Формирование фонематического анализа у детей с нарушением речи с помощью наглядного моделирования

 

Применяя метод наглядного моделирования в своей работе с детьми имеющими различные речевые нарушения я убедилась в его эффективности, т.к. схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Своими красочными символами и образами предметов, они вызывают желание и интерес у детей, что значительно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы. Ребенок овладевает операциями фонематического анализа на наглядно представленном материале.

Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка. При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Кроме того, овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов.

Хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по формированию фонематического анализа у детей с нарушением речи с помощью наглядного моделирования.

Перед началом работы по формированию фонематического анализа, я провожу с детьми работу по ознакомлению с акустическими характеристиками звуков, и их схематичном изображении. На обработку каждого звука отводится по два занятия. Согласные звуки обозначаются синим цветом, гласные красным. Звонкие звуки – колокольчиком, глухие – перечеркнутым колокольчиком. Мягкие звуки обозначались пером, твердые – кирпичом. Каждый пройденный звук сравнивается с новым изучаемым звуком и обозначался соответствующей буквой. После того, когда все звуки, буквы были изучены детьми, перед ними ставятся задачи:

  • определить гласный звук в начале слова в позиции под ударением;
  • определять наличие без ударного гласного звука в слове;
  • определить первый и последний гласный звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова);
  • выделение согласного звука на фоне прямого и обратного слога;
  • выделять согласный звук в слогах со стечением согласных;
  • выделить начальный согласный звук в односложных словах;
  • выделить последний согласный звук в односложных словах;
  • определить последовательность, количество и место звуков по отношению к другим звукам.

Примеры заданий:

  • «Определи пропущенный звук». Логопед называет ряд звуков, и делает паузу показывая карточку, на которой нарисованы акустические характеристики звука, проанализировав которую ребенок должен определить какого звука не хватает. Это же задание используется для определения пропущенной буквы. Для этого перед детьми выкладывается ряд букв, среди которого есть карточка с характеристикой буквы.
  • «Какого звука не хватает?». Педагог произносит ряд слогов, но один звук без пары, дети по признакам нарисованным на карточке должны определить какой звук нужно добавить, чтобы получился слог. Сначала проигрываются прямые, а потом обратные слоги.
  • «Дом с закрытыми окнами». На магнитную доску вывешивается дом, в окнах которого располагаются слоги, но есть и закрытые окна, на которых изображены признаки букв. Перед детьми ставиться задача – определить нужный слог. Сначала проигрываются прямые, а потом обратные слоги.
  • «Найди звук». Дети определяют гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец). Можно использовать графическую схему слова, где, в зависимости от места гласного звука в слове ставится кружочек в начале, в середине, в конце схемы. Это же задание проводится и для определения согласных звуков, букв.
  • «Есть ли звук?». Педагог произносит слово, а к доске прикреплены мнемотаблицы звуков. Дети должны определить, есть ли в произнесенном слове звук, характеристики, которого изображены в мнемотаблице прикрепленной к доске.
  • «Нарисуй слово». Детям педагог предлагает нарисовать столько кружков, сколько звуков (букв) в слове.
  • «Шифровальщик». Детям предлагается заменить определенный звук в слове, на его акустические характеристики.
  • «Какой звук пропустил Незнайка?». Педагог четко, сохраняя ударение, произносит сочетания звуков (например: - тка, - голка, - рбуз, - втобус и т.д.). Дети поднимают соответствующие фишки (красного, зеленого, синего цвета, в зависимости от пропущенного звука) и произносят каждое слово целиком, называя первый звук и соответствующую букву.
  • «Куда перелетела бабочка?». Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке - схеме с помощью бабочки. Предлагается карточка, разделенная на три части и бабочка на магните. Педагог называет слово, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка (позиция звука в слове).
  • «Замени звук». Педагог пишет или выкладывает из букв односложное слово на доске, рядом расположены мнемотаблицы звуков. Задача детей, заменить один из звуков на звук из мнемотаблицы и прочитать какое слово получилось.
  • «Подбери схему». Детям предлагается подобрать слова к схемам двухсложных слов, в которых ударение на первом или втором слоге.
  • «Сосчитай звуки». Дети должны сосчитать количество звуков в произнесенном логопедом слове и выложить это слово фишками.

 

Список использованных источников:

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.-103 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Детско-родительский проект «Сказочный мир»

Детско-родительский проект «Сказочный мир» Средняя группа

Наставничество при подготовке к участию в фестивале

Наставничество при подготовке к участию в фестивале Истинная педагогика наставляет подрастающее поколение на реализацию детской мечты во взрослой жизни. Несколько лет подряд...

«Когда мы едины – мы непобедимы!» Физкультурный досуг, посвященный дню…

«Когда мы едины – мы непобедимы!»Физкультурный досуг, посвященный дню народного единства Ход спортивного досуга: Дети с флажками в руках входят в зал...

Читайте также

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Сценарий для подготовительной группы «Осенние приключения»

Сценарий для подготовительной группы «Осенние приключения» (Дети под веселую музыку заходят в муз. зал и встают полукругом.)Ведущая: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Всех...

Конспект интегрированного занятия учителя–дефектолога и учителя–логопеда. Восприятие сюжетного изображения по…

Конспект интегрированного занятия учителя–дефектолога и учителя–логопеда. Восприятие сюжетного изображения по картине «Утки и гуси» в подготовительной к школе группе Цель. 1. Формирование...