Развитие познавательной активности ребёнка посредством экспериментально-исследовательской деятельности

 

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется один из эффективных видов деятельности дошкольников – поисково-исследовательский, который занимает всё более прочное место в работе с детьми в ДОУ. Каждый педагог, прекрасно понимает, что особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, т.к. овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Главную роль в этом должна играть активизация познавательной деятельности ребенка. Поэтому, одним из ведущих направлений моей работы с детьми, особенно старшего дошкольного возраста, является поисково-исследовательская деятельность, основным методом которой является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. Поэтому знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда осознанны и более прочны. Недаром древняя китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ведь именно в процессе эксперимента ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность, т.к. постоянно возникает необходимость наблюдать, размышлять, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы. Не зря великий И.Г. Песталоцци говорил: «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!» Поэтому особое внимание в моей педагогической работе уделяется детской поисково-экспериментальной деятельности. По опыту своей работы в этом направлении хочу указать на необходимость поэтапного формирования познавательной активности и компетентности дошкольников в процессе экспериментирования. Данный процесс целесообразно выстраивать в виде трех взаимосвязанных, следующих друг за другом этапов: побудительно-стимулирующий, конструктивно-формирующий и инициативно-творческий. Побудительно-стимулирующий этап направлен на развитие интереса дошкольника к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем. Решению этой цели способствуют приемы, вызывающие интерес, удивление и эмоциональный отклик у ребенка.

Конструктивно-формирующий этап направлен на стимулирование познавательной активности дошкольника в условиях постепенно усложняющегося экспериментирования. Необходимо создавать проблемные и проблемно-игровые ситуации, развивающие исследовательские умения, такие как принятие проблемы, выдвижение гипотез, совместный поиск способов проверки гипотез путем экспериментирования. Особое внимание на этом этапе необходимо уделить умению подбирать и использовать приборы и инструменты для проведения опытов.

 Инициативно-творческий этап предполагает продолжение работы по формированию познавательной активности и компетентности, но уже в условиях самостоятельного детского экспериментирования. При этом обеспечивается свобода выбора объекта эксперимента, партнеров, схем, вариативных решений.

Дети действительно очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Поэтому исследования и опыты включаются мною в различные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, наблюдения, трудовую, самостоятельную или совместную деятельность, главное, чтобы работа, направленная на развитие поисково-экспериментальной деятельности, способствовала решению следующих задач:

- формирование диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта;

- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

При проведении экспериментально-исследовательской работы можно выделить следующие этапы:

- определение и постановка проблемы;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- непосредственное проведение эксперимента;

- обобщение полученных данных;

- вывод.

При этом структура занятия-эксперимента может иметь следующий вид:   

1. Постановка исследовательской задачи (желательно в виде того или иного варианта проблемной ситуации).

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования.

6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты деятельности.

7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов эксперимента.

Для фиксации наблюдаемых явлений или итогов эксперимента можно использовать:

1. Фотографии, картинки, схематические зарисовки

2. Зарисовывание самого объекта

3. Схематическое зарисовывания (мнемосхемы)

4. Планы-схемы

5. Рисунки-прогнозы

6. Календарь природы

7. Дневник наблюдений и т.п.

Поисково-экспериментальная деятельность включает в себя исследование объектов рукотворного мира, живой и неживой природы, человека и физических явлений.  Весь педагогический процесс строится мною на основе проблемных вопросов, игровых проблемных ситуациях, фокусах и сюрпризных моментах. Не стоит забывать о том, что поисково-исследовательская деятельность должна вызывать у ребенка интерес, а для этого, необходимо подбирать содержание, доступное его пониманию и усложнять его в соответствии с возрастной категорией детей. Так, если в младших группах мы выявляем виды и свойства бумаги, то в старшей группе знакомимся с ее историей возникновения и производством.

Экспериментально-исследовательская деятельность, как стержневая, часто интегрируется мною с другими видами деятельности:

  1. Чтение художественной литературы, вводящей в конкретную тему, затем экспериментирование. (Например: «Федорино горе» К Чуковского и «Посуда для Федоры» (обобщение по темам: «Дерево», «Пластмасса», «Металлы», «Стекло»).
  2. Познавательно-исследовательская, затем продуктивная. (Например: тема: «Воздух» и рисование «Воздушные шарики»)
  3. Познавательно-исследовательская и сюжетная игра (например: тема: «История создания книги» и сюжетно-ролевая игра. «Музей».)

строится не в форме «урока», а в виде партнерской деятельности с взрослым. Однако для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске решения той или иной проблемы необходимо помнить, что если:

  • Действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, то в этом случае всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в глазах дошкольника и воспринимается как бессмысленная, и даже ведущая к наказанию. В результате ребенок постепенно убеждается, что поиск опасен и не сулит ему удачи.
  • Все желания ребенка удовлетворяются немедленно и без всяких усилий с его стороны, то потребность в поисковой деятельности угасает, ибо в ней нет никакого смысла.

Поэтому, педагогу, чтобы избежать таких ситуации, необходимо создавать посильные препятствия, которые бы способствовали развитию мотивации ребенка к поиску пути их преодоления. Не зря великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Только в этом случае партнерская позиция педагога будет способствовать развитию у детей активности, умения самостоятельно принимать решения, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывать стремление к достижению нужного результата, способствовать эмоциональному комфорту и развитию познавательной активности. При этом необходимо помнить, что при проведении опытов и экспериментов, дети в силу возрастных особенностей еще не могут постоянно, на протяжении всего исследования следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, кроме того, обеспечивают развитие двух типов детской активности: собственной, полностью определяемой им самим и активности, стимулируемой взрослым. Собственная активность детей, так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

Но помимо специально организованной образовательной деятельности, мною в этой области используется и такие формы, как совместная деятельность взрослого и ребенка и свободная самостоятельная деятельность детей по экспериментированию. Для этого в группе создана соответствующая развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов, как всеми детьми, так и каждым из них. В рабочей зоне группы создан центр экспериментально-исследовательской деятельности «Познавай-ка». Он находится неподалеку от туалетной комнаты. Такое расположение очень удобно, так как при проведении опытов детям часто требуется вода. Для развития познавательной активности и элементарных естественных представлений об объектах и явлениях природы, свойствах и качествах различных материалов, здесь имеются:

  • Тумбочка с углублениями для емкостей с водой и песком;
  • Приборы для проведения опытов и экспериментов (лупы, весы, термометры, песочные часы, пипетки, зеркала, магниты и пр.);
  • Материалы: природные (камни, перья птиц, шишки, желуди, семена растений и пр.); рукотворные (различные виды тканей, бумаги, резина, кожа, деревянные, металлические, пластмассовые мелкие предметы, пр.); бросовые (трубочки для сока, пробки, кусочки поролона, пенопласта, киндер-сюрпризы и пр.);
  • Сыпучие продукты (мука, сахар, соль, крахмал, красители, крупы и пр.);
  • Различные емкости (пластиковые стаканы, тарелки, контейнеры, воронки, мерные ложки и т.п.).

Все принадлежности для экспериментальной деятельности находятся в контейнерах с крышками с индивидуальными метками, которые размещены на стеллажах в зоне доступа каждого ребенка. На подвесной полке помещены детские познавательные книги, мнемосхемы, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов, различные коллекции.

Таким образом, вся моя работа по формированию и развитию познавательной активности детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности направлена на развитие познавательной инициативы, обогащение  представлений каждого ребенка об окружающем мире, умение устанавливать причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные связи, способствует развитию самостоятельности, умению отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других, управлять своим эмоциональным состоянием, активизирует творческую, поисковую активность в любых нестандартных ситуациях. Мне очень хочется, чтобы мои воспитанники соответствовали высказыванию К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фантастические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка...

Рабочая программа кружка «Подготовка детей к обучению в школе»

Рабочая программа кружка «Подготовка детей к обучению в школе» (Подготовительная группа, 6-7 лет. 1 год обучения) Содержание рабочей программы кружка  “Подготовка к...

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью В концепции модернизации российского образования говориться, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства»

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства» Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных форм и методов в работе с...

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в зимний лес»

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в зимний лес» Для детей средней группы Цель: - Дать представление о зиме, птицах и животных в зимнем лесу. Задачи: - Учить внимательно слушать...

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин»

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин» Дети с раннего возраста любят лепить, для них это одно из самых...