«Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время вопрос об улучшении качества образования все чаще ставится как вопрос о «смене качества образования» или о «новом качестве образования».

Понимая качество образования как соотношение между запросом и степенью его удовлетворения, мы должны учитывать, что по-своему формируют запрос к системе образования индивид, общество и, наконец, государство. При этом заказ касается в первую очередь новых универсальных способностей личности и поведенческих моделей, но не требований к конкретным знаниям как к «скоропортящемуся продукту». На сегодняшний день заказ государства сформулирован в федеральных государственных требованиях. Практика работы детских садов показывает, что происходит дисбаланс образовательной нагрузки в сторону интеллектуального развития: познавательное развитие составляет – 47 %, художественно-эстетическое 20-40 %, физическое – 19-20 %, социально-личностное 0 – 13 %. Программа «Детство», по которой работает наше дошкольное учреждение содержит раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений». Который в свою очередь делится на подразделы «Ребенок и взрослые», «Ребенок и сверстники», «Отношение ребенка к самому себе». Вышеизложенное содержание является на наш взгляд основой для реализации образовательных областей «Социализация» и «Коммуникация», целями которых является – освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Умственное развитие ребенка тесно связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением.

Социализация: процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

-трудовых навыков;

-знаний;

-норм, ценностей, традиций, правил;

-социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Исходя из вышесказанного, я определила тему работы: «Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

  • Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
  • Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.
  • Учить ребенка выражать свою любовь к близким.
  • Помогать ребенку определять эмоциональное состояние.
  • Вырабатывать у дошкольника положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.

Образовательный результат: можно отнести способности ребенка:

1. Контролировать свое поведение;

2. Сформулировать свой интерес, предпочтения;

3. Высказывать свое отношение;

4. Комментировать свои действия;

5. Выполнять простые правила;

6. Договариваться о правилах;

7. Устанавливать контакты;

8. Поддерживать разговор;

9. Использовать элементарные нормы общения;

10. Сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.

Форма проведения: игровые тренинги

Диагностические методики:

  • «Социометрия» (Репина)
  • Рисуночные тесты «Моя семья», «Моя группа д/с», «Мой воспитатель»
  • Анкета для воспитателя: «Оценка социально-эмоционального развития дошкольника».

Игровые тренинги походят один раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста. Тренинги строятся в доступной и интересной форме.

Для этого я использую:

  • Развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры на развитие навыков общения);
  • Рассматривание рисунков и фотографий;
  • Чтение художественных произведений;
  • Сочинение историй;
  • Беседы;
  • Обыгрывание проблемных ситуаций;
  • Обучение приемам саморегуляции своих эмоциональных состояний( н/р: игры-релаксации: «Солнечный зайчик», «Полянка», «Волны» и т.д.);
  • Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

По итогам каждого тренинга для родителей вывешивается информация о конкретном занятии, рекомендации по закреплению пройденного материала.

По результатам работы, у дошкольников повышается осознанность своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Что в дальнейшем позволяет снизить вероятность возникновения агрессивности и других негативных проявлений, трудностей в общении со сверстниками и взрослыми. Обучение приемам саморегуляции своих эмоциональных состояний позволяет уходить из под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость

Эффективность работы по формированию социальной компетентности дошкольника возрастает во много раз, если семья и педагоги работают в тесном контакте. С этой целью организуются групповые и индивидуальные консультации для родителей, анкетирование с целью изучения запросов и проблем волнующих семьи наших воспитанников. Тематические стенды (например: «Наказание и поощрение»). Тренинги для родителей (например: «Учим ребенка понимать и выражать свои чувства»). Также на группах родителям предлагается ознакомится с брошюрами: «Агрессивный ребенок», «Самооценка ребенка». Интересно и живо проходят занятия в «Клубе успешного родителя».

Модернизация образования требует, конечно, изменения самого педагога, готового достигать социальных, информационных компетенций. Одним из направлений моей деятельности является повышение профессиональной компетентности педагогических кадров. В течении года проводятся занятия в психолого – педагогической мастерской: «Социально – эмоциональное развитие дошкольников». Консультации, тренинговые игры на развитие коммуникации, игры – релаксации на снятие психоэмоционального напряжения. Мною разработана игротека по следующим темам: на сближение детей друг с другом и педагогами; упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим; методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.

Создание благоприятных условий для формирования социальной компетентности у старших дошкольников приводит к положительным результатам.

Результаты проведённой работы:

По итогам года, на основе полученных диагностических данных, можно сделать вывод, о положительной динамике развития межличностных отношений у старших дошкольников.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для…

Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста Интерес к кинезиологии растёт очень активно. Она помогает...

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного…

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти...

Дидактические игры на правильное употребление падежей в речи

Дидактические игры на правильное употребление падежей в речи Название игры: «Кому чего не хватает?», «Кому угощение?». Цель: учить употреблять существительное в Р.п., Д.п. Название...

Читайте также

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Любимые…

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Любимые сказки Корнея Чуковского» Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное...

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. Познавательная деятельность ярко прослеживается...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я родился в России»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я родился в России» Старший дошкольный возраст Информационная карта проекта 1. Название проекта: «Я родился в России». 2. Тип проекта: социально-значимый. 3...