«Воспитательное значение народных игр»

Воспитательное значение народных игр.

В настоящее время дети все реже играют в обычные «дошкольные игры», встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию, придумать что-то свое. Часто игры дошкольников однообразны, без яркости и вдохновения, которые присущи детскому восприятию окружающего мира. Часто возникает ситуация, при которой просто играть, разговаривать с ребенком недостаточно, с малышом надо «заниматься». Таким образом, в тот период, когда у ребенка в норме должно развиваться правое полушарие головного мозга, т.е. формироваться целостная картина окружающего мира, его загружают различными знаковыми системами (цифрами, буквами), стимулируя левое полушарие, на работе которого и так построена система школьного образования. В результате, дети умеют читать и писать, а образное мышление недостаточно развито. Умение видеть мир ярко, образно уходит вместе с детской непосредственностью.

Решение проблемы требует корректирующего педагогического воздействия, развивающего систему образного мышления и не перегружающего ребенка избыточной и часто ненужной информацией. Воздействие должно быть естественным и природа здесь дает свою подсказку: детеныши животных учатся всему в процессе игры, поэтому именно игровой процесс способен активировать недостаточно задействованные в развитии личности ребенка отделы головного мозга.

Но сама по себе игра не является панацеей, так как в коммерческих целях детям навязываются в качестве игры вредные для психики и физиологии стереотипы. Живительным источником действительно полезной для ребенка игровой деятельностью являются проверенные веками народные игры, которые формируют тип человека, выдерживающий неслыханные испытания выпавшие на долю нашей страны.

Я считаю, что именно подвижные народные игры способствуют развитию таких качеств, как честность, правдивость, выдержка, дисциплина, товарищество. Ребенок, не умеющий играть, чувствует себя изгоем общества, а вырастая, часто становится преступником.

Е.А. Покровский писал, что игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют собой важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа.

Народные игры образны, поэтому они увлекают детей, доставляя им эмоции радости, удовольствия, состязания, побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой народного руководства.

Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. Правила игры приучают к совместным и согласованным действиям. Усиливают механизм социальной адаптации ребенка.

В игре можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка. Играя, ребенок может научиться владеть собой, сдерживать свои расходившиеся чувства, подчиняя свои действия сознанию. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. Так незаметно развивается и формируется внимательность, воображение, познавательная активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать. Все эти навыки в дальнейшем помогут ребенку успешно овладеть новыми знаниями.

Например, играя в игру «заря-заряница», у детей развивается не только ловкость, умение ориентироваться в пространстве, но и умение проявлять выдержку, соблюдать правила.

Опираясь на собственный опыт, считаю, что народные игры способствуют расширению кругозора детей, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физиологических процессов, стимулируют переход ребенка к более высокой ступени развития и формированию гармонически развитой личности.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по «Художественно-эстетическому развитию»…

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по «Художественно-эстетическому развитию» с использованием ИКТ Тема: «Пробуждение весны» Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная...

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в…

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в подготовительной группе с ТНР (Из опыта работы)

Сценарий «Осень в гости к нам пришла» для детей ср.гр.

Сценарий «Осень в гости к нам пришла» для детей средней группы (Звучит песня «От чего плачет осень» слова и музыка Е.Соколовой...

Читайте также

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Конспект досуга посвященного дню города «Москва – город, в котором…

Конспект досуга посвященного дню города «Москва – город, в котором мы живем» (с презентацией) Программное содержание: уточнить и систематизировать знания детей о...