«Основы инновационных процессов в образовательной деятельности ДОУ»

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования.  В этой связи возникает необходимость тщательного изучения новых требований, выдвигаемых нам стандартами второго поколения.

На наш взгляд, сложившийся и устоявшийся в течении многих лет подход к образованию во многом не оправдывает себя. Практика работы показывает, что дети способны воспроизводить знания, переданных им воспитателем, однако столкнувшись в жизни с какой-либо проблемной ситуацией, реализовать их не могут. Ребенок может усвоить знания, правила, полученные им на занятиях, но столкнувшись с похожими ситуациями на практике, применить их не может. Это происходит в силу того, что в дошкольных учреждениях он не принимает участия в тех видах деятельности, которые могли бы показать применение полученных ребенком знаний в процессе обучения. Дети не могут интегрировать полученные в теории знания, они не могут применять их с той целью, чтобы получить новые знания об окружающем мире.

Поэтому наша система образования должна это учитывать: необходимо подготавливать поколение, приспособленное к жизни в условиях развития новых технологий, т.к. информация становится жизненной основой общества и для человека важнейшим умением будет умение найти её, правильно переработать, а также использовать в определенных целях.

Систему обучения необходимо начинать менять уже в ДОУ, ведь известно, что основы развития личности ребенка, его мировоззрение, отношение к окружающему миру, желание развиваться и получать первые знания закладываются именно в раннем возрасте.

В основу стандартов второго поколения вошли и технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, и прочная идеологическая база.

Дошкольное детство в свете новых требований теперь не рассматривается как полезность для конкретного общества и человека. Значимость его рассматривается уже в более широком смысле - как важнейшая часть культуры достоинства человека [Белая К.Ю. 2013. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера].

Федеральный государственный образовательный стандарт призывает не оценивать, а ценить ребёнка как самостоятельную, индивидуальную, творческую личность. Более того, это один из важнейших этапов в системе повышения ценности и отделению дошкольного образования от цепочки общего образования.

Одним из приоритетных направлений современного образования является обучение, направленное на саморазвитие и самореализацию личности. Меняется сама система педагогического воздействия: она перестает быть односторонней (педагог – ребенок») и меняется на более широкое и многогранное понятие («ребенок – взрослые – сверстники») [Сластенин В., Исаев И. 2012.  Профессиональная компетентность педагога. Учебное пособие. М.: Педагогика]. Согласно такому подходу, личность ребенка становится центром внимания педагога. Главной целью ДО становится личностное, познавательное и общекультурное развитие. Ребенок сам должен стать творцом образовательного процесса.

Принятие стандартов второго поколения дошкольного образования, на наш взгляд, оказывает большое воздействие на развитие и существование деятельности ДОУ: значимость и весомость дошкольников обеспечит более внимательное отношение к ним, следовательно, повлечет повышение требований к качеству ДО. Все это положительным образом скажется на результатах образовательной деятельности.

Ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра, поэтому большинство технологий и методик, опираясь на новые требования, должны быть переведены на игровой уровень, где игровая оболочка будет доминировать над дидактическим компонентом [Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. Коллективные монографии. Веб-адрес: http://sibac.info/]. Для этого в дошкольных образовательных учреждениях должны создаваться программы, в основе которых будут располагаться принципы стандарта второго поколения.

Все новые образовательные программы дошкольных образовательных учреждений должны быть направлены на всестороннее развитие личности ребёнка, его творческих способностей на основе характерных видах детской деятельности. Мы должны получить разносторонний и многогранный подход к системе дошкольного образования и заложить прочный фундамент максимальной эксплуатации новейших методов и способов взаимодействия педагога и ребенка, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала и творческих способностей каждого ребёнка.        Диктующая педагогика должна остаться в прошлом дошкольного образования. На ее смену придет современная педагогика развития, творчества и свободы.

 

Список литературы:

1. Белая К.Ю. 2013. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера

2. Сластенин В., Исаев И. 2012.  Профессиональная компетентность педагога. Учебное пособие. М.: Педагогика

3. Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. Коллективные монографии. Веб-адрес: http://sibac.info/



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством различного вида гимнастик

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством различного вида гимнастик Доклад инструктора ФЗК Колгановой О.В. Утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна - является...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Кубик Блума, как технология развития критического…

Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»

Эмоциональное выгорание педагогов

Эмоциональное выгорание педагогов Тезисы: В статье рассматривается профессиональная деформация личности педагога – эмоциональное выгорание, автор анализирует причину данного феномена. Результатом процесса...

Читайте также

«Книга – лучший друг»

«Книга – лучший друг» Современные дети всё чаще проводят своё время за компьютером, телефоном и телевизором и всё реже читают книги...

Педагогический проект «Зимующие птицы»

Педагогический проект «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Цель: создание условий для расширения представлений детей...

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста «Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир». В.Дегтева. Оригами — это искусство складывания бумажных...