Требования общества к обучению сегодня
(из опыта работы)
В наше время человеку для того, чтобы позицианировать себя в обществе как личность, необходимо проявлять творческую активность, непрерывно учиться и совершенствоваться. Поэтому сегодня в обучении на первое место выдвинута задача развития ребенка и в частности развитие способностей.
Без сомнения ребенок будет развиваться в процессе любого обучения, но на современном этапе необходимо целостное развитие каждого ребенка, что предполагает максимально разностороннее и гармоническое развитие его способностей, интересов и склонностей, формирование культурной, высоконравственной, творчески активной личности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорится, что сегодня дошкольное образовательное учреждение должно работать по Программе, содержание которой включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Сегодня много внимания уделяется дошкольному воспитанию, созданию условий и обеспечению равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе, по формированию предпосылок учебной деятельности у дошкольника.
Для воспитателя становиться необходимым не только осознанное понимания структуры и особенностей содержания игровой деятельности, но и понимание того, как можно выстраивать, опираясь на дошкольный опыт ребенка, основу будущей, новой для него учебной деятельности.
Новые цели и задачи обусловили новое содержание образования, а следовательно, и новые методы обучения.
Известные психологи и педагоги говорят о том, что знания ребенку не следует давать в готовом виде. Это означает, что педагог должен уметь моделировать такие ситуации, когда у ребенка появляется потребность в определенном понятии или способе действия, а также организовывать, направлять и поддерживать собственную деятельность детей по овладению знаниями.
Многим педагогам психологически трудно отказаться от сложившихся стереотипов (например «вкладывать» в ребенка как можно больше информации), сменить ценностные ориентиры и быть готовыми к принятию принципиально иной педагогической позиции. Однако в современных условиях педагог должен владеть принципиально новой развивающей технологией, уметь работать с новым, непривычным для него содержанием обучения. Это требует прежде всего психологической готовности педагога и осознания потребности в овладении именно современной развивающей системой обучения, а также специальной подготовки и переподготовки на курсах повышения квалификации. Он должен уметь работать с новым содержанием, знать современные развивающие методики.
Различные подходы к структуре занятия по изучению нового материала
….развивающее и традиционное
обучение являются альтернативными,
но не конкурирующими системами.....
Вопрос выбора той или иной из них –
это по существу вопрос выбора той
или иной цели образования.
В.В. Репкин
Рассмотрим в чем состоит главное отличие развивающего обучения от классического, традиционного.
У педагогов дошкольных образовательных учреждений, и нашего в частности, сегодня множество вариантов парциальных и вариативных программ для развития воспитанников, поэтому для каждого из них принципиально важно суметь разобраться, какие из них действительно развивающие, а какие нет.
Отличие развивающего обучения от традиционного:
1. Традиционная педагогика основывается на трех китах - «дать образец, мотивировать его воспроизведение, вводить дозированную помощь, постепенно уменьшающуюся, по мере того, как ребенок осваивает образец».
2. «Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать, - вот основания нетрадиционной педагогики».
Проблема в том, что развивающие программы активно реализуются в начальной школе, а в дошкольной педагогике к вопросу о развивающем обучении относятся неоднозначно, высказываются различные мнения по поводу применимости его системы к дошкольному возрасту. На этот вопрос, как мне кажется, весьма убедительно отвечает д.п.н. А.В.Белошистая: «...Если система дошкольного образования не пожелает стать развивающей, то ей останется только один вариант — быть обучающей! Третьего не дано! Именно этот факт является главным «камнем преткновения» при создании системы дошкольного образования. Педагога дошкольного образования при старом подходе всегда готовили как педагога обучающего, а для становления дошкольного развивающего образования требуется педагог совершенно иной формации — педагог, умеющий развивать обучая».
В нашем дошкольном образовательном учреждении мы пробуем образовательную модель «Школа 2000….». Л.Г. Петерсон пишет, что «концептуальной идеей построения технологии обучения в системе непрерывного образования явилась идея включения ученика в активную познавательную деятельность.
Условиями для успешной реализации технологии деятельностного метода являются семь дидактических принципов:
- деятельность (ребенок получает знания не в готовом виде, а с помощью педагога добывает их сам в процессе собственной деятельности);
- непрерывность (преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики);
- целостное представление о мире (обобщенное, целостное представление о природе – обществе – самом себе, роли и месте каждой науки в системе наук);
- «мини – макс» (содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечение его усвоения на уровне социально безопасного минимума);
- психологическая комфортность (снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы);
- вариативность (формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального);
- творчество (максимальная ориентация на творческое начало).
На наш взгляд, проведение занятий именно по этой системе, дает возможность педагогу развивать способности ребенка, воспитывать творческую личность.
Литература:
- «Школа 2000..». Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. – Вып. 5. – М.:УМЦ «Школа 2000…», 2005.
- Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: 1986.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
Читайте также |
---|
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ Срок реализации - 1 учебный год. Возраст обучающихся: 3-4 года. 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Дополнительная образовательная...
Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру»
Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на...
Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»
Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»