Консультация по теме: «Развитие связной речи»

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для эффективного использования и развития памяти существует множество.

Взяв в основу мнение великих педагогов, пользуясь готовыми схемами, увидев эффективность наглядного материала, но совершенствуя их по-своему, в течение пяти лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения

словосочетаний «дождь идет» используется зонт, «ветер дует» - наклонившееся дерево.

Опыт моей работы при использовании и изготовлении мнемотаблиц показал, что целесообразно давать обозначения, которые наиболее ярко символизируют характерные признаки предметов.

Это что? (вопрос)

Какого цвета фрукт? (Цвета)

Круг, овал. (Какой он формы?)

Большой круг, маленький круг. (Какого он размера?)

Лимон, конфета, соль, мед. (Витамины) (Какой он по вкусу?)

Дерево, грядка. (Где фрукт вырос?)

Рука, кастрюля, банка. (Что можно приготовить из данного фрукта?)

1

ЯБЛОКО - это фрукт. Оно красного, зеленого, желтого цвета. Яблоко большое, круглое. Оно вкусное, сладкое и полезное. Я люблю яблоко. Оно растет на дереве, в огороде. Из него готовят компоты, варенья и соки.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших символов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

2

Размер мнемотаблиц может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуются следующие размеры таблицы:

для дошкольников среднего возраста - таблицы на 6 клетках;

для дошкольников старшего возраста - таблицы на 9-12 клетках;

для подготовительного к школе возрасту-таблицы на 12-15 клетках.

Нужно отметить, если вы сделали, например слова «холодный» – изображением лягушки, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу не заменять символ.

3

Мнемотаблицы-схемы используются:

при заучивании стихов,

при пересказах художественной литературы,

при обучении составлению рассказов,

при отгадывании и загадывании загадок,

для обогащения словарного запаса.

Я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов о птицах, игрушках, животных, насекомых, об одежде, посуде, овощах и фруктах.

4

С помощью мнемотаблицы можно познакомить детей с сезонными явлениями природы.

5

С городами Республики Татарстан.

67

Рассказ по мнемотаблице: название города произошло от слово «казан» - котел. Городу 1000 лет. В 2004 году знаменитому Казанскому государственному университету исполнилось 200 лет. На берегу озеро Кабан находится татарский академический театр. Также в городе есть знаменитый театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. В Казане жил и работал известный историк, врач Карл Фукс. В центре города есть прекрасный парк, который носит его имя. В национальной библиотеке Казани очень

много литературы, свыше 5 миллионов книг. Самая старинная мечеть Казани, которая сохранилась в первозданном виде до наших дней - это Азимская мечеть. Казань богат и своими музеями: музей имени Габдуллы Тукая, краеведческий музей, филиал Эрмитажа,

музей изобразительного искусства и многие другие.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить основные свойства рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков.

Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - коллективно обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, здесь педагог выступает как равноправный партнер, который помогает ребенку выбирать, находить наиболее хорошие, удачные решения, оформлять их в единое произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность,

Для изготовления этих картинок не требуются особые способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое маленькое словосочетание придумывается изображение таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя символы, воспроизводит стихотворение полностью. Использование графических изображений для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения я разрабатываю и составляю свою мнемотаблицу, подбираю изображения на каждую строчку. Таким образом создается мнемотаблица. С помощью мнемотаблицы дети выразительно воспроизводят текст стихотворения. На следующих занятиях дети рассказывают стихотворение без использования мнемосхемы.

Работа с мнемотаблицами требует определенной предварительной работы как от педагога, так и от детей:

-раздаточный материал;

-выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.

Таким образом, с помощью мнемотехники удалось достичь следующих результатов: увеличилась продуктивность запоминания; появляется желание придумывать интересные истории, пересказывать тексты; игровая форма подачи информации снизила эмоциональную напряженность и вселила в детях уверенность в успех ; словарный запас выходит на более высокий уровень.

Поэтому, чем раньше будем учить детей пересказывать или рассказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Практико-ориентированный проект «Мы деревья изучаем, много о деревьях знаем!» для…

Практико-ориентированный проект «Мы деревья изучаем, много о деревьях знаем!» для детей подготовительной логопедической группы Введение Шумят деревья за моим окном.Для нас они —...

Лэпбук по развитию речи «Интерактивные пособия для дошкольников»

Лэпбук по развитию речи «Интерактивные пособия для дошкольников»

Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы»

Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы» «Станет лучше на планете, если ей помогут дети!» «Мир такой волшебный и огромный, ты его...

Читайте также

Досуг для детей и родителей «Как на Руси отмечали Новый…

Досуг для детей и родителей «Как на Руси отмечали Новый год» (Cлайд 1) Ведущий 1: Мы начинаем свой рассказ, И вот специально, лишь для...

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с…

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет по художественно – эстетическому развитию на...

Педагогический проект по экологическому воспитанию «Сбережем природу»

Педагогический проект по экологическому воспитанию «Сбережем природу» Подготовительная группа Проблема: «Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу -...