Требования общества к обучению сегодня

(из опыта работы)

 

В наше время человеку для того, чтобы позицианировать себя в обществе как личность, необходимо проявлять творческую активность, непрерывно учиться и совершенствоваться. Поэтому сегодня в обучении на первое место выдвинута задача развития ребенка и в частности развитие способностей.

Без сомнения ребенок будет развиваться в процессе любого обучения, но на современном этапе необходимо целостное развитие каждого ребенка, что предполагает максимально разностороннее и гармоническое развитие его способностей, интересов и склонностей, формирование культурной, высоконравственной, творчески активной личности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорится, что сегодня дошкольное образовательное учреждение должно работать по Программе, содержание которой включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Сегодня много внимания уделяется дошкольному воспитанию, созданию условий и обеспечению равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе, по формированию предпосылок учебной деятельности у дошкольника.

Для воспитателя становиться необходимым не только осознанное понимания структуры и особенностей содержания игровой деятельности, но и понимание того, как можно выстраивать, опираясь на дошкольный опыт ребенка, основу будущей, новой для него учебной деятельности.

Новые цели и задачи обусловили новое содержание образования, а следовательно, и новые методы обучения.

Известные психологи и педагоги говорят о том, что знания ребенку не следует давать в готовом виде. Это означает, что педагог должен уметь моделировать такие ситуации, когда у ребенка появляется потребность в определенном понятии или способе действия, а также организовывать, направлять и поддерживать собственную деятельность детей по овладению знаниями.

Многим педагогам психологически трудно отказаться от сложившихся стереотипов (например «вкладывать» в ребенка как можно больше информации), сменить ценностные ориентиры и быть готовыми к принятию принципиально иной педагогической позиции. Однако в современных условиях педагог должен владеть принципиально новой развивающей технологией, уметь работать с новым, непривычным для него содержанием обучения. Это требует прежде всего психологической готовности педагога и осознания потребности в овладении именно современной развивающей системой обучения, а также специальной подготовки и переподготовки на курсах повышения квалификации. Он должен уметь работать с новым содержанием, знать современные развивающие методики.

 

Различные подходы к структуре занятия по изучению нового материала

 

….развивающее и традиционное

обучение являются альтернативными,

но не конкурирующими системами.....

Вопрос выбора той или иной из них –

это по существу вопрос выбора той

или иной цели образования.

В.В. Репкин

 

Рассмотрим в чем состоит главное отличие развивающего обучения от классического, традиционного.

У педагогов дошкольных образовательных учреждений, и нашего в частности, сегодня множество вариантов парциальных и вариативных программ для развития воспитанников, поэтому для каждого из них принципиально важно суметь разобраться, какие из них действительно развивающие, а какие нет.

Отличие развивающего обучения от традиционного:

1. Традиционная педагогика основывается на трех китах - «дать образец, мотивировать его воспроизведение, вводить дозированную помощь, постепенно уменьшающуюся, по мере того, как ребенок осваивает образец».

2. «Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать, - вот основания нетрадиционной педагогики».

Проблема в том, что развивающие программы активно реализуются в начальной школе, а в дошкольной педагогике к вопросу о развивающем обучении относятся неоднозначно, высказываются различные мнения по поводу применимости его системы к дошкольному возрасту. На этот вопрос, как мне кажется, весьма убедительно отвечает д.п.н. А.В.Белошистая: «...Если система дошкольного образования не пожелает стать развивающей, то ей останется только один вариант — быть обучающей! Третьего не дано! Именно этот факт является главным «камнем преткновения» при создании системы дошкольного образования. Педагога дошкольного образования при старом подходе всегда готовили как педагога обучающего, а для становления дошкольного развивающего образования требуется педагог совершенно иной формации — педагог, умеющий развивать обучая».

В нашем дошкольном образовательном учреждении мы пробуем образовательную модель «Школа 2000….». Л.Г. Петерсон пишет, что «концептуальной идеей построения технологии обучения в системе непрерывного образования явилась идея включения ученика в активную познавательную деятельность.

Условиями для успешной реализации технологии деятельностного метода являются семь дидактических принципов:

  • деятельность (ребенок получает знания не в готовом виде, а с помощью педагога добывает их сам в процессе собственной деятельности);
  • непрерывность (преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики);
  • целостное представление о мире (обобщенное, целостное представление о природе – обществе – самом себе, роли и месте каждой науки в системе наук);
  • «мини – макс» (содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечение его усвоения на уровне социально безопасного минимума);
  • психологическая комфортность (снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы);
  • вариативность (формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального);
  • творчество (максимальная ориентация на творческое начало).

На наш взгляд, проведение занятий именно по этой системе, дает возможность педагогу развивать способности ребенка, воспитывать творческую личность.

 

Литература:

  1. «Школа 2000..». Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. – Вып. 5. – М.:УМЦ «Школа 2000…», 2005.
  2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: 1986.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ Срок реализации - 1 учебный год. Возраст обучающихся: 3-4 года. 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Дополнительная образовательная...

Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру»

Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на...

Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»

Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»

Читайте также

Непосредственная образовательная деятельность в разновозрастной младшей группе (с 2- х…

Непосредственная образовательная деятельность в разновозрастной младшей группе (с 2- х до 4 лет) Тема «Доброта нужна всем людям, пусть побольше...

Проект по ПДД в старшей группе на тему: «Правила знают…

Проект по ПДД в старшей группе на тему: «Правила знают все дети» Вид проекта: информационно-познавательный. Сроки реализации: краткосрочный – 2 недели. 16...

Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству…

Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству родного края Цель: Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию...