Практикум для воспитателей «Дидактический материал по коррекционной работе в процессе обучения детей с нарушением зрения»

 

На первых этапах работы с детьми воспитатель обучает их приемам восприятия, поскольку при рассматривании изображений дети перескакивают от одной части к другой, пропускают отдельные элементы, плохо соотносят элементы изображений с соответствующими элементами предмета.

С целью активизации зрительного восприятия и умственной активности детей в процессе занятий по конструированию использовались чертежи, по которым дети учатся строить различные постройки (рис. 2).

Для этого использовались следующие темы: «Дорожки», «Ворота», «Дом», «Башенка», «Мост», «Горка», «Трамвай».

Занятиям с использованием графических схем предшествовала большая предварительная работа. Так, прежде, чем предъявить детям чертеж, проводим в игровой занимательной форме обучение чтению. Сначала знакомим детей с основными формами плоских геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг. Затем проводим работу по дифференциации плоских и объемных форм (кирпичик, кубик, треугольная призма большая и маленькая, полукубик, брусок).

В индивидуальных и подгрупповых занятиях учим детей переносить восприятие реальных предметов в плоскость, соотносить силуэтные и контурные изображения строительных форм.

Используем следующие игры-упражнения:

1. Обследование кирпичика руками. Дети обводят пальцами широкую грань кирпичика - это «спинка» у кирпичика, узкую - это «бочок» у кирпичика.

2. Перенос на бумагу. Воспитатель кладет на бумагу кирпичик и обводит фломастером его широкую грань, дети наблюдают.

- Что получилось на бумаге?

При проведении занятий по конструированию с использованием графического образца необходимо придерживаться следующей последовательности:

1. Назвать изображенный на схеме предмет.

2. Указать его функцию.

3. Обследование:

а) выделение основных частей;

б) установление пространственного расположения этих частей;  

в) выделение деталей в основных частях постройки;

г) установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу.

4. Перенос в плоскость, т.е. выкладывание постройки из плоскостных фигур на магнитной доске (в случае, если дети будут затрудняться).

5. Последовательное соотнесение элементов графической модели с частями предмета, установление их соответствия и адекватных им строительных деталей.

Использование такой последовательности при обследовании обеспечивает формирование целостно расчлененного представления о конструируемом объекте, способствует не только выделению отдельных частей, но и установлению существенных отношений между ними, что имеет важное значение для формирования мыслительных процессов у детей. Систематическое проведение анализа образцов графических изображений по вышеуказанной схеме обеспечивает усвоение темы и последующее ее использование.

Безусловно, в процессе этой работы у детей возникали трудности. Так, например, на первых этапах работы дети не обращали внимания на соединение деталей, оставляли щели между деталями, смещали их и т.д. Тогда проводится обыгрывание. Например,

- приложи свой кирпичик к нарисованному (дети убеждаются в правильности своего ответа).

Перенос на цветную бумагу с последующим вырезыванием. Дети берут в руки силуэтные изображения кирпичика и накладывают его на форму, сравнивают их. Убеждаются в том, что они одинаковы.

Соотнесение силуэтного и контурного изображения реальной формы.

Дети накладывают силуэт на контур, на форму, сравнивают, делают вывод, - (это кирпичик).

Игровое упражнение «Сделай также» (рис. а, б, в).

- Кирпичики могут, как люди стоять прямо (показывается чертеж). Поставь кирпичики также.

 

Поставь кирпичики также

а) - могут лежать на кроватке. Положи, кирпичики так же.

 

Положи, кирпичики так же

б) - могут стоять боком, друг за другом, как будто идут на зарядку. Поставь так же.

 

Поставь так же

в)

 

Дидактические игры

 

«Найди то, что я скажу»

Цель: учить детей фиксировать зрительное внимание на форме. Формировать приемы установления тождества и различия путем наложения на контурное изображение реального предмета (строительной формы).

Материал: картинки с контурными изображениями разного цвета, форм, соответствующих строительным деталям (девятнадцать карточек).

Ход игры:

Игру проводим с двумя-тремя детьми. На столе разложены карточки. Предлагаем одному ребенку отобрать изображение кирпичика, втору - кубика, третьему - большой призмы. Затем дети проверяют себя. Для этого находят соответствующую деталь и накладывают ее на изображение.

Аналогичное задание дети выполняют по отбору других форм.

«Найди такой же»

Цель: упражнять детей в умении соотносить силуэтное и контурное изображение с реальными формами и наоборот.

Материал: у каждого ребенка по десять карт, на которых силуэтное и контурное изображение строительных форм, строитель.

Ход игры:

Игра проводится с двумя-тремя детьми. Дети раскладывают перед собой карты и подбирают к каждой карте строительную деталь.

Далее воспитатель показывает любую строительную деталь, а дети показывают ее контурное изображение, силуэтное, цветное.

Воспитатель показывает силуэтное, контурное изображении, дети подбирают строительную деталь.

«Выложи также»

Цель: упражнять в умении переносить пространственное расположение контурных изображений с плоскости на силуэтные изображения и на реальные предметы.

Материал: карты с изображениями домика, стульчика, кроватки, башенки.

Формы, соответствующие строительным деталям, вырезанные из картона с магнитными креплениями (рис.4). Магнитные доски на подставках.

 

Формы строительных деталей

Формы строительных деталей

 

Ход игры:

Игра проводится с тремя-четырьмя детьми. Карты раздаются детям. Каждый ребенок показывает свою постройку и рассказывает, из чего она построена. Затем дети подбирают соответствующие формы и выкладывают на магнитных досках такие же изображения.

После этого детям предлагается обменяться картами и выполнить аналогичное задание.

После того, как дети овладевают навыками дифференциации плоских и объемных форм, проводим занятия по конструированию с применением чертежа.

Матрешка пошла по Сашиной дорожке и споткнулась, или проехала машина по Аниной дорожке и застряла и т.д.

Правилом на наших занятиях является девиз: «На каждом занятии игровой прием», т.к. он способствует привлечению внимания к задаче, облегчает работу мышления, воображения.

На последующих этапах используются ориентиры: штриховка, цветовые сигналы, которые обращают внимание детей на то, что необходимо выполнить соединение деталей или на опорные элементы конструкции, с которых необходимо начать постройку (например, мост, рис.5).

 

Ориентир (штриховка), указывающий место соединения деталей моста

Ориентир (штриховка), указывающий место соединения деталей моста

 

При каждой новой проводится с опорой на конкретный образец, иногда демонстрируется способ конструирования. Например, при постройке трамвая детям показывается способ укрепления цилиндров, чтобы они не катились; далее постройку дети выполняют самостоятельно.

Поскольку детям с нарушениями зрения трудно последовательно извлекать из модели нужную информацию, а также учитывая возраст детей, на более сложных занятиях  (горка, мост, трамвай) поочередно предъявляется несколько моделей, в которых постепенно увеличивается количество элементов, т.е. занятие проводится поэтапно. Таким образом, задается не только конечный вид постройки, но и последовательность ее создания (рис.6), при такой организации занятия постройки, как правило, воспроизводятся всеми детьми значительно быстрее и с меньшим числом ошибок.

Например, постройка горки.

 

Последовательность создания постройки

Последовательность создания постройки

 

С целью активизации мышления ребенка в конце занятия вводятся следующие игровые моменты: «Поставь матрешку или флажок там, где указано на чертеже». Сначала место обозначается цветовым сигналом, а впоследствии просто указывается указкой. Такие игровые моменты позволяют закреплять умение соотносить элементы чертежа с элементами постройки



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Информационно-познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Весна пришла –…

Информационно-познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Весна пришла – природа ожила» Аннотация проекта По методу -  информационно-познавательный. По количеству участников – групповой. По...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием правополушарной техники изображения…

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием правополушарной техники изображения «Зимний закат» Возраст детей 6-7 лет Цель: Развитие творческих изобразительных способностей детей...

Перспективный план работы с семьями воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного…

Перспективный план работы с семьями воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на учебный год № Мероприятия Срок Ответственные   Блок консультативно-просветительский 1 Рекомендации родителям по правилам дорожного движения...

Читайте также

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!»

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!» Цель: Создать у детей радостное настроение в движениях и игровых, действиях под музыку...

Конспект подгруппового логопедического занятия по постановке звука [Р] «День рожденья…

Конспект подгруппового логопедического занятия по постановке звука [Р] «День рожденья Р» для обучающихся 5-6 лет (К дню открытых дверей в ДОО)

Внедрение в образовательную деятельность инновационных форм и методов работы, повышающих…

Внедрение в образовательную деятельность инновационных форм и методов работы, повышающих мотивацию к подготовке к обучению грамоте у детей старшего дошкольного...