Формирование навыков осознанного безопасного поведения детей на улице
Рост количества машин, увеличение скорости движения – одна из причин дорожно-транспортного происшествия. Статистика утверждает, что очень часто причиной ДТП являются именно дети (каждое десятое происходит с участием детей). По данным ГИБДД по Нижегородской области в 2011 году с участием детей произошло 443 ДТП, в которых 13 погибло, получили ранения 467. Именно по вине детей произошло 172 ДТП, в которых 5 детей погибло, и 181 получили ранения различной степени тяжести.
Важно обучение детей поведению на улице с учетом их психологических и физиологических особенностей.
Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.
Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.
Реакция у ребёнка по сравнению с взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
Надёжная ориентация налево - направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте. Поэтому необходимо вырабатывать у детей стереотип безопасного поведения на дороге.
Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одна из важнейших проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам безопасного поведения на улице несомненна.
Целью нашей работы стало: формирование у детей знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Для выполнения цели поставили следующие задачи:
- Сформировать умения своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения.
- Сформировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
- Развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке на дороге.
- Воспитывать культуру поведения в транспорте и на улице.
В своей работе мы опирались на методический материал: Программу «Детство» Бабаевой Т.И.; Программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., так же использовали Программу «Светофор» Даниловой Т.И., «Профилактика ДДТ травматизма» Жуковой Р.А., «Изучаем дорожную азбуку» Майоровой Ф.С. и др.
Анализ уровня знаний, умений и навыков показал:
- по устройству проезжей части: 37% детей с высоким уровнем, 30% - со средним, 33% - с низким;
- по дорожным знакам: 60% - с высоким уровнем, 40% - со средним,
20% - с низким;
- по работе ГИБДД: 20% - с высоким, 30% - со средним, 50% - с низким;
- по правилам поведения в транспорте: 40% - с высоким, 30% - со средним,
30% - с низким;
- по правилам поведения на улице (если ребенок потерялся): 30% - с высоким, 40% - со средним, 30% - низким.
Система работы по формированию навыков безопасного осознанного поведения на улице велась по трем направлениям:
1. Работа с детьми:
- ребенок – пешеход,
- ребенок – пассажир,
- ребенок – водитель.
2. Работа с родителями:
- планирование работы с семьей,
- совместные мероприятия,
- педагогическое просвещение.
3. Взаимодействие с ГИБДД.
В группе была организована предметно-развивающая среда:
- транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, спецмашины), светофоры, фигурки людей;
- подобрана детская литература;
- настольно-печатные игры (лото, домино «На улицах и дорогах», «Дорожные знаки», «Говорящие знаки», «Учим дорожные знаки», «Внимание, дорога», «Правила движения», пазлы «Транспорт», конструкторы).
- плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов, пассажиров (жезл, свисток, фуражки, нагрудные изображение различных видов транспорта, дорожных знаков и др.);
- дорожные знаки на магнитах, подставках («Пешеходный переход», «Подземный переход», «Наземный пешеходный переход», «Место остановки», «Место стоянки», «Движение прямо», «Въезд запрещен», «Движение запрещено» и др.) –настольных и напольных;
- игровые поля, макет дороги, макет «Путешествие во времени в прошлое»;
- уголок «Безопасность».
Знания, полученные в ОО «Безопасность» расширялись, уточнялись, дополнялись в Образовательных Областях:
- познание,
- социализация,
- художественное творчество,
- физическая культура,
- музыка.
Разработан перспективный план работы, который помогает вести работу систематически и планомерно. В непосредственной деятельности познакомила детей с новыми дорожными знаками, закрепляла знания о транспорте, о поведении в нем, о профессии водителей, регулировщика, создавала проблемные ситуации, которые обучали детей безопасному поведению на дороге, в транспорте.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации совместной и самостоятельной деятельности. Стимулирование у детей самостоятельности и залогом успешности данной работы является сочетание разнообразных по содержанию и форме видов детской деятельности:
- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки (перекресток, транспорт, работа сотрудников ГАИ, пешеходы, пассажиры);
- игры, соревнования, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые («Семья», «Перекресток», «Больница», «Улица», «Дорожный патруль», «Путешествие по городу»), театрализованные («Не играйте на дороге», «Волк и семеро козлят»);
- составление коллажей;
- моделирование и анализ заданных ситуаций («Опасные и безопасные ситуации», «Обзор закрыт», «Родители с детьми», «Внимание отвлечено»);
- алгоритмические игры («Перекресток», «Дорога домой», «Помоги героям сказки»);
- сочинение историй («В городе светофорных наук»);
- беседы («Кто регулирует движение транспорта»,
«Два светофора», «Путешествие в прошлое светофора» и т.д.;
- чтение художественной литературы.
- познавательные викторины, на которых дети показывают свои знания (вечер загадок «Автоклуб» «Путешествие в страну дорожных знаков», «Что? Где? Когда?», КВН);
- минутки безопасности (катание с горы, переход через дорогу, поведение пассажира, если ты потерялся);
- больше всего дети любят смотреть мультфильмы («Академия Светофорчика», «За рулем»).
В группе имеются план-схема («Дорога от дома до детского сада») и макет поселка с улицами, прилегающими к территории детского сада, которые помогают определить опасные места на улице и дорогах около детского сада, во дворе. Они помогают проложить безопасный путь к дому, к магазину, детскому саду, развивают внимание, умение ориентироваться.
В нашей группе созданы оптимальные условия для самостоятельной игровой деятельности детей, в организации которой имеется спектр дидактических, настольных, режиссёрских игр, атрибуты и игровые маркеры для сюжетно-ролевых игр, макеты улиц, отражающих расположение объектов реально существующих в нашем поселке. В ходе игр мы с детьми обсуждаем интересные ситуации; создаем и разрешаем проблемные ситуации. Дети любят мастерить поделки (транспорт, дома, дорожные знаки), а потом использовать их в своих играх.
Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям. Мы провели большую работу с родителями: опросы, анкетирование на тему: «Я и мой ребёнок на улице», родительское собрание «Безопасность детей на дороге». Привлекли родителей к участию в проектах:
- творческий проект «Загадки по ПДД»,
- информационный проект «Я - пешеход» (состоит из индивидуальных проектах о дорожных знаках),
- создание Автоклуба.
Родители помогали вместе с детьми в создании дидактических игр: «Опасно-неопасно», «Дорожная азбука».
Творчески подошли к изготовлению костюмов для показа «Весёлые знаки».
Для родителей было проведено открытое мероприятие «Как наши дети знают ПДД», были показаны сказки: «Волк и семеро козлят», «Не играйте на дороге». Родители участвовали в спортивном празднике «В стране Светофории».
В течение года сделаны папки –передвижки:
- «Безопасность на дороге»,
- «Три закона безопасности пешехода на дороге»,
- «Ребёнок на улице»,
- «Основные законы безопасного движения».
Ежемесячно в уголке «Советы для родителей» вывешиваются рекомендации по формированию навыков безопасного осознанного поведения детей. Эта рубрика очень важна, так как мы живём в поселке, и наши дети оказываются часто неподготовленными к правильному поведению на городской улице, в общественном транспорте. Поэтому мы просим родителей вывозить детей в город и закреплять знания, полученные на занятиях. В тесном сотрудничестве с родителями мы установили, что успех профилактики дорожно-транспортного происшествия с детьми во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих взрослых. Самое действенное средство воспитания детского пешехода, пассажира- пример поведения на дороге и в транспорте родителей.
Огромную помощь в формировании знаний ПДД, профилактики ДТП имеют встречи с сотрудниками ГИБДД. Они расширяют и закрепляют знания, предупреждают об опасностях на дороге.
Повторный анализ уровня знаний, умений и навыков показал положительные результаты:
- устройство дороги: 60% - высокий уровень, 40% - средний уровень;
- дорожные знаки: 65 %- высокий, 35% - средний;
- ГИБДД: 85%- высокий, 15% - средний;
- правила поведения: 90%-высокий, 10%-средний;
- поведение на улице (если ребёнок потерялся) - 90% - высокий, 10% -средний.
В результате проведённой работы у детей сформированы умения своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения; сформированы умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, дети умеют ориентироваться в различной обстановке на дороге; знают правила поведения в транспорте и на улице и стараются их выполнять. В группе пополнилась предметно-развивающая среда.
Эффективность работы была достигнута во взаимодействии всех участников педагогического процесса, до которых была донесена актуальность проблемы.
Проведенная работа поможет решению проблемы охраны жизни и здоровья детей, и формированию у них навыков осознанного безопасного поведения на улице.
Читайте также |
---|
НОД в старшей группе «Как звери к зиме готовятся?»
НОД в старшей группе «Как звери к зиме готовятся?» Цели: систематизировать знания детей о жизни диких животных; уточнить грамматическое понятие слов...
План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…
План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения…
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения И.Козеевой «Лучик солнца» Задачи: закрепить знания детей о приметах весны, учить...