Сайт для воспитателей детских садов




( 1 Голос ) 


Из опыта работы по теме самообразования на тему: «Особенности понимания и восприятия русских народных сказок у детей старшего дошкольного возраста»

 

Цели и задачи:

- знакомство детей- дошкольников с русской народной сказкой «Самое дорогое»;

- учить определять жанр произведения, передавать интонацией голоса персонажей, подводить к пониманию образного содержания сказки;

- учить анализировать и оценивать прочитанное;

- развивать связную речь детей, в частности пересказа, сочинения сказки;

- расширять кругозор и обогащать словарный запас;

- развивать актёрские способности и внимательность детей;

- обеспечивать целостное восприятие и понимание текста;

- закреплять умение проанализировать, находить основную мысль;

- учить пересказу и творческому рассказыванию;

- воспитывать на примере героев сказки чувства ответственности за своих друзей, желание придти на помощь;

- воспитывать эмоциональному пониманию и восприятию содержанию сказки;

- воспитывать любовь к литературному наследию русского народа;

- формировать у детей художественно – речевые способности;

- стимулировать детскую фантазию, склонную к образному мышлению;

- учить детей через сказки творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро;

- воспитывать любовь и уважение к книге, как источнику эстетической культуры.

 

В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение.

Слушая литературное произведение, ребёнок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того как он правильно сделает, зависит понимание произведения, содержание и идея.

Понимание и восприятие русских народных сказок относится к художественно - эстетическому развитию, поэтому несомненно преобладает интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.

Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой, она учит нас всех быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, призерать хитрецов и льстицов.

Рассказывания детям сказок о самых невероятных событиях настолько поучительны, а их неправдоподобность служит более яркому их восприятию.

Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними и воплощая их в рисунки, дети не замечают их сложного построения, для них они настолько просты и естественны, этому свидетельствует детское мастерство.

Традиционным элементом сказки является зачин (начало), это кладёт чёткую грань между обыденной речью и сказочным повествованием. Также есть середина (основа сказки) и концовка, которая подводит итог развития сказочного действия.

Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образы русского литературного языка. Одним словом, сказки – это сказки. И хочется верить, что прочитанные и рассказанные нами сказки детям помогут им полюбить народное искусство, нашу историю, станут добрее и мудрее.

Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели, и поэтому русские народные сказки доносим им мы с вами педагоги, и этому мы должны предавать особое значение.

Сказки в младшем дошкольном возрасте мы в нашей группе рассказывали, в более старшем возрасте детям мы читаем, так как сказки более новые, длинные по содержанию, воспитателю нелегко запоминать такие сказки. Перед чтением мы помещаем книгу в уголок книги, отдельно иллюстрации, и дети рассматривая пытаются определить, что это за книга, о чём она, и несут её с просьбой о прочтении.

Также в нашей группе есть сундучок сказок, волшебный сундучок с атрибутами к сказкам, дети сами выбирают и играют.

В данной возрастной группе мы с детьми учимся сочинять сказки: по картинке, по картинке с использованием предметов, пересказывать знакомую сказку по одной картинке из какой-либо сказки.

В сочинении сказок предлагаем использовать присказки, фольклор. Это всё поможет детям запоминать и использовать в играх, драматизациях, спектаклях, обогатить речь ребёнка.

На открытом занятии для учителей начальной школы «Мир сказок глазами детей» детям было предложено нарисовать свою сказку в парах, им были даны листы бумаги жёлтого цвета, где нарисованы силуэты – дерево, домик и т.д. Дети рисовали (дорисовывали) с удовольствием, в группе сделали выставку «Сказочная страна».

Повторное чтение отрывков из текста может быть по заявкам детей, при таком чтении ребёнок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, другие средства выразительности.

По просьбе воспитателя наши дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, грустном или страшном, пересказывают описание природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.

Объяснение незнакомых сказок – обязательный приём, обеспечивающий полноценное понимание и восприятие сказки. Следует объяснять значения слов, основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей.

Сказка-то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг.

Так, давайте дадим им такую возможность. И пусть сказка всегда будет путеводной звездой в жизни каждого! Да здравствует сказка!

В заключении хочется сказать, что выбранная мною тема самообразования неслучайна, проводя работу с детьми я на себе ощущаю и вспоминаю тот восторг и ту радость, которую мы все испытали в детстве, где просматривая картинки и слушая сказочную историю я трогательно верила в сказку.

… Спасибо за внимание.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность




Комментарии

  • Рада
    СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА МАТЕРИАЛ! А ГДЕ МОЖНО СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ К ЭТОМУ МАТЕРИАЛУ?

    Подробнее...

     
  • Литвиненко Людмила А
    Занятие интересное. Молодец!

    Подробнее...

     
  • Прасковья
    план кружка понравился.

    Подробнее...

     
  • Прасковья
    план работы театрального кружка

    Подробнее...

     
  • галина
    отличный материал, долго искала.

    Подробнее...