Духовно нравственное воспитание детей в дошкольном учреждении по проекту «Поколений связующая нить»
Дошкольный возраст период активного формирования и развития жизненно важных отношений с окружающим миром, людьми, основными сферами жизнедеятельности человека, социума. От сюда следует: «От того, как прошло, детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, это вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А. Сухомлининский.
Накопления ребёнком первоначального социального опыта способствует успешной подготовке к обучению в школе, к конструктивному общению и взаимодействию с людьми, а в дальнейшем к взрослой жизни. Ребёнок – это вселенная, которая развивается и растёт по определённым законам. Активность как свойство всего живого организма выступает в качестве необходимого условия и предпосылки развития.
Движение это жизнь, она важна для формирования физического и психического здоровья.
«Малыш уже с первых месяцев жизни - это отнюдь не сосуд, который надо пополнять, а светильник, который следует зажечь. Для этого необходимо особые условия, которые надо создать» (С.К.Теплюк).
а) Психоэмоциональный стимул необходим для каждого человека, а тем более для ребёнка. Ребёнок, окружённый любовью, легче переносит разочарования, становится добрым и отзывчивым. Это одно из значимых условий в воспитании малыша.
б) физическое развитие ребёнка приводит к здоровому образу жизни, которое так необходимо для жизни, успешного овладения знаниями, в общении с взрослыми, сверстниками.
в) Душевный климат особенно важен для стабилизации эмоционального состояния определяющего психического здоровья. Музыка способствует созданию хорошего настроения. И вообще разное искусство: художественная литература, живопись, театр, кино, музеи даёт человеку радость общения с красотой творчества. Кроме этого помогает самим создавать творческие шедевры. Человеку необходимы все эти три условия, так как он сам «триедин».
...и когда человек рождается, то поднимается занавес, и тогда начинается действо, где "Я" каждого из нас
«Триединство» формируется через физические нагрузки, в знакомстве с классической литературой и природой, в общении с музыкой и живописью.
а) «Первое богатство – это здоровье» Р.С.Эмерсон, американский философ, поэт. (1803-1882 г.).
б) Душа требует любви. «Жизнь заключается в любви – оно начинается любовью к матери – далее к женщине, к делу. Любовью к жизни.» Э. Севрус, рус. литер. (Борохов—1948 г.).
в) «Бодрость духа – важное свойство для физического здоровья. Но бодрость духа придаёт новую жизнь нашему физическому организму…..» Уильям Годвин англ. писатель (1756-183.
г) Жизнедеятельность человека должна осуществляться в условиях создающих положительный эмоциональный настрой. Душевный климат (в семье, в ДОУ, быту, и т. д) особенно важен для стабилизации эмоционального состояния определяющего психического здоровье. Совокупность физического, психического и социальных качеств человека, которое составляет его долголетия и осуществления творческих планов, создание крепкой дружной семьи, рождение и воспитания детей, овладения достижениями культуры.
Со дня открытия – октябрь 2009г., детского сада «Алёнка» г. Абакана, работаю по проекту, вместе с коллегами, «Поколений связующая нить».
Работа по данному направлению проводится в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Цель данного проекта это работа по нескольким направлениям, которые способствуют укреплению здоровья в «триединстве» (физическое, познавательное, эмоционально-нравственное и личностное развитее). Реализация данного проекта осуществляется всеми специалистами, воспитателями с привлечением родителей, социума (хоры, учащиеся школ представители воинской части, члены союза композиторов, поэт) и одобрена администрацией детского сада и города. Каковы же формы работы с детьми по нравственно – духовному воспитанию?
Формы работы с детьми по нравственно-духовному воспитанию
- Непосредственная образовательная деятельность.
- Режимные моменты
- Экскурсии (музей, парк, театр, выставки…)
- Праздники и развлечения
- Совместная деятельность взрослых и детей (родительские собрания, родительская гостиная, работа с социумом: воинская часть, хоры г. Абакана, ансамбль «Чон кёглери», поэты и композиторы Хакасии, учащиеся православной гимназии.)
Используя все виды искусства: художественное слово, живопись, музыку работали по принципам, которые стали основой работы в системе оздоровительной, нравственно – духовной работе, в художественно – эстетическом и социально – личностном направлении по проекту «Поколений связующая нить». Принципы по А. Гину, редактор журнала «Триз +» №6.
Принцип открытости принцип деятельности
Принцип обратной связи Принцип идеальности
Вариативность в области летние -
«Музыка» (с использованием оздоровительные
местного материала) мероприятия
Принцип «Открытости» предполагает изучение материала за пределами программы с учётом возрастных особенностей детей. Использую вариативность в области музыки по другим программам. Принцип «Деятельности» помогает осмысленному пониманию музыкального материала, с применением разных методов и приёмов при изучении музыкального материала. (театрализация, дидактические игры, и.т. д.). Принцип «Обратной связи» это умение почувствовать настроение детей и включаться в диалог с ними, давать возможность детям самим что- то «создать», выразить свои чувства в словах, действиях, в рисунке и т. д. Принцип «Идеальности» предусматривает конечный итог деятельности детей, взрослых, что выражается в концерте, праздниках, развлечениях, поделках, конкурсах. Все эти принципы взаимосвязаны и взаимопроникновенны, но может доминировать, или иметь приоритет какой-либо из принципов. Вариативность в музыке необходима, так как они дополняют знания и расширяют мировоззрения детей на мир музыки. Летне-оздоровительный период предусматривает повторение пройденного материала, создаются условия для самостоятельного творчества детей, благоприятен для оздоровления ребят и направлен для нравственного и эмоционального, духовного общения со сверстниками и взрослыми.
Жизнедеятельность человека должна осуществляется в условиях, создающих положительный эмоциональный настрой.
Человек – храм здоровья, любви и красоты.
Эмоциональный настрой создаёт атмосферу радости, доброты, что подметил поэт и педагог Валентин Березицкий, который считает, что ребёнка, да и взрослого воспитывать и обучать надо с помощью «Чуда» (стихи, загадки, вопросы…) Это вызывает интерес и помогает осуществить те цели и задачи, которые ставит педагог. Для ребёнка, его воспитания всё важно:
и то, что его окружает и как он сам, то есть его «Я» воздействует на окружение. Это двустороннее взаимодействия с одной стороны влияния из вне и с другой стороны влияния на окружение «Я» ребёнка.
Для «Я» необходимо всё то, что необходимо для всего человечества, нематериальное, духовное.
- И только потом всё то, что окружает всех нас и необходимо для нас материальное, бытовое для жизни на земле. Таким образом, на основе прошлого произрастает будущее, которое развивается в настоящем времени. Именно на этом построен проект «Поколений связующая нить». Прошлое – почва для будущего.
- Настоящее рождение творчества и воплощения мечты.
Цель проекта «Поколений связующая нить» передача от поколения к поколению накопленных знаний, как в духовно -нравственном аспекте, так и в патриотической направленности любви к родине, в единстве людей разных национальностей проживающих на седой Хакаской земле, привитие дружбы и сплочённости в борьбе за мир на земле, проявления дружбы, доброты и милосердия к людям.
Рассматривая поэтапно работу по проекту, следует отметить, что деятельность детей и педагогов в духовно – нравственном воспитании были отмечены грамотами, дипломами, освещена в СМИ: газетах: «Пятница», «Правда Хакасии», «Абакан», «Хакасия», на телевидении и этот опыт был передан на методических объединениях музыкантов и педагогов-специалистов города и республики Хакассия. В тесном контакте я работаю с логопедической группой «Фантазёры». Большую помощь оказывают логопед М. В. Цыбульская и воспитатель Угренинова Е. А..Вмести мы разрабатывали ко проекты и их реализовывали. Это и «Ярмарка проектов» по изучению с детьми флоры и фауны Хакассии, это и проведение родительской гостиной «Маме сердце отдаю», «Рождественские посиделки», посещение музеев в воинской части и поделки для ветеранов. А также газеты для ветеранов Великой отечественной войны на городской праздник к 9 мая.
Принципы по А.Гину
(редактор газеты «Триз»)
1. Принцип ОТКРЫТОСТИ, это изучения материала за пределами программы, но с учётом возрастных особенности детей Сюда включается региональный компонент, изучения своего края, своей малой родины, с использованием здоровьесберегающих технологий.
2009-2010 уч. год 2009-2010 уч. год
Патриотическое воспитание Духовное воспитание
Здесь отражены моменты праздника совместно со взрослыми на 9 мая и сказка «Морозко» учащимися духовной гимназии г. Абакана для воспитанников детского сада «Алёнка».
2010 – 2011 уч. год традиции русского народа
Хор КДЦ «ЮЖНЫЙ» руководитель Сухов С.В. и хор «Полярочка» с детьми детского сада «Алёнка поют песни русские и других народов
2011 - 2012 уч. г. «душой люблю Хакасию мою»
Хор «Полярочка» руководитель Вишнякова В. М. и дети прославляют Хакасию.
Февраль 2012 г. музыкально – спортивный праздник
То мы в воинской части г. Абакана, то они у нас в гостях вмести с детьми показывают ловкость, силы и умения.
У нас в гостях, а может мы у них в плену очарования, «ЧЁН кёглери»
Руководитель заслуженный деятель культуры , председатель Союза Композиторов Хакассии Катаева Н. В.,поэт Хакассии Полюхин Ю. Ф., Кандидат пед наук, секретарь Союза Композиторов Хакассии, член Союза Композиторов России Баранова Н.К., член Союза композиторов Хакассии и музыкальный руководитель Носивец З.Д. несём детям прекрасное и они нам отвечают радостью действий танцами и песней.
Родители детям и дети им радость несут танцами песней и играми с ними.
2. Принцип ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, при котором происходит осмысления данного материала, в процессе обучения во всех сферах и видах деятельности как в непосредственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
И в режимных моментах мы не скучаем, поём и играем.
3. Принцип ОБРАТНОЙ СВЯЗИ где идёт отслеживание настроения и заинтересованности детей и понимания, а затем и творческого выполнения данного задания детьми.
Нравится взрослым как дети танцуют, почему бы с ними не потанцевать. Коли нравится? В свободную минуты в садике за любимой работой.
Принцип ИДЕАЛЬНОСТИ предусматривает вовлечение всего коллектива в воспитательно-образовательный процесс, который осуществляется на итоговых
мероприятиях.
На родительских собраниях, или гостиной для родителей мы показываем свои достижения.
Вариативность в области «Музыка» и НОД
Работая по примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, основная цель которой, передать детям музыкальный опыт поколений, развивать музыкальную культуру, формировать положительные черты и свойства личности, использовать вариативность и включать элементы из других программ.
МУЗЫКА» автор П.Л.Космовская программа направлена к истокам русской культуре.
Только совместно со всеми специалистами и воспитателями ДОУ, а также с родителями и социумом можно сохранить и укрепить здоровье детей.
«Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа.» Гюго В.
«Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире.»
Джон Локк.
Читайте также |
---|
Конспект НОД безопасность по мотивам сказки: «Кошкин дом»
Конспект НОД безопасность по мотивам сказки «Кошкин дом» Старший дошкольный возраст 4-6 лет Образовательная область: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие Тема: «Безопасность...
Сценарий к празднику «День Победы» в старшей группе «Солдаты Великой…
Сценарий к празднику «День Победы» в старшей группе «Солдаты Великой Победы!» Цель: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством...
Прoeкт «Нeдeля дeтcких изoбрeтeний»
Прoeкт «Нeдeля дeтcких изoбрeтeний» Вид прoeктa: пoзнaвaтeльнo-твoрчecкий. Учacтники прoeктa: дeти 3-4 гoдa, воспитатели, родители. Прoдoлжитeльнocть прoeктa: крaткocрoчный 2 нeдeли (16.01.2023-30.01.2023 гг.) Aктуaльнocть: Кaждый рeбeнoк...