«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

 

«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них ответы, оказываясь на более

высоком умственном и нравственном уровне в

сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

К.Е. Тимирязев.

 

Одной из главных целей в развитии ребенка-дошкольника является развитие его познавательной активности. Что же такое познавательная активность?

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованности принятия информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Актуальность. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.

Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям и создать необходимые для этого условия.

Именно поэтому свою работу я решила направить на развитие познавательной активности моих воспитанников посредством исследовательской и экспериментальной деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности.

В группе для развития познавательной активности и поддержания экспериментальной деятельности был создан исследовательский центр, в котором происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в центре предполагает превращение детей в "ученых", которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

Там есть различные материалы для исследования:

  • природные материалы: - образцы песка, глины, земли;

- камни, галька, ракушки, керамзит, мел;

- железо, резина, пластмасса, дерево;

- семена цветов, образцы деревьев (шишки, желуди, каштаны)

  • бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, бумага разной фактуры, проволока, пробки и т.п.
  • сыпучие продукты: мука, соль, сахар, разнообразные виды круп.
  • схемы для проведения опытов.

Для активизации детской исследовательской деятельности я использую специальное оборудование:

- разнообразные трубочки, воронки, сито;

- стаканчики, тарелочки, ложки;

- шприцы, пипетки;

- весы, увеличительные стекла, лупы, магниты, микроскоп, измерительные приборы.

Весь материал расположен в доступном для детей месте.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я использую - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.

Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем.

В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества.

В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества.

Так, например, с помощью увлекательных исследований "Удивительная почва", "Из чего состоит?" дети сравнили свойства песка, глины, земли и выяснили, что почва водопроницаема, а глина нет; что в почве есть условия для жизни живых организмов.

В ходе проведения опыта с водой "Откуда берется вода?" дети выяснили, откуда взялась вода на поверхности крышки – это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке.

Опыт "Определяем плавучесть предметов" помог детям понять, что плавучесть предметов зависит от материала, из которого они изготовлены, формы, размера.

Проделав фокус "Почему не выливается?" дети узнали о том, почему не выливается вода из банки. На лист бумаги давит воздух, он прижимает бумагу к краям банки и не дает воде вылиться.

При проведении опыта "Нужна ли растениям вода?"Дети получили представления о роли воды в жизни растений. По окрашенным стеблям дети сделали вывод о том, что растения пьют воду.

На вопрос, как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поисков ответов на этот вопрос я провела ряд опытов: «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Место для воздуха». Опыты с воздухом помогли детям понять,что воздух находится вокруг нас, он невидим, прозрачен, легче воды. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Опыты с магнитом сформировали у детей представления о том, что магнит притягивает металлические предметы, но не все, например: медь, золото, алюминий магнитом не притягиваются.

При исследовании свойств крахмала детям предоставили возможность самостоятельно получить крахмал из картофеля, а потом исследовать его свойства (белый, при нажатии хрустит, если сварить, получится кисель, прополоскать белье - станет жесткой ткань).

При исследовании условий, необходимых для роста и развития растений, помещали опытные образцы в разные условия, ограничивая в свете, тепле, воде. Дети наблюдали за их развитием, схематично зарисовывали этапы роста, изменения в развитии растений. Это дало им возможность закрепить полученные знания о росте, развитии растений, понять способы ухода за ними.

Детям также предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, изучать предметы и явления, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, проводимые ранее под руководством педагога. Ребята с удовольствием рассказывают о своих

открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

При проведении опытов я использую личностно-ориентированный подход, стараюсь, чтобы каждый ребенок сформулировал свое предположение о том, какой будет результат, объяснил, почему он так думает. Именно поэтому дети учатся высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи. У детей заметно развилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.

Для развития познавательной активности я в своей работе также использую "Карточки исследователей", которые представляют собой алгоритм обследовательских действий в зависимости от объекта исследований. Работа с алгоритмами включает в себя несколько этапов:

На первом этапе дети выбирают карточку с исследуемым объектам по темам: "Домашние животные", "Дикие животные", "Цветы", "Деревья", "Птицы", "Игрушки" и т.д.

На втором этапе следует постановка вопросов: какие бывают виды объектов, какие функции выполняют, какими свойствами обладают, на что влияют?

Третий этап - проведение исследований, сбор информации, зарисовка объектов.

Пользуясь "Карточкой исследователя", ребенок самостоятельно проводит опыты и эксперименты, наблюдает и фиксирует результат, делает вывод.

Особо хотелось бы отметить использование проектной деятельности для развития познавательной активности детей. Проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.

Так, например с большим интересом в течение всего учебного года проходила реализация проекта "Цветок солнца", целью которого было сформировать у детей представления о развитии и значимости в жизни людей подсолнечника". Для достижения цели были поставлены следующие задачи: Выяснить, когда и откуда он появился в нашей стране, почему его так назвали, зачем его выращивают, трудно ли его вырастить, в чем его польза.

В ходе проекта была проделана большая работа как детьми, так и их родителями. Дети познакомились с историей появления подсолнечника в нашей стране, узнали этапы развития подсолнуха, провели исследования о наличии жиров и углеводов, узнали о его значении для человека, попытались самостоятельно вырастить.

Очень увлекательной и плодотворной стала работа над проектом "Удивительный мир космоса". Проект был реализован через различные виды детской деятельности.

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

Задачи проекта:

1. Продолжать расширять представление детей о космосе и космическом пространстве.

2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.

3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-

космонавтом Ю.А. Гагариным.

4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину; уважение к труду людей, работа, которых связана с освоением космоса.

Реализация проекта началась с модели трех вопросов: что я знаю, что хочу узнать, как узнать.

В ходе реализации проекта проводились различные опыты: "Свойства солнечных лучей", "Дневные звезды", "Как происходит смена дня и ночи".

Дети собирали стихи, загадки о космосе, изготавливали различные поделки, рисовали, сочиняли рассказы и сказки о космосе.

В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи. Увлечение детей исследовательской деятельностью вдохновило и родителей, которые тоже с большим интересом исследовали различные вопросы, явления и помогли детям в этом творческом процессе. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием.

Результатом проекта стали:

  • энциклопедия о космосе, выпущенная детьми вместе с родителями;
  • творческий отчет в форме презентации с выступлением детей.

Посредством реализации проекта у детей были сформированы знания о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

Таким образом, исследовательско-экспериментальная деятельность помогают мне учить детей анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, т.е. исследовательская деятельность способствует развитию как познавательной активности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения как исследовательская деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков.

Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

 

Литература:

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М.: Творческий центр «Сфера», 2002. – 188с.
2. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка – Пресс», 2004 г.
3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М.: Педагогическое общество России, 2003 г.
4. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010 г.
5. Николаева С. Н «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999г.
6. Перельман Я. И «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995г.
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
8. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе…

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе Тема: «Угощенье для куклы Кати» Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа). Вид...

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий...

Перспективный план работы с родителями на 2021 – 2022 год…

Перспективный план работы с родителями на 2021 – 2022 год учебный год Первая смешанная дошкольная группа Цель: установление сотрудничества детского сада...

Читайте также

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей Мною представлен опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей...

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении Огромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к...

Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников…

Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников «Волшебные колокольчики» Садовая Фея.Куклы - ворона, мышка, зайка (можно сшить самим, а...