«Раннее обучение детей математике, обучение счету. Способ карточек по Доману»

 

При организации педагогического процесса с детьми 2—3 лет педагогу необходимо помнить, что формирование первоначальных представлений о множествах, отношениях, геометрических фигурах, пространственных и временных отношениях — неотъемлемая часть познания ребенком окружающего мира, это обязательное ус­ ловие для дальнейшего благоприятного развития общих умственных и математических способностей.

Обучение детей младшей группы носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребенок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом.

В своей работе образовательную деятельность я начинаю с элементов игры, сюрпризных моментов — неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей». Это заинтересовывает и активизирует малышей. Однако, когда впервые выделяю какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать. Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами (длинный — короткий). Используются предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы детям, без лишних деталей, различаются не более чем 1—2 признаками. Точности восприятия способствуют движения (жесты рукой), обведение рукой модели геометрической фигуры (по контуру) помогает детям точнее воспринять ее форму, а проведение рукой вдоль, например, шарфика, ленточки (при сравнении по длине) — установить соотношение предметов именно по данному признаку.

Детей приучаю последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. («Что это? Какого цвета? Какого размера?») Сравнение проводится на основе практических способов сопоставления: наложения или приложения.

Большое значение придаю работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности (накладывать предметы на картинки, карточки образца и пр.). Наиболее сложные способы действия демонстрирую 2—3 раза, обращая внимание малышей каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить. Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Запоминание у них характеризуется непреднамеренностью. Поэтому широко использую игровые приемы и дидактические игры. Организовываю так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети и им не приходилось ждать своей очереди. Провожу игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом. Однако, используя игровые приемы, не допускаю, чтобы они отвлекали детей от главного (пусть еще и элементарной, но математической работы).

Пространственные и количественные отношения могут быть отражены на этом этапе только при помощи слов. Каждый новый способ действия, усваиваемый детьми, каждое вновь выделенное свойство закрепляются в точном слове. Новое слово проговариваю не спеша, выделяя его интонацией. Все дети вместе его повторяют.

Наиболее сложным для малышей является отражение в речи математических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные предложения Вначале приходится задавать детям вспомогательные вопросы, а затем просить их рассказать сразу обо всем. Например: «Сколько камешков на красной полоске? Сколько камешков на синей полоске? А теперь сразу скажи о камешках на синей и красной полосках». Так ребенка подвожу к отражению связей: «На красной полоске один камешек, а на синей много камешков».

Центральной задачей математического развития детей в детском саду является обучение счету. Основными способами при этом являются накладывание и прикладывание, овладение которыми предвосхищает обучение счету с помощью слов-числительных.

Одновременно дошкольники учатся сравнивать предметы по величине (размеру) и результаты сравнения обозначать соответствующими словами-понятиями («больше – меньше», «узкий – широкий»), строить ряды предметов по их размеру в порядке возрастания или уменьшения (большой, маленький, еще меньше, самый маленький). Однако, для того чтобы ребенок усвоил эти понятая, необходимо сформировать у него конкретные представления, сравнивать предметы между собой сначала непосредственно – накладыванием, а потом опосредованно – с помощью измерения. Работу с малышами начинаю с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку («Отбери все синие кубики».) Пользуясь приемами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств).

Малышей не учу считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подвожу к усвоению счета, создаю возможности для формирования понятия о натуральном числе.

Большое внимание уделяю упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объему. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, начинаю знакомить с геометрическими фигурами, дети учатся различать и называть круг, квадрат, треугольник, узнавать модели этих фигур, несмотря на различия в их окраске или размерах, ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, слева, справа), а также во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь.

Дальнейшему развитию представлений о количестве служат коллективные игровые упражнения в составлении групп из однородных предметов и дробление групп на отдельные предметы. В ходе этих упражнений дети должны понять, что каждая группа (множество) состоит из отдельных предметов, научиться выделять отдельные предметы из группы, устанавливать отношение между множеством в целом и его элементом.

Малыши должны хорошо видеть постепенное уменьшение и увеличение числа предметов группы. В ходе упражнений побуждаю употреблять слова много, один, по одному, ни одного, совсем нет. Ставлю вопросы: сколько? по-скольку? Слежу за тем, чтобы дети называли как предметы, так и их количество (один, много). Важно, чтобы характеризовали признаки, общие для всех предметов. («С зайчиками можно поиграть, все зайчики белые, елочки зеленые».

Познакомив детей с тем, что множество состоит из отдельных элементов, предлагаю самостоятельно выделять группы однородных предметов, находить единичные предметы (один) и совокупности предметов (много) в окружающей, обстановке. («У машины много колес, на руке много пальцев, на ковре много кирпичиков, на голове много волос».)

Необходимо формировать у малышей навыки сравнивания предметы, отличающиеся только по 1 признаку (по длине, ширине, высоте), пользоваться точными словами для обозначения соотношений предметов по размерам: длиннее, короче, одинаковые (равные) по длине; выше, ниже, одинаковые (равные) по высоте; шире, уже, одинаковые (равные) по ширине; толще, тоньше, одинаковые (равные) по толщине.

Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в играх. В начале учебного года в группу вношу набор шаров, строительные материалы, геометрическую мозаику. Играя с детьми, с самого начала употребляю правильные названия геометрических фигур, но не стремлюсь к тому, чтобы дети их запоминали.

В этот период важно развивать восприятие детей, накопить у них представления о разнообразных формах. Занимаясь с подгруппой малышей, показываю и называю шар произвожу разнообразные действия с ним: катаю его по столу, между ладонями, перекатываю из руки в руку. В процессе действий приговариваю: «Шар катится. Я перекатила шар из руки в руку». Каждому ребенку предлагаю взять шар и производить с ним такие же действия. Затем выясняю, какого цвета шар у каждого из малышей, катится ли он. Аналогичным образом детям показываю куб. Но так как у них уже имеется опыт обследования формы предметов, то им сразу предъявляю модели кубов разных размеров.

Математика по Доману, начинается с понятия количества. Доман пишет, что необходимость заниматься математикой определена двумя главными причинами. Первая из них очевидна и менее важна: это умение является одной из главных функций человеческого и только человеческого мозга, и человек использует математику всю свою жизнь. Но главное, что занятия математикой активно способствуют развитию интеллекта. В математике он предлагает начать с числа: одного мяча, трех машин, семи бегемотов, с изображения количества, а не условного символа, не с цифры, которой пользуются взрослые.

Малыш должен сначала понять, что такое количе­ство, и лишь когда он реально будет представлять себе, что такое девять яблок или шесть собак, его можно зна­комить с цифрами. Важно в первую очередь научить ре­бенка видеть количество.

Под словом «цифра» подразумеваются символы, ко­торые обозначают количество. Говоря слово «число», имеем в виду действительное количество самих объек­тов, которых может быть два, пять или девять:

Каждую карточку необходимо показывать, независимо от того что на ней изображено по 1-2 се­кунды. Таким образом, все занимает 10—30 се­кунд. Такое обуче­ние приносит ребенку одно удовольствие.

Материал, используемый для обучения ребенка счету, предельно прост. Необходимо сделать карточки из ватмана размером примерно 25x25 см. как минимум, 100 таких карточек.

Нанесите на каждую карточку от одной до ста то­чек. Красный цвет ярко выделяется на белом фоне и поэтому красные точки больше всего привлекают вни­мание ребенка. Начните с карточки, на которую надо нанести 100 точек и идите по убывающей. Самое боль­шое количество точек требует наибольшего внимания, а потом вам будет все легче и легче.

С обратной стороны карточки запишите каранда­шом или ручкой цифру — нужное количество точек, ко­торое вы собираетесь на нее поставить.

Размещайте точки хаотично, а не в форме квадрата, ромба или какой-нибудь другой фигуры. Начните их ставить с середины, следя за тем, чтобы они не налеза­ли одна на другую.

По краям карточки не забудьте оставить небольшие поля.

На первом этапе необходимо научить ребенка вос­принимать реально существующее количество, которое на письме принято обозначать с помощью цифр. В началевозьмите карточки с 1 до 5.

Показывая ребенку карточку с единственной точ­кой, внятно произносите вслух: «Это один». Показы­вать карточки нужно быстро, ровно столько, сколько вы будете их называть. И без пояснений.

Затем показываются следующие карточки: вторая, третья, четвертая и пятая. При этом к вам карточки должны быть обращены обратной стороной.

Доставать карточку лучше всего из-за спины, лице­вой стороной к ребенку, обратной стороной к себе, видя цифру, написанную на этой стороне. Произнося цифру, смотрите на ребенка и улыбайтесь ему.

Показав пять карточек, обязательно похвалите ре­бенка.

Продолжайте демонстрировать два набора из 5 кар­точек, но уже на второй день перемешайте их между собой так, чтобы в одном наборе находились карточки, например 3, 10, 8, 2 и 5, а в другом — все ос­тальные. Постоянное перемешивание карточек позво­лит каждый раз иметь что-то новое и непредвиден­ное, поскольку ребенок никогда не будет знать за­ранее, в каком порядке вы станете показывать ему кар­точки. Это очень важно для того, чтобы сохранить не­обходимую новизну.

Продолжайте с двумя первыми наборами в течение пяти дней. На шестой нужно начать убирать старые карточки и добавлять новые. Делайте это так: изымайте два самых маленьких числа (начните с 1 и 2) и добавляйте следующие по порядковому номеру ( 11 и 12). Обновляйте свои наборы ежедневно на две карточки.

В общем, пользуйтесь 10 карточками ежедневно, разделив их на два набора, каждый раз обновляя два числа.

Чувствуете, что у ребенка все идет как надо, обнов­ляйте по три, а то и по четыре карточки. К этому момен­ту данная игра должна доставлять вам взаимное удоволь­ствие. Помните, что для ребенка ваше обучение — игра, потому играйте в эту игру с любовью и энтузиазмом. На данном этапе ребенок уже способен с первого взгляда постичь, что количество точек, монет или овец одинаково и равно, скажем, 47.

Продолжайте пока не пройдете последнюю, сотую. Когда ребенок увидел все карточки от 1 до 100, он прекрасно усвоил идею количества. Поэтому можно переходить ко второму этапу. Это уравнения, решение задач, освоение понятия «цифра», запоминание цифр, цифровые уравнения.

По окончании занятий математикой по Г. Доману математика должна стать любимым предметом для ребенка, ведь заложен фундамент для дальнейшего математического познания. Но это произойдет только в том случае, если все было сделано правильно.

Во-первых, ребенок освоился с количеством, способен отличать одно количество от другого.

Во-вторых, он умеет складывать эти количества, вычитать, умножать и делить.

В-третьих, он понял, что такое символы и что они используются для обозначения различных количеств.

Самое главное, что ребенок поймет разницу между реальным количеством и символами, один из которых нужно правильно выбрать для обозначения именно данного количества.

Анализ научных исследований (А.М. Леушина, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр) педагогического опыта убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. При этом важное значение имеет педагогическое руководство со стороны взрослого. Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счетом и измерениями линейных и объемных объектов с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями.

Итак, математическое развитие детей предполагает широкую программу приобщения их к деятельности, в данном случае математической, которой руководит взрослый.

 

Литература:
1. Асмолов А.Г. "Психология личности". - М. : Просвещение 1990г.
2. Альтхауз Д., Дум Э. "Цвет, форма, количество". - М.: Просвещение 1984г.
3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". -М.: Просвещение 1989 г.
4. 3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г.
5. Леушина А.М. "Обучение счёту в детском саду". -М.: Учпедиз. 1961г.

6. Морозова М., Тихеева Е. " Счёт в жизни маленьких детей". Изд. 2-е. -М.- Л.: Госиздат 1927г.
7. Метлина Л.С. "Математика в детском саду". - М.: Просвещение 1984г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Уникальные модули» (8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм)

«Уникальные модули»(8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм) Одним из приоритетных направлений развития отечественной педагогики является создание полифункциональной развивающей среды, именно поэтому...

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Активное использование театральной деятельности в ДОУ формируют предпосылки к учебной…

Активное использование театральной деятельности в ДОУ формируют предпосылки к учебной деятельности «Быть готовым к школе – не значит уметь писать, читать...

Читайте также

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами...

Флористическая композиция «Осенний горшочек»

Флористическая композиция «Осенний горшочек» Любое рукоделие это отдушина для взрослых и радость для детей. Особенно интересно создавать поделки из материалов выращенных...