Духовно–нравственное воспитание дошкольников на основе фольклора и семейных традиций

 

Коренные преобразования в стране конца 20-х в начале 21 веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознания граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма.

В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Ситуация в нашей стране не стала исключением.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно – нравственное развитие ребёнка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям; учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности.

Воспитание нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём будущем жизненном пути. Многие нравственные качества человека закладываются в детские годы. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.

Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. Но в достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных жизненных проблемах требующих принятия решений?

Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, я поняла, что положительные качества личности можно развивать с помощью детского фольклора или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Народная культура представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие истинных традиций воспитания. Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. В нём отражены не только широта и щедрость русского характера, но и тайна его непобедимости. Произведения народного творчества веками отбирались и отшлифовывались прекрасными мастерами и знатоками фольклора. С фольклорными произведениями мы знакомим ребёнка с раннего возраста. Всё начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек, потешек. Древнерусское слово «баять»; «убаюкивать» означает не только «говорить»; «уговаривать», но и «заговаривать». Байкой уговаривали ребёнка поскорее уснуть. Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки. Если колыбельные песни и пестушки служат для развлечения ребёнка, то потешки уже не только развлекают, но и передают ему нравственные основы. Они воспитывают и учат малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо. Например, «сорока» наказывает малыша за то, что он не помогает по хозяйству: За водицей не ходил, дров не носил, кашки не варил. Потешки мы используем во всех режимных процессах и во всех возрастных группах.

В более старшем возрасте мы знакомим детей с пословицами и поговорками, которые называют жемчужиной народного творчества. Именно пословицы и поговорки рассказывают в ненавязчивой форме о том, что нужно делать порядочному, доброму, любящему свою семью, своё отечество человеку, а что недостойно настоящего гражданина:

Чти отца и мать,

Не придётся тебе горевать.

Без матери и солнце не греет и т.д.

Также используем русские народные игры для детей, которые ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Невозможно переоценить значение русской народной сказки в воспитании дошкольников. Они помогают детям разобраться, что хорошо, что плохо, отличить добро и зло. Из сказки они получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширяют кругозор, развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, его свободолюбие, сила духа, любовь к Родине. Сказка не даёт прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т.д.), но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например: сказки «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными и трудолюбивыми, «Гуси – лебеди» учат слушать родителей, страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».

В своём высказывании Л.Н. Толстой писал: «Русский народ создал изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанная с трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

В нашем детском саду проводится большая работа по воспитанию духовно – нравственных качеств у ребят, но нет сомнения в том, что основы духовной нравственности у детей раннего и дошкольного возраста закладываются в семье.

Семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы традиции в семье, какое место в семье занимает ребёнок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое.

Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного семейного уклада, а именно:

- жизнь семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников, общей трудовой и молитвенной жизни;

- уход за маленькими детьми (долгое грудное вскармливание, пестование), забота о престарелых членах семьи;

- уважение и взаимопочетание между супругами;

- использование в воспитании устного и изобразительного народного творчества, фольклорных игр совместного изготовления игрушек-самоделок;

- посильное участие детей в трудовой деятельности семьи;

- общая семейная трапеза;

- семейное чтение с последующим обсуждением прочитанного;

- существование семейного совета с решающим словом старшего члена семьи;

- духовное руководство семьи священником;

- взаимоуважение и взаимоответственность всех членов семьи.

Сегодня затруднена передача семейных традиций воспитания, взрослые дети всё реже живут со своими родителями, часто живут в разных городах. Образование детей нередко превосходит таковое у родителей, что способствует необоснованному скептицизму по отношению к родительским советам, в том числе и в области воспитания. Ребёнку - дошкольнику необходима идеальная норма, непреходящие образцы для подражания и духовный абсолют. Но где и как «набираться ума», чтобы самим стать хорошими родителями? Возможно ли возрождение семейных традиций, и в какой форме?

Первой ступенью в развитии духовной нравственности у детей является преемственность детского сада и семьи. Ведущим принципом в работе нашего ДОУ по духовно-нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Я, и мои коллеги воспитатели активно сотрудничаем с родителями наших воспитанников по формированию духовно-нравственных основ семьи, организуя родительские собрания, беседы за круглым столом, анкетирование, диспуты. В каждой группе у нас создана предметно-пространственная среда по духовному развитию детей: иконы Божьей Матери, Христа Спасителя, духовная литература, доступная для понимания детей: добрые истории для малых ребят «Зёрнышки», изданная по благословлению Митрополита Симона (Новикова), «Росинка» детям о вере православной, «Библия для детей», составленная протоиереем Александром Соколовым, рассказы для детей «О Божием промысле» Бориса Ганаго, русские народные игрушки, игрушки-самоделки.

Повышая престиж материнства и отцовства, мы проводим фотовыставки и конкурсы поделок «Папа может всё, что угодно», «Мамины руки не знают скуки» (показываем мастерство, творчество, и трудолюбие родителей).

В спортивных эстафетах «Папа, мама, я – спортивная семья» пропагандируем здоровый образ жизни. Вместе с детьми и родителями проводим православные церковные праздники: Светлой Пасхи, Святой Троицы, Рождества Христова, Казанской Божьей Матери – этот праздник у нас в посёлке Каменка престольный, тем самым мы формируем в детях христианские понятия и представления, мироощущение и мировосприятие через рассказы о Боге, об окружающем мире, о человеке, о многообразии жизни. На праздники всегда приходит к нам местный священник иерей Артемий, который в доступной для детского понимания форме рассказывает о том или ином церковном празднике. Со старшими детьми мы посещаем храм, выступаем в Воскресной школе, созданной при церкви. Приглашаем бабушек и дедушек поделиться опытом с молодыми родителями, как в их времена воспитывали детей и чтили семейные традиции. В деле воспитания имеет особое значение старший брат или сестра, поэтому мы привлекаем в качестве помощников – подростков, учеников воскресной школы.

Современная педагогика признаёт реальность духовной основы человека и реальность духовного мира. Практика же духовно-нравственного воспитания показывает, что духовную жизнь человека нельзя организовать через развитие его психофизических функций. Нельзя прийти к духовному только через развитие интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредована психическим, душевным развитием. Необходимо целенаправленное духовно-нравственное воспитание и образование, восстанавливающее целостность человека, предполагающее развитие всех его сил, сторон, соблюдающее иерархический принцип устроения человека. Задача эта в комплексе может быть решена только совместными усилиями семьи, образовательных учреждений, государства и Русской Православной Церкви. Вот тогда мы воспитаем духовно-нравственную личность, перед которой будут бессильны соблазны и искушения современного падшего мира.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дошкольник и компьютерная игра

Дошкольник и компьютерная игра В современном мире процесс формирования общества подразумевает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в образовании. Его применение способствует увеличению...

Эссе «Я-педагог»

Эссе «Я-педагог»

Сценарий развлечения для детей первой младшей группы «Мы шли, шли…

Сценарий развлечения для детей первой младшей группы «Мы шли, шли на полянку игр пришли» Цель: • Доставить радость детям. • Развивать двигательно-активные виды...

Читайте также

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе…

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки» Технологии: познавательно-исследовательская деятельность, музыкальные игры, здоровье-сберегающие, коммуникативные...

Конспект физкультурного досуга в области: «Физическое развитие». Тема: Крошка Енот…

Конспект физкультурного досуга в области: «Физическое развитие». Тема: Крошка Енот и финансовая безграмотность» Возраст: 6-7лет Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей...

Образовательная ситуация «Незабытый подвиг чувашского народа»

Образовательная ситуация «Незабытый подвиг чувашского народа» (Подготовительная группа) Основный вид деятельности: интегрированная (познавательная, игровая и двигательная). Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое...