Консультация для воспитателей
Тема: «Воспитание у детей гуманно-деятельного отношения к природе»
(Из опыта работы)
Человек и природа…Философы, поэты, художники всех времен и народов воспевали красоту природы в своих произведениях. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.
К сожалению, в современном мире всё меньше и меньше остаётся природной нетронутой красоты. Технический прогресс негативно влияет на окружающую природу, уничтожаются леса, загрязняются реки, гибнут птицы и животные. Люди в большинстве своём засоряют природу различными отходами, не думая, о будущем.
Вот почему насущной задачей является принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. В этой борьбе за будущее человечества и за высоконравственного человека, практически самое важное место занимаем мы, педагоги.
Чтобы привить детям любовь к природе, ко всему живому, возможностей, форм и методов для этого много и самых разнообразных. В детском саду непосредственно дети учатся общаться с природой, открывая её для себя, приобретают навыки ухода за растениями, птицами и животными.
В каждой возрастной группе находится уголок природы, в котором подобраны растения контрастные по строению стебля, по форме, величине и окраске листьев. Красиво расставленные, ярко цветущие растения создают хорошее настроение, обеспечивают полноценную работоспособность и отдых. Дети с удовольствием ухаживают за растениями: рыхлят землю, поливают, опрыскивают, удаляют сухие листья, подкармливают, пересаживают цветы. Они каждый день любуются и наблюдают за комнатными растениями, узнают их запах, окраску, свойства. А чтобы труд детей был значимым и необходимым, в уголках имеется необходимый инвентарь для ухода за растениями. Уход за растениями и обитателями уголка природы для наших детей - источник радости, знаний и место активной деятельности.
Нельзя не отметить роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Именно наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями. В процессе наблюдений окружающей природы создаются благоприятные возможности для разнообразной практической деятельности детей, для формирования гуманных чувств к представителям животного и растительного мира. Важно рассматривать наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, например, в наблюдениях за растениями обращаем внимание детей на название, классификацию, на внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среду обитания; на способы распространения семян; значение в жизни человека; правила поведения в природе. В наблюдениях за животными выделяем следующие циклы: название, внешний вид, классификация, способ передвижения, способ добывания пищи, среда обитания, значение в жизни человека.
Результатом таких наблюдений является то, что дети относятся к растениям и животным как к живым организмам; в экстремальных или опасных ситуациях они смогут оказать им помощь.
Эффективным методом работы с детьми является экологическая лаборатория. В лаборатории созданы условия для проведения опытов с водой, почвой, воздухом.
Воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к природе, её обитателям помогает экологическая тропа, которая находится на территории детского сада. На экологической тропе дети упражняются в выполнении правил поведения в природе, закрепляют знания о деревьях; на станции «Скорая помощь» учатся «лечить» деревья: замазывать раны, прибинтовывать надломленные веточки. В «Зеленой аптеке» дети получают представление о лекарственных травах, сроках заготовки, применении, учатся находить и различать их.
Хорошо зарекомендовали себя дни доброты. Цель этих дней – развить интерес к природе, формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.
Большое значение имеют экскурсии и прогулки: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность в ней. Прогулки и экскурсии доставляют большую радость и удовольствие, оставляя часто неизгладимый след в их сознании; на основе этих впечатлений закладываются зачатки любви к родному краю, к нашей русской природе Экскурсии проводятся в парк, лес, на луг, реку. Содержание экскурсий - это обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. В свободное время дети делятся впечатлениями об увиденном на экскурсиях, делают рисунки – «фотографии» увиденного и того, что оставило след в душе.
Конечно, такая работа проводится систематически и планомерно, и это даёт свои результаты: у детей имеются представления о многообразии растений и животных, сформированы основные трудовые процессы по уходу за комнатными растениями, некоторыми домашними животными, растениями огорода, цветника; дети знают правила поведения в природе, экстремальных или опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года.
Главным результатом является то, что у детей сформированы знания о том, что человек должен бережно и гуманно относиться к среде обитания, экономно расходовать то, что в ней есть, защищать вымирающие растения, животных, сохранять заповедные места.
Читайте также |
---|
Новогодняя лесная служба спасения 2021-22 год. Новогодний утренник в старшей…
Новогодняя лесная служба спасения 2021-22 годНовогодний утренник в старшей - подготовительной группе В зал под музыку входят дети, выстраиваются в круг. Ведущий: Как...
Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп»
Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп» Образовательная область: «Познавательное развитие». Цель: формирование понятия об экологической культуре у дошкольников. Задачи: сформировать у детей основные природоведческие представления и...
Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Вот оно какое…
Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Вот оно какое, наше лето!» Паспорт проекта Тема проекта: «Вот оно какое, наше лето!» Тип проекта:...