праздник и провести театрализованное представление с участием детей и родителей «В гостях у сказки».

Перспектива развития мини-музея:

  • пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
  • выставка детских работ по теме «Здравствуй сказка!»;
  • оформление книжек – малышек родителями;
  • изготовление театров из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов;
  • разработка НОД по теме «Путешествие в сказку»;

составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях).

Итог работы подводить рано. Это не конец, а лишь самое начало. Но любой большой и длинный путь начинается с маленького и первого шага. Планируем дальше работать в этом направлении.

«И нельзя без сказок нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще нам найти слова,

для любимых деток или малыша».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игры на внимание как помощники при организации учебных занятий для…

Игры на внимание как помощники при организации учебных занятий для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Учебный процесс в...

Развлечения группы «Рябинки» на 2020-2021 учебный год

Развлечения группы «Рябинки» на 2020-2021 учебный год Дата проведения Название и цели мероприятия Ответственный за проведение Сентябрь 1. Интегрированное развлечение «Семья – начало всех начал» ...

Методическая разработка: «Развитие гибкости у детей 4-7 лет» (Авторская разработка)

Методическая разработка: «Развитие гибкости у детей 4-7 лет» (Авторская разработка) Образовательная область: Физическое развитие. Аннотация Гибкость – это физическое качество человека, характеризующееся способностью человека...

Читайте также

Интерактивные игры. Тема: «Деревья»

Интерактивные игры. Тема: «Деревья»

Проект «Мы – помощники» в первой младшей группе

Проект «Мы – помощники» в первой младшей группе Актуальность: темы заключается в том, чтобы помочь детям получить более широкие знания о труде...

Конспект НОД в первой младшей группе. Развитие продуктивной деятельности -…

Конспект НОД в первой младшей группе. Развитие продуктивной деятельности - рисование. Тема: «Маша и медведь» Программное содержание: Учить правильно держать кисточку...