Консультация для воспитателей
Тема: «Воспитание будущего читателя»

 

 

Немало трудов по педагогике и психологии посвящено воспитательному значению детской литературы, которая знакомит с реальным и воображаемым миром, дает образцы прекрасного и ужасного, доброго и злого. Герой детских книг могут выступать для дошкольников как моральные эталоны, как носители положительных или отрицательных качеств, что очень важно для становления морального сознания и развития личности в целом.

Детские книги -это бесконечный источник сюжетов игр, в которых присваиваются смыслы человеческих отношений и мотивы деятельности людей. Такое присвоение, как и моральное воспитание, не может быть основано только на поощрениях и наказаниях -оно предполагает прежде всего эмоциональное отношение к конкретным персонажам, к их действиям и поступкам.

Художественная литература направлена на становление личного, субъективного отношения к героям и событиям произведений и, следовательно, способствует присвоению моральных и воспитанию нравственных чувств.

Восприятие литературы имеет огромное значение для умственного и познавательного развития ребенка. Читая книгу, вернее, литературный текст, дошкольник должен представить происходящие события, включаться в них, связывать разные фрагменты произведения.

Это требует работа мысли, сосредоточенности и воображения, а значит, развивает все эти способности. Если при восприятии мультфильмов все это дается на экране в готовом виде, то приобщение к книге требует большой внутренней активности. Чтение (слушание) книг развивает образное мышление ребенка, будит воображение, стимулирует к осознанию себя и своих действий.

Литература приобщает детей к отечественной и мировой культуре, играет исключительно важную роль в речевом, эстетическом, личностном и познавательном развитии.

На важность приобщения дошкольников к книге, к красоте художественного слова указывают многие психологи и педагоги, в том числе такие корифеи, как К.Д. Ушинский и Л.С. Выготский.

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом в 21 в., по сравнению с 20 столетием, выявили негативные и неутешительные тенденции.

- Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков.

- Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени из-за того, что телевидение и компьютер вытеснили книгу из жизни детей.

- Подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры и т.д.

Злободневность этой проблемы сала причиной принятия национальной программы поддержки и развития чтения. Согласно программе, усилия всех соответствующих структур (библиотеки, учебные и научные учреждения, издательства, книжная торговля, архивы) должны быть направлены на пропаганду чтения, на воспитание активного читателя.

Книга закладывает основу мировоззрения ребенка. От того, какими будут первые книги, зависит многое в его жизни. И нам взрослым, необходимо привить детям любовь и интерес к книге, потребность в чтении.

Мы привыкли считать, что книги прежде всего хранители знаний, которые передают духовные традиции, культуру и искусство от поколения к поколению, соединяют людей разных времен и народов посредством слов. «Слово - великое оружие жизни» - писал В.О. Ключевский, а В.А. Сухомлинский утверждал, что «чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Важная особенность восприятия литературы в дошкольном детстве заключается в том, что оно осуществляется при участии и с помощью взрослого человека. Ребенку, еще не умеющему читать, текст доносит близкий человек. Это очень важно, поскольку в процессе чтения происходит их активное взаимодействие: для ребенка восприятие текста опосредовано интонацией и живым голосом близкого человека, а взрослый всегда учитывает реакцию ребенка - старается расставить нужные акценты, сделать паузы, вызвать адекватные эмоции или, наоборот, смягчить «страшные места».

Выбирая книгу для детей, необходимо следить за тем, чтобы она не нарушала целостности восприятия литературы, чтобы ничто, никакие дополнения не уводили ребенка от содержания произведения. Необходимо оценивать и само содержание, и художественную форму, и оформление книжки, и качество иллюстрации.

Часто современные детские книги подают классические народные и авторские сказки в примитивной, сокращенной и упрощенной форме. Иногда, напротив, содержат далеко не детскую лексику, сложный синтаксис, что затрудняет восприятие текста. Безусловно, это имеет решающее значение для понимания произведения, усвоения содержания книги, ее влияния на развитие ребенка.

Какие можно рекомендовать произведения для рассказывания и чтения детям? Для рассказывания - преимущественно народные сказки. Дети живо откликаются и на печальные переживания сестрицы Алёнушки и братца Иванушки в русской народной сказке, и на юмор английской сказки «Три поросенка» в обработке С. Маршака, и на волшебные превращения героини русской народной сказки «Царевна-лягушка в обработке А. Толстого, и на образ капризной «Принцессы на горошине» Г.Х. Андерсена.

Что касается литературы для чтения, то это рассказы самой разнообразной тематики. Многие из них помогают детям проникнуться чувством любви и уважения к природе. К ним относятся произведения русских классиков А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова, и советских поэтов и писателей - В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина и многих других.

Особое место занимают стихи для разучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, созданы такие образы, мимо которых дети в жизни могли бы пройти. И вот они чувствуют прелесть пушкинских строк «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало», узнают, как хорошо рассказал С. Есенин о белой березке. Оказывается она «принакрылась снегом, точно серебром».

Образность и точность поэтического выражения сильно воздействуют на детей. Они очень хорошо чувствуют и меткость пословиц, и занимательность загадок. В их опыте накапливаются богатые впечатления. Всем хорошо известно, что услышанная в дошкольном детстве сказка, выученные стихи запоминаются на долгие годы, порой на всю жизнь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План отчета педагога по теме самообразования: «Йога - как обучающее…

План отчета педагога по теме самообразования: «Йога - как обучающее занятие с детьми»

Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу…

Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу» в подготовительной группе Цель: формирование у воспитанников осознанного...

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода»…

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода» Проблема: дети дошкольного возраста не понимают ценность окружающей природы, ее роли в...

Читайте также

Создание персонального сайта как способ и результат развития информационно-коммуникационной компетентности…

Создание персонального сайта как способ и результат развития информационно-коммуникационной компетентности педагога ДОУ Запросы современного общества ставят перед педагогами задачи повышения профессионализма...

Дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «До-Ми-Солька»

Дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «До-Ми-Солька» «Музыка начинается с пения…» К. Закс. «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника…» В.А.Сухомлинский. 1. Пояснительная записка Вокальное...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...