Формирование познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста через использование в работе проектной технологии

 

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Да и система дошкольного образования находится в ситуации существенных изменений: на центральное место выходит развитие интегративных качеств личности, которые ребёнок приобретает в результате освоения программы. Поэтому условием для успешной работы воспитателя становится применение современных образовательных технологий. Технология - это инструмент, при помощи которого решаются задачи поставленные программой.

Анализ педагогической практики показывает, что технология проектной деятельности занимает достойное место в системе дошкольного образования. Интерес к данной технологии основывается на решении тех задач, которые стоят перед дошкольным образованием: воспитание личности, способной самостоятельно мыслить, добывать информацию и применять знания, проявлять творческие способности.

Проект - это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом так же понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, а для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и складываются в одно целое. В ходе реализации проекта естественным образом осуществляется интеграция образовательных областей, имеется возможность комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, активно взаимодействовать с семьями дошкольников.

В детском саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Приведём пример проектной деятельности при ознакомлении дошкольников 4-5 лет с пассажирским самолётом в конструктивной деятельности.

 

Мини-проект по конструированию «Пассажирский самолёт».

 

Этапы работы над     проектом

                                   Примерное содержание

1

Название проекта.

Пассажирский самолет

2

Возрастная группа.

Средняя

3

Цель проекта.

Формирование умения строить разные самолеты по схеме, отличающиеся по размеру и конструкции.

4

Задачи проекта по достижению цели.

- Расширять знания о видах самолетов.

- Стимулировать интерес к строительству самолета.

- Формировать умение анализировать образец: выделять части объекта, определять их размер и форму.

- Развивать умение отбирать детали конструктора для постройки.

- Развивать умение строить самолеты по схеме.

- Формирование словаря детей на основе углубленных знаний о самолетах

 

Организация проекта. 1 этап: постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы

5

Проблема исследования.

В ходе беседы о дальних странах возник вопрос: на чем быстрее всего нам добраться через океан на день рождение друга? Какой самолет выбрать для поездки? Из чего его можно построить?

6

Гипотеза исследования.

Если люди летят далеко, то при постройке должен получиться большой пассажирский самолет.

7

Задачи исследования для детей.

- Узнать, какие бывают самолеты, какие функции выполняют.

- Научиться строить пассажирский самолет из разного конструктора, отличающегося по размеру.

8

Результаты исследования.

- Постройка «Пассажирский самолет».

 

Организация проекта. 2 этап: организация исследования в рамках проекта.

9

Сбор, анализ и систематизация информации.

- Рассматривание иллюстраций в книгах, журналах.

- Чтение сказок, рассказов, стихов, загадок о самолетах.

- Беседы с детьми по вопросам: «Кто летал на самолетах? Много ли иллюминаторов в самолете? Что наблюдали за окном?

- Слайд-шоу «Экскурсия на аэродром».

- Изготовление коллажа.

10

Творческая познавательная деятельность детей

- Дидактические игры «Угадай на ощупь» (В чудесном мешочке нужно на ощупь угадать детали конструктора), «Угадай по звуку» (Дети должны отличать звук самолета от других звуков).

- Сюжетно-дидактическая игра «Путешествие на самолете» (Обыгрывание с помощью фигурок из киндера).

- Рисунки детей «Самолет будущего».

- Лепка «Самолет для зайчика».

- Экспериментирование «Из какого конструктора получится самый легкий самолет».

 

Организация проекта. 3 этап: презентация результатов исследования.

11

Форма презентации

Фотовыставка для родителей «Мой самолет»

 

Родители всегда являются активными участниками проектной деятельности в группе:

- оказывают помощь в подборе загадок, стихов, рассказов;

- вместе с детьми дома подбирают иллюстрации в журналах, книгах;

- подбирают картинки для изготовления коллажа;

- привлекаем родителей на «Встречи с интересными людьми», а именно родители рассказывают о путешествии на самолёте;

- вместе с детьми составляют «объяснялки» про самолёт;

- оказывают помощь при организации экскурсии на аэродром;

- вместе с детьми участвуют в создании альбома рисунков «Самолёт будущего».

Эта технология актуальна и очень эффективна, так как даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

 

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.- М.: Мозайка-Синтез,2008.

2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей и родителей.- М.: Айрис-Пресс, 2008.

3. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. – М.: Изд. Росмен,2006.

4. Киселёва Л. С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ - М.:АРКТИ,2010.

5. Сапранова С.И. Проектная деятельность // Воспитатель ДОУ. – 2008. - №2.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Весеннее развлечение в младшей группе «Весна пришла, тепло принесла»

Весеннее развлечение в младшей группе «Весна пришла, тепло принесла» Цель: обобщить представления детей о весне, весенних явлениях и игр на свежем...

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики В современном обществе особое внимание уделяется изучению, сохранению и передаче народных традиций...

Театрализованная игра «Цыпленок и утенок»

Театрализованная игра «Цыпленок и утенок» Аннотация: Игра рекомендована для использования в театрализованных играх с детьми раннего возраста. Данное пособие помогает формировать связную...

Читайте также

План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития…

План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Краткосрочный проект в подготовительной группе. Тема: «Зимующие птицы»

Краткосрочный проект в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц (декабрь) Участники: воспитатели, родители, дети подготовительной группы «Ромашка». ...

Проект «В царстве воды»

Проект «В царстве воды»