«Лето – период адаптации детей к новым условиям пребывания в МБДОУ»

Лето – положительное время для решения многих задач в работе с дошкольниками. По мнению отечественных и зарубежных ученных для детей в воспитании важна та деятельность, которая доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности ребенка. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды.

Поэтому летний период является эффективным для проведения оздоровительной и воспитательно-развивающей работы с дошкольниками. Необходимо как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволяют детям закреплять и применять знания, полученные в течение учебного года.

Основным направлением работы в летний период является адаптационное направление.

Адаптациионное направление летнего периода можно, а также проходят адаптацию к условиям детского сада и дети, которые только начинают посещать учреждение.

Одним из основных направлений психолого–педагогическое сопровождения детей в летний период - это сопровождение детей в адаптационный период. Адаптационный период на летний период рассматривается в двух направлениях:

1) адаптация детей к ДОУ, связанная с первым посещением ребенка детского сада;

2) адаптация детей, к изменённым условиям пребывания ДОУ. Особенностью, данного направления является то, что летом происходит объединение групп, в связи с тем, что большинство воспитанников на летний период находятся в отпусках, а также во многих детский садах нашего города проходят ремонты, дети на этот период переводятся в другие учреждения города. Здесь также необходима работа педагога направленная на снижение дезадаптационного стресса у детей.

Оба направления требуют от педагогов создание адаптивной среды, соответствующей особенностям и потребностям развития детей, задача, которого создание условий для снижения адаптационного стресса у детей.

Для создания адаптивной среды - необходимы:

  • индивидуальный подход к ребенку, учет его индивидуальных особенностей;
  • гибкий режим;
  • создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками;
  • побуждение ребенка к общению со сверстниками;
  • игры с взрослыми;
  • игры – упражнения;
  • игры – инсценировки.

Для достижения этих целей можно выделить следующие основные психологические приемы работы с детьми:

  • Тактильный контакт способствует улучшению самочувствия ребенка как элемент телесной терапии: обнять, погладить, успокоить и т.д.
  • Упражнения на релаксацию важны как способ расслабления для нервной системы, находящейся в состоянии повышенного напряжения. Релаксация позволяет восстановить кровообращение, потраченные силы и энергию.
  • Музыка, с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Применение музыки дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние
  • Психогимнастика, направленна на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как познавательной, так и эмоционально-волевой сферы.
  • Ролевые игры позволяют в доступной игровой форме закрепить общечеловеческие ценности и знания об элементарных законах окружающей жизни.
  • Сказкотерапия, в процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
  • Игровые методы работы с предметами, игрушками формируют более тесный эмоциональный контакт между детьми и педагогом (отношения в системе «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый»).
  • Эмоциональное общение, которое возникает на основе совместных действий, сопровождается улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы в отношении каждого малыша.
  • Применение малых форм фольклора – потешек, песен и т.д., которые развивают и отвлекают детей, доставляют им радость.
  • Игра на музыкальных игрушках, повтор музыкальных движений, звукоподражание животным и т.д. позволяет улучшить психологическое состояние дошкольников.
  • Театрализация вызывают у детей положительные эмоции.
  • Природа выступает в качестве профилактики стресса – как способ, который восстанавливает энергетику, психические процессы в организме посредством следующих мероприятий: наблюдение необычных явлений в природе, создание поделок из природного материала, игры с песком, водой и другими природными материалами.
  • Упражнения для развития мелкой моторики способствующие развитию речи.

При работе педагога с детьми важно использовать благоприятные условия летнего времени. Летом природа предоставляет много возможностей для развития познавательных способностей дошкольников. Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, раздолье для движений в природных условиях – все это дает ребенку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития.

Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок - взрослый” и “ребенок - ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Важно создавать комфортные условия роста и полноценного развития детей!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки»  Срок реализации программы 1 год.Возраст детей 5-6 лет. 1. Целевой раздел Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Математические ступеньки»...

Дидактическая игра «Геометрический ряд»

Дидактическая игра «Геометрический ряд» Аннотация: Дидактическая игра «Геометрический ряд» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на развитие памяти, внимания, цветовосприятия. С...

«Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ». Создание психологически безопасной образовательной среды

«Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ»Создание психологически безопасной образовательной среды Здоровъесберегающие технологии, реализуемые в ДОУ, предполагают сохранение не только физического здоровья детей...

Читайте также

Конспект занятия на тему «Предметы личной гигиены»

Конспект занятия на тему «Предметы личной гигиены» 1.1. Тематическое направление Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. 1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее...

Наглядно-дидактическое пособие «Русские узоры. Вятская роспись» для детей младшего возраста

Наглядно-дидактическое пособие «Русские узоры. Вятская роспись» для детей младшего возраста Аннотация: Сегодня мы с интересом начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору...

Занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Математика – царица наук»

Занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Математика – царица наук» Подготовительная группа — особый возраст. Её воспитанники осознают себя самыми старшими...