Консультация для воспитателей
«Развитие эстетического восприятия дошкольников в процессе приобщения к изобразительному искусству»

 

Искусство занимает особое место среди других эстетичес­ких ценностей. Оно предстает перед нами в виде художествен­ных произведений, созданных писателями, музыкантами, жи­вописцами, скульпторами; рас­ширяет наш социальный опыт, взаимодействие с природой и обществом. Объект отражения в искусстве — все эмоциональ­ные стороны действительности, природы и общества и прежде всего эмоции людей — вне­шние проявления чувств, харак­тера.

К видам изобразительного искусства относятся живопись, графика, скульптура, декоратив­ное и прикладное искусство. А называются они так потому, что художник выражает в них свои мысли, чувства через изоб­ражение человека, природы, предметов, видимого мира, и воспринимаются они при по­мощи зрения. В отличие от ли­тературы, театра, кино, музыки, способных передавать движе­ние и развитие в виде действия во времени, изобразительное искусство всегда воплощает действительность в сиюминут­ный (данный) момент. И толь­ко через него художник должен дать почувствовать зрителю, что предшествовало изображенно­му мгновению и что, возможно, последует за ним. Художествен­ный образ в изобразительном искусстве — отражение дей­ствительности, но не буквальная ее копия. Явление действитель­ности, перенесенное в искусст­во, выражает отношение худож­ника к изображаемому и таким образом утверждает его эстети­ческие идеалы.

Изобразительное искусство обладает своим языком. Имен­но это помогает художнику вы­разить свои мысли, свое отно­шение к действительности. Язык изобразительного искус­ства многообразен, каждый его вид имеет свои особенности и законы. Знать их необходимо не только художникам, но и всем нам. Зная язык, мы будем воспринимать образы искусст­ва ярко, живо, у нас сформиру­ется эмоциональное отношение к описываемым событиям, явлениям, что, в свою очередь, поможет глубже воспринимать окружающую действитель­ность.

Приобщение человека к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте и проходит, как счита­ли Л.С. Выготский и А.В. Запо­рожец, в своем развитии опре­деленный путь. По мнению А.В. Запорожца, эстетическое отношение к предмету предус­матривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый пред­мет, — умение, которое может возникнуть только на опреде­ленном этапе развития ребенка. И действительно, восприятие произведения искусства у детей проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств до достижения сути и глубины художественно­го содержания. Только к стар­шему дошкольному возрасту, когда накоплены впечатления, появляются некий жизненный опыт, способность наблюдать, анализировать, классифициро­вать, сравнивать, ребенок может оценить предмет искусства, уви­деть разницу между реальнос­тью и ее изображением.

Психолого-педагогические исследования показали: до­школьникам при целенаправ­ленном обучении доступно по­нимание изобразительного ис­кусства, его содержательной сто­роны и средств выразительности (Н.В. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, П.М. Якобсон и др.).

Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, во­ображение, развивают наблюда­тельность и интерес ко всему окружающему. Рассматривая произведения живописи, отве­чая на вопросы педагога, состав­ляя рассказы по картинам, вы­сказывая свое отношение к изображенному на них, дети учатся не только понимать, чув­ствовать «дух» искусства, но и говорить связно, излагать свои мысли в логической последова­тельности, обогащать свою речь выразительными средствами (сравнения, эпитеты, метафоры и т.д.).

Работа по ознакомлению де­тей с живописью строится в строго определенной последо­вательности: сначала они учат­ся рассматривать произведения живописи, понимать их содер­жание, выделять главное, видеть выразительные средства созда­ния образа, строить предложе­ния описательного характера, использовать в речи сравнения, эпитеты, рассуждать, высказы­вать оценочные суждения. На втором этапе составляют связ­ные рассказы по картинам, при этом используются такие мето­дические приемы, как вопросы, упражнения на подбор образ­ных средств языка, задание при­думать свое название картине и объяснить его, пофантазировать и представить, какие события могут последовать за изобра­женными художником.

На занятиях мы используем музыкальные фрагменты и ли­тературные произведения (или отрывки из них), по содержа­нию и настроению соответ­ствующие живописному произ­ведению. Детские рисунки и рассказы по картинам оформ­ляются в виде альбомов или ус­траиваются выставки детских работ. Мы практикуем заочные эк­скурсии по картинным га­лереям. Дети с интересом рас­сматривают картины великих художников, слушают расска­зы об их жизни и творчестве. Больше всего детей привлека­ют яркие художественные про­изведения. Натюрморт и осо­бенно пейзажная живопись вызывают интерес к изображе­нию предметов, явлений при­роды, колориту. Пейзажная жи­вопись близка детям благодаря наблюдениям в природе, ока­зывает эмоциональное, эстети­ческое воздействие.

Дети с удовольствием слуша­ют сказки об искусстве. Выдумка здесь тесно переплетается с ре­альной историей и помогает ребенку легко запомнить необ­ходимые термины, важные фак­ты, а главное — сами картины знаменитых русских мастеров. В каждой из сказок создается правдивый человеческий образ художника. Это дает детям воз­можность почувствовать и по­дышать неповторимым возду­хом произведений художников.

Восприятию картин предше­ствуют наблюдения в природе. Окружающая действительность помогает понять неповтори­мую красоту, созданную худож­ником, открывает колористи­ческие возможности. И тогда, работая над рисунком, ребенок сможет найти золотистую гам­му, характеризующую осень, холодные цвета зимы, нежно-голубые, светло-зеленые оттен­ки весны. Повторные наблюде­ния, художественное слово, му­зыка не только накапливают впечатления, но и воспитывают культуру образного видения, способствуют формированию художественного образа в ри­сунках.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий Фестиваля

Сценарий Фестиваля Звучит фонограмма песни «Открытая Россия». Ведущая: (поёт) Гости дорогие, приветствуем мы вас! Ждали с нетерпеньем Всех мы здесь сейчас! В нашей «Василинке» Рады всем гостям! Ведь...

Конспект НОД «Буратино собирается в школу»

Конспект НОД «Буратино собирается в школу» Цель: формирование мыслительных представлений Задачи: - развивать графомоторные навыки, через зарисовывыния фигур по клеткам; - закреплять умения решать...

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах…

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности По данным исследователей экологическая ситуация в России не является благополучной...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе по физической…

Конспект непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе по физической культуре на тему: «Путешествие в сказку» Образовательная область: «Физическое развитие». Тема: Путешествие в сказку. Тип...

Диагностика уровня физического развития детей 7 года жизни

Диагностика уровня физического развития детей 7 года жизни Изучив проблему индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физической культурой детей 7 года жизни, проанализировав...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по…

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Анализ литературного произведения» Цель: формировать умения анализировать литературное произведение через усвоение...