Этикет. Основы речевого общения младших дошкольников

 

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать,

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Я. Козловский.

 

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.

«Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам». [4,с.34] Сегодняшний старший дошкольник умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры.

«Культурно - речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. «Там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга», - говорил А.М. Пешковский. Чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями». [3.C.3]

Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи.

Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет (французское слово – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Первый известный нам трактат о поведении «Дисциплина клерикалис», опубликованный в 1204 году, сочинён испанским священником Педаро Альфонсо. Книга была предназначена для духовенства. Она легла в основу пособия по этикету, издававшихся в Англии, Голландии, Франции, в германских и итальянских землях. В них, главным образом, излагались правила поведения за столом. Уделялось внимание порядку ведения беседы, приема гостей. Этими правилами стали пользоваться и дипломаты, а со временем – коронованные особы, дворяне, купцы, ученые. В позднее средневековые законодателями правил этикета становятся королевские семьи Европы. Петром 1 для дворянских недорослей была написана книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», - своего рода учебник этикета, неоднократно перепечатывавшийся в 18 веке. В настоящее время существует много литературы по современному этикету, где освещены самые разные стороны жизни (быт, отдых, деловая сфера, отношения между мужчиной и женщиной, международные отношения и т. д.).

Знание правил этикета и умение их использовать даёт возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах.

Речевая форма этикета является не только значительным структурным подразделением поведенческого порядка, но и важным инструментом речевого общения. Соблюдение его правил необходимо личности, желающей владеть речью в той степени, при которой она характеризуется как культурная. Чтобы это соблюдение стало органичной потребностью личности, следует уже в дошкольном возрасте, когда закладываются личностные основы, обучать детей правилам речевого этикета. 

Проблеме формирования у дошкольников основных навыков и умений употребления формул речевого этикета стали уделять внимание сравнительно недавно. Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей; практическое овладение воспитанниками нормами речи». [1]

Речевой этикет во всем многообразии его стилистических вариантов в узком смысле — это формулы, которые обеспечивают принятое в данной среде, среди данных людей и в определенном случае включения в речевой контакт поддержание общения в избранной тональности. А в широком смысле - это все правила речевого поведения, все речевые разрешения и запреты, связанные с социальными признаками говорящих и обстановки, с одной стороны, и стилистическими ресурсами языка - с другой. Речевой этикет задает нам те рамки речевых правил, в пределах которых должно проходить содержательное общение.

«Язык - средство передачи и освоения социального опыта, овладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой предшествующих поколений поколением подрастающим». [2.С.5] Это вербальное взаимодействие со взрослыми имеет решающее значение как для освоения ребенком окружающего мира, так и для овладения им способами мышления. Вербальное взаимодействие осуществляется с помощью речевых коммуникативных умений, которые, в свою очередь, вырабатываются и совершенствуются в речевой деятельности. Формирование у дошкольников умения правильно употреблять формулы речевого этикета зависит от следующих условий:

  • от сознательного овладения дошкольниками знаниями о формулах речевого этикета;
  • от использования различных приемов в работе над формулами речевого этикета;
  • от применения дидактических игр, направленных на формирование навыка употребления основных формул речевого этикета и их активизацию в речи;
  • от сочетания работы по формированию коммуникативных умений в употреблении формул речевого этикета с работой по развитию культуры речи.

Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что, в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.

Речевое обучение дошкольников предполагает:

  • введение в их активный словарь этикетных стереотипов;
  • формирование умения выбирать нужную формулу именно для данной ситуации.

Освоение ребёнком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход ориентирована методика Богуславской Н.Е. И Купиной Н.А. «Весёлый этикет», взятый за основу при создании плана работы по ознакомлению дошкольников с этикетом.

«В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший – младший, знакомый – незнакомый и др.) и соответственно строить своё речевое поведение, необходимые в конкретной ситуации этикетных формул. Система привязывает усвоение этикетных и других норм поведения к типичным для дошкольников ситуациям (дом, детский сад, транспорт и др.) Ролевые позиции определены чётко: мальчик – мальчик, мальчик – девочка, девочка – девочка, взрослый – ребёнок. На осознание ролевых позиций направлены различные задания и упражнения, ролевые игры, ведь именно в игре коммуникативные способности развиваются и реализуются естественно и максимально разнообразно». [3.С.5] Каждое занятие представляет собой сценарий, носящий игровой занимательный характер. Согласно ФГОС «игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между людьми». [1] В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок. На занятиях ребёнок должен чувствовать себя достаточно раскованно: свободно говорить, смеяться, двигаться.

Оборудование: плакаты, серия сюжетных картин по этикету, игрушки, мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение занятий обеспечивают эффективное восприятие материала.

Тематическое планирование работы по теме «Этикет» в средней группе

 

Месяц Тема и цели занятия Методы и приёмы работы
Сентябрь «Знакомство».

Изучение правил речевого поведения во время знакомства.

Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, игровая ситуация, песня «Будем знакомы» сл.Л.Рыжовой, муз. А.Захаровой.
Октябрь «Приветствие и прощание».

Познакомить с традиционными приветствиями, с правилами речевого поведения при прощании, а также этикетными выражениями приглашения в гости.

Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, игровая ситуация.
Ноябрь «Поведение за столом».

Сформировать представление об этикете на примере образцового и неправильного поведения за столом.

Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, игровая ситуация.
Декабрь «Вежливая просьба».

Познакомить детей с формами выражения просьбы, адресованной старшим, ровесникам в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.

Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, игровая ситуация, песня «Вежливый вальс» сл.Л.Рыжовой, муз. А.Захаровой.
Январь «У нас гости».

Научить вежливо разговаривать с гостем; дать представление о правилах начала разговора, вежливых выражениях приветствия, благодарности.

Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, игровая ситуация.
Февраль «Поведение в общественном транспорте».

Показать, как принято вести себя в общественном транспорте, научить вежливо уступать место старшим, обучить несложным правилам оплаты проезда.

Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, игровая ситуация.
Март «Вежливый разговор по телефону».

Сформировать навыки вежливого разговора по телефону, добиться автоматической реализации в речи детей этикетных выражений, которые сопровождают телефонный разговор.

Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, игровая ситуация, песня «Телефон» сл. Л.Рыжовой, муз. А.Захаровой.
Апрель «Утешение».

Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь детей слова утешения.

Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, игровая ситуация.
Май «Пожелания и поздравления».

Соотнести представления о праздничном дне и праздничных словах, ввести в речевой обиход выражения поздравления и пожелания.

Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, игровая ситуация, песня «День рождения» сл.Л.Рыжовой, муз. А.Захаровой.

 

Такое планирование занятий не подразумевает того, что, проведя его в начале месяца, забываем об этикете до следующего. Напротив, это даёт возможность эффективнее обучать детей культуре речевого поведения, благотворно влиять на развитие характеров, отношения с окружающими. Заданная тема прорабатывается в течение всего периода, до изучения следующей. Детей надо обучать так, чтобы им было интересно. Это требует творчества и от детей, и от воспитателя. Обучение в своей основе всегда творчество. Особое место на занятиях отводится дидактической игре, которая способствует активизации формул речевого этикета в речевой деятельности дошкольников. Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляем их с помощью дидактических игр, игровых упражнений, сюжетно-ролевых игр в повседневной жизни. В совместной деятельности проводятся игры-импровизации, игры-упражнения. Например, в игре-импровизации «Встреча гостей» дети закрепляли знания и навыки того, как нужно здороваться, вести беседу, благодарить хозяина за проведённый вечер.

Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что, во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться. В процессе игры воспитатель показывает, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Во время чтения ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. После прочтения произведения, предлагается пересказать тот или иной эпизод. Это помогает обучить детей конструкциям извинения, просьбы, благодарности, комплимента, а также попутно вводит их в словарь детей. Кроме того, такая работа ведет к употреблению детьми многосложных предложений, обучению пересказу. Немаловажную роль играет разучивание с детьми стихотворений. Эта работа, которая нацелена на то, чтобы эмоционально воздействовать на дошкольника в процессе обучения поведенческим правилам, приведет и к тому, что он «наберется» выразительности от поэтической речи и перенесет ее в речь бытовую. Важную роль в формирование речевого поведения играет тематическая беседа с детьми. Реализация речевого этикета вызывает воплощение речи в диалоговой форме. К соблюдению этикетных норм диалога относится проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия, через речевые формулы извинения, просьбы, благодарности, согласия или несогласия, приветствия, прощания и др. Это способствует обучению правилам диалогического общения, в котором они учатся задавать и отвечать на вопросы. Например, при обучении правилам разговора по телефону детям предлагаются следующие задания: «Пригласи подружку к себе на день рождения», «Узнай, пойдет ли друг гулять», «Спроси у бабушки, когда она приедет в гости». Словесные игры по теме «Словарик вежливых слов» используются с целью активизации основных формул речевого этикета в зависимости от различных коммуникативных установок:

Обучение формулам речевого этикета - это одно из важнейших средств в воспитании целостной личности, главным стержнем которой является нравственность. Для того чтобы обучение детей речевому этикету было эффективным, воспитателю необходимо:

  • создать условия для нравственного развития детей;
  • следить за чистотой речи у детей;
  • расширять представление о многообразии формул речевого этикета, находящихся в синонимических отношениях:
  • использовать в обучении сюжетно-ролевые игры в целях создания реальной речевой ситуации, которая способствует выработке осознанного речевого поведения и выбору наиболее уместной формулы речевого этикета, соответствующей данной обстановке.

Также целесообразно обращать внимание на правила вступления в речевой контакт, без которого общение невозможно и обучать детей ведению этикетного диалога в его более узком понимании, чтобы они смогли применить полученные знания и в других ситуациях, сделав, таким образом, любой диалог этикетным в широком смысле. Помогая детям усвоить и уметь применить речевые навыки, воспитатель решает задачу нравственного воспитания. Таким образом, обучение формулам речевого этикета предполагает у дошкольников приобретение правильного речевого поведения и поведения в целом, закладывая прочный фундамент положительных качеств в сознании на долгие годы. Знание речевого этикета способствует оформлению у человека высокой нравственной культуры.

 

Список использованных источников:

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. – 354с.

2. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. / Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 64 с.

3. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет / Н.Е.Богуславская, Н. А. Купина. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2002.-192с.

4. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками/ С.О.Николаева. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.-78с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект организованной детской деятельности по ФЭМП в средней группе «В…

Конспект организованной детской деятельности по ФЭМП в средней группе «В стране геометрических фигур» Задачи: Образовательные: - упражнять в умении различать и называть знакомые...

Конспект математической игры - путешествия в подготовительной группе

Конспект математической игры - путешествия в подготовительной группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». Цель:  систематизировать и закрепить математические знания и умения...

Совместная деятельность с родителями для детей старшего дошкольного возраста…

Совместная деятельность с родителями для детей старшего дошкольного возраста Квест «Вместе с мамой» Цель: совершенствование эмоционально-доверительных взаимоотношений между воспитанниками и родителями посредством...

Читайте также

«Тайна имени»

«Тайна имени» Имена, имена В нашей речи звучат не случайно, Как загадочна эта страна, Так и имя - загадка и тайна. С.Маршак. С самого раннего детства...

Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение

Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение «Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что...

Конспект НОД безопасность по мотивам сказки: «Кошкин дом»

Конспект НОД безопасность по мотивам сказки «Кошкин дом» Старший дошкольный возраст 4-6 лет Образовательная область: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие Тема: «Безопасность...