Развитие логического мышления в дидактических играх с математическим содержанием

 

Введение

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для систематического обучения.

Чтобы способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному мышлению, развитию умственных способностей детей в своей работе я опираюсь на программу «Детство».

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их конструировать предметами. Играя, взаимодействуя с ними, он открывает мир количественных, пространственно-временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала выдающийся советский педагог Н. К. Крупская.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

При работе с детьми дошкольного возраста передо мною часто возникала проблема: почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовке к учебной деятельности. Начав работать по программе «Детство» перед собой я поставила цель:

- Развивать математические способности у детей дошкольного возраста через дидактическую игру, направленную на умственное развитие дошкольника в целом.

Для достижения данной цели разрабатываю следующие задачи:

1. Развивать у детей логическое мышление;

2. Развивать у детей память, внимание, воображение;

3. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;

т.к. без этих качеств немыслимо развитие ребенка.

Формировать интерес к математическим знаниям мне помогают дидактические игры, так как в дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Поэтому я работаю над темой «Развитие логического мышления в играх с математическим содержанием». В дидактической игре происходит закрепление, углубление знаний, упражнение умений. Все дидактические игры разделила на группы:

1. количество и счет;

2. геометрические фигуры;

3. величина;

4. форма;

5. ориентировка в пространстве и во времени.

В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных.

Использование дидактических игр

Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры». «Назови соседей», дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число, как тебя зовут», «Составь цифру», «Кто первый назовет» и многие другие я использую на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур проводила игру типа «Лото», «Геометрическая мозаика», «Подбери по форме», «Каждую фигуру на свое место».

Усвоению математических знаний в процессе обучения мне помогают игры-занятия, представленные в учебно-методическом пособии «Математика от трех до семи», авторы-составители З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. Данные игры с возрастом усложняются, имеют проблемно-практический характер. Развивающая направленность игровых занятий предполагает освоение содержания в условиях творческой познавательной деятельности. В результате дети включаются в решение простых творческих задач: быстро отыскивают, отгадывают, раскрывают секреты, составляют, устанавливают соответствия, выражают математические отношения любым доступным способом.

В своей работе с детьми я использую тетради с печатной основой (рабочие тетради) «Математика – это интересно». Применение рабочих тетрадей способствует познавательному, творческому развитию ребенка и воспитанию у него интереса к самостоятельному познанию, самооценке, активным поисковым действиям.

В игровых ситуациях отражено содержание раздела «Первые шаги в математику» программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство».

Все предлагаемые игровые ситуации разработаны по единой структуре. Они включают: игровой сюжет (краткое изложение основных событий), описание игрового материала, используемого на занятии, учебно-игровые задачи, развитие сюжета (Играем! Познаем! Думаем!) с последующим обсуждением и выполнением упражнений в рабочих тетрадях.

Загадки, задачи-шутки, логические концовки, пословицы, считалки дают неожиданный эффект в обучении дошкольников различным способам доказательств, уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Занимательный материал не только развлекает детей, дает возможность им отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие логического мышления.

Особое внимание в развитии творческих способностей детей уделяю нестандартным дидактическим занятиям. К ним относятся: КВМ, кроссворды, логические задачки – они помогают создавать эмоциональный настрой детей, выявляют уровень умений считать, решать нестандартные математические задачи, развивают внимание, мышление, находчивость и проводятся в непринужденной для детей обстановке.

Используя различные дидактические игры, в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.

Заключение

Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игры перешла в радость обучения.

И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Для развития логического мышления детей я и в дальнейшем предполагаю включать дидактические игры на занятиях и в свободное от занятий время, постоянно пополнять картотеку игр на развитие логического мышления, усложняя их содержание.

Учение должно быть радостным!

 

Список использованной литературы:

1. Басов А.В. «Развитие логического мышления» Москва «Мозаика – Синтез» 2000г.

2. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. «Математика для дошкольников» Москва «Просвещение» 1992г.

3. Ерофеева Т. И., Глушкова Г.В. «Дошкольник изучает математику. Как и где?» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2002г.

4. Лызлова М.С. «Веселый счет» Сыктывкар «Коми книжное издательство» 1990г.

5. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Москва «Просвещение» 1990г.

6. Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. «Математика от трех до семи» Санкт – Петербург «Детство – пресс» 1999г.

7. Никитин Б.П. «Ступени творчества или развивающие игры» Санкт – Петербург «Детство – пресс» 1998г.

8. Новикова В.П.«Математика в детском саду» Москва «Мозаика – Синтез» 2005г.

9. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2004г

10. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.«Математика до школы» Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2003г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Весёлый колобок

Весёлый колобок Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений). Младшая группа. Тема: «Весёлый колобок». Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование элементарных...

Путешествие по Республикам Поволжья

Путешествие по Республикам Поволжья Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине...

Возрождение и реализация комплекса «ГТО» в ДОО

Возрождение и реализация комплекса «ГТО» в ДОО В настоящее время в нашей стране возрождаются лучшие традиции, характерные советскому периоду истории развития...

Читайте также

Значение художественной литературы в воспитании ребёнка

Значение художественной литературы в воспитании ребёнка  Книга – незаменимый источник знаний. Именно из книг дети узнают о мире чувств и взаимоотношений, о...

Разработка театрализованной постановки в подготовительной группе «Красная Шапочка на современный…

Разработка театрализованной постановки в подготовительной группе «Красная Шапочка на современный лад» в рамках праздника, посвященного Дню Матери

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми...