Из опыта работы «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с классической музыкой в свете реализации ФГОС ДО»

 

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать.

В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.

Одной из приоритетных задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования целостного художественно-эстетического восприятия мира и духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки.

Как часто звучат в наше время слова «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто — «падение нравственности», «деградация общества». Говоря словами композитора Д. Б. Кабалевского: «Музыка является могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира». Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки.

Предназначение дошкольного возраста – не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа Я, эмоциональной сферы и нравственных ценностей.

В нашем детском саду с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей «Теремок» особое внимание уделяется слушанию классической музыки и ознакомление детей с творчеством композиторов – классиков: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского - Корсакова, М.П. Мусоргского.

Их музыка отличается особой красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством. Возрастные возможности старших дошкольников позволяют воспринимать разножанровую музыку: музыкальные произведения для фортепиано или симфонического оркестра, балет, оперу.

Эти обстоятельства послужили основанием для создания долгосрочного музыкально – творческого проекта «Сказка в музыке» для детей старшего дошкольного возраста, в основе которой использованы интегрированные музыкальные занятия, позволяющие в полной мере воспринимать образы, сюжеты музыкальных произведений композитора, в частности произведения М.П. Мусоргского.

Проект осуществлялся в форме музыкально – творческой гостиной. Данная форма творческой активности, обеспечивающая художественно – эстетическое развитие детей включала в себя синтез музыки, литературы и художественного творчества (рисование, многослойное силуэтное вырезание, оригами, пластилинографию, бумагопластику).

Таким образом, педагоги создавали условия для полного погружения детей в мир классической музыки и искусства.

После прослушивания музыкального произведения с детьми проводились беседы, где дети могли высказать своё отношение к музыке, выйти на взаимодействие с автором: «Я - герой», «Я - автор», «Исполнитель – ребёнок», отыскать средства выразительности для передачи характера героя или музыкального произведения.

Приветствовалась детская инициатива, словесное фантазирование, озвучивание музыкального произведения музыкальными инструментами, импровизация в пластике.

Дети вживались в образ и на время становились и мужественными богатырями, и скрытными гномами, и смешными цыплятами.

Для большего понимания музыкального произведения использовались репродукции картин известных русских художников и художественные произведения, демонстрация мультимедийных презентаций. Далее дети самостоятельно воплощали свои представления в творческих работах.

В ходе творческой деятельности дети проявляли собственную инициативу, сотрудничество со сверстниками, дети учились уступать и договариваться друг с другом.

Для демонстрации детских творческих работ в детском саду организована постоянно действующая выставка «Картинки с выставки».

При выполнении творческих работ детям предлагались различные техники, дети выбирали наиболее доступные и фантазировали, что ещё можно добавить в свою поделку.

Так появились: замок на богатырских воротах и богатырь, друзья свирепой Бабы Яги, алмазы ворчливого и жадного Гнома, туман вокруг старинного замка.

Творческое вдохновение детей продолжалось за пределами творческой мастерской.

Дети с удовольствием делились впечатлениями со сверстниками, педагогами и родителями.

Родители становились полноценными участниками реализации проекта

«Сказка в музыке».

Сотрудничество детей педагогов и родителей - непременное условие реализации проекта. Родители изготовляли костюмы, атрибуты, на выставке «Картинки с выставки» появлялись совместные детско-родительские работы к пьесам сюит. Родители неожиданно для себя открыли, что их дети слышат, чувствуют и понимают содержание классических произведений.

Итогом данного проекта явился праздник – театральная постановка «М.П. Мусорский «Ожившие картинки».

В гости к зрителям дети - актёры приходили в образе героев пьес, выполняя пластические этюды. Синтез поэтического, изобразительного и пластического творчества на основе создания целостной сюиты никого не оставил равнодушным.

Таким образом, выстроилась целая система работы по знакомству детей с классической музыкой.

Педагоги детского сада намерены продолжить работу в данном направлении и на новый учебный год запланирована реализация долгосрочного проекта для детей дошкольного возраста «Я рисую музыку» в форме музыкально – творческой гостиной.

Где дети старшего дошкольного возраста будут знакомиться с творчеством Камиля Сен-Сеанса «Карнавал животных», а дети младшего возраста с шедеврами русских композиторов С.С. Прокофьева и П.И. Чайковского.

Мой опыт, связанный с использованием классической музыки на музыкальных занятиях, вечерах-досугах, в повседневной жизни детского сада позволяет сделать вывод о том, что классическая музыка обогащает эмоциональное восприятие ребёнка - дошкольника, дети начинают понимать, что в музыкальных произведениях отражены жизненные явления, оценки таких нравственных категорий как добро и зло. От нас зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – классической музыкой.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Опытно-экспериментальная работа в ДОУ

Опытно-экспериментальная работа в ДОУ Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций. На протяжении всего...

Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность

Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность Основная цель — развитие речи через театрально-игровую деятельность. Задачи: Создать возможность развивать речь детей дошкольного возраста через...

«Уникальные модули» (8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм)

«Уникальные модули»(8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм) Одним из приоритетных направлений развития отечественной педагогики является создание полифункциональной развивающей среды, именно поэтому...

Читайте также

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому…

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы...

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Вот оно какое…

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Вот оно какое, наше лето!» Паспорт проекта Тема проекта: «Вот оно какое, наше лето!» Тип проекта:...

Проект «Золушка» по театрализованной деятельности в подготовительной группе комбинированной…

Проект «Золушка» по театрализованной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности