Планирование поисково – исследовательской деятельности и основ безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста.


Тема

Задачи

Совместная деятельность

Развивающая среда для самостоятельной деятельности

СЕНТЯБРЬ

«Песок» – объект неживой природы.

 

 

 

 

«Пустыня».

 

 

 

 

 

 

 

«Стихийные бедствия».

Закреплять свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состоит из мелких песчинок.

 

 

Знакомить детей с обитателями пустыни.

 

 

 

 

 

 

Дать представления о стихийных бедствиях, связанных с природными явлениями (оползни, обвалы), о их опасности для людей.

-определение свойств песка в ходе опытов, наблюдений;

-сравнивание песка с речными камнями;

-разговор на тему: «Кому нужен песок для жизни?»

 

-создание макета пустыни.

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие с родителями

-выставка поделок из песка;

-выставка рисунков «Животный мир пустынь»;

-участие в создании макета.

-строительные игры с песком;

-с/р игра «Магазин», «Кулинария»;

-конкурс на лучшую постройку из песка;

-рассматривание песка под лупой, микроскопом;

-рисование на песке; картины из песка.

 

-рассматривание книг с изображением обитателей пустынь;

-энциклопедии. Иллюстрации, картины с изображением пустынь;

-д/и «Животный мир пустынь»;

-рассматривание пустынь на глобусе, географической карте.

 

-рассматривание иллюстраций по теме.

О К Т Я Б Р Ь

«Подземная кладовая».

 

 

 

 

 

«Что такое горы».

 

 

 

 

«Богатства Уральских гор».

 

 

 

 

Сравнение – песка, глины, камней.

 

 

 

 

Познакомить с полезными ископаемыми и их ролью в жизни человека

 

 

 

 

 

Познакомить с существованием особых ландшафтов - гор, показать, что они состоят из камней; с некоторыми обитателями гор.

Формировать представление о том, что Уральские горы богаты   полезными ископаемыми. Уточнить расположение Уральских гор на карте.

Уточнить представление детей о свойствах песка, глины, камней; уметь обследовать материалы, называя их свойства и особенности.

 

 

 

 

- рассматривание: соль, торф, щебень;

- опыты, наблюдение на определение свойств камней;

- сочиняем рассказы и сказки о камнях.

-почему так говорят: «Пермяк- солёные уши».

- видеофильмы о горных ландшафтах;

- рассматривание горных ландшафтов на карте, глобусе;

- создание макета горы;

- чтение сказов П. Бажова.

-защита проектов детей:

«Где используют песок, глину, камни».

 

 

 

Элементарные опыты по определению и наблюдению сходств, различий, свойств веществ.

Взаимодействие с родителями

-создание коллекций камней.

-проекты «Где используют глина, песок, камни»;

-выставка «Живые камни».

 

 

 

- д/и «Подбери камешек», «Что для чего?», «Ящик ощущений», «Оживи камешек» (раскрашивание камней красками).

-игры – опыты в лаборатории с камнями

 

 

 

- создание гор из камней на участке детского сада;

- игра: «Вспомни сказку» («Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник Изумрудного города», «Три поросёнка»).

 

 

 

 

 

 

 

- игры – опыты с глиной, песком, камнями;

- рассматривание изделий из глины, камней;

- лепка из глины.

Н О Я Б Р Ь

«Электричество в нашей жизни».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«В мире опасных предметов»

Дать детям первоначальное представление о том, что такое энергия, превращение энергии в свет, тепло, в быстрое движение, о значимости в жизни человека.

 

 

 

 

 

 

Продолжать ознакомление детей с электричеством, электроприборами.

Закреплять правила осторожного обращения с электричеством, предостерегать от несчастных случаев в быту.

 

 

 

 

 

 

 

- опыты:

предложить детям найти электричество:

воздушный шарик потереть о свои волосы и поднести к стене и т.д.;

- наблюдение, беседа

«Хорошо ли жить без света», «Свет и тьма»;

- рассказ воспитателя об использовании электричества в быту.

 

- сформулировать правила безопасного пользования электроприборами.

-создание рисунков-плакатов, отличительных знаков предупреждающих об опасности «Нельзя брать!», «Осторожно пользоваться!» для детей младших групп.

 

 

Взаимодействие с родителями

-памятка «Познакомьте детей с электроприборами и правилами пользования ими».

 

-д/и «Какие приборы работают на электричестве – сосчитай их!»;

- плакаты, иллюстрации с изображением электроприборов;

-игры с игрушками на батарейках (батарейки – маленький источник электричества).

 

 

 

 

 

 

 

-д/и «Нарисуй отгадку» (предложить нарисовать отгадки на загадки об электроприборах), «Что есть, что было» (стиральная машина-корыто), «Найди электроприборы и расскажи чем они опасны»;

-придумывание предупредительных знаков об опасности.

Д Е К А Б Р Ь

Природная стихия – «Огонь».

 

 

 

 

 

 

« Чтобы не было беды».

 

 

«Профессия пожарного».

 

 

 

Экскурсия

«Пути эвакуации в детском саду».

 

Дать представление об огне, выявить особенности взаимодействия с другими явлениями: водой, песком, воздухом. Расширить представления о роли огня в жизни человека.

 

 

Знакомить с правилами пожарной безопасности.

 

 

 

Знакомить с профессией пожарного, с качествами его характера (смелость, мужество, доброта).

 

Познакомить с путями эвакуации, объяснить их значение.

 

-решение проблемных ситуаций: «Почему это случилось?» «Бабушка забыла выключить утюг», «Если случилась беда» и др.

- сформулировать правила поведения при пожаре.

-игровой тренинг

« Как позвонить»

-д/и «Правильно - неправильно»

(обсуждение разных ситуаций).

 

 

-чтение С. Маршак

« Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой

«Пожарные собаки»;

 

-практикум «Эвакуация из детского сада».

 

Взаимодействие с родителями

-памятка «Пожарная безопасность»;

-конкурс плакатов «Чтобы не было беды»;

-конкурс совместных рисунков «Не играй с огнём»;

-папка-передвижка «Телефон пожарной охраны-01».

 

-д/и «Огонь- друг или враг».

 

-рассматривание плаката «Отчего бывает пожар».

 

-д/и « Легко воспламеняющиеся предметы»

 

-драматизация сказки «Кошкин дом»

 

-конкурс рисунков

«Чтобы не было беды»

 

-д/и «Что необходимо для тушения пожара»

 

-с/р игра «Пожарная команда»

 

 

 

 

-игра «Выбери правильный путь».

Я Н В А Р Ь

«Природная стихия – «Вода».

 

 

 

 

 

 

 

 

«Вода и здоровье человека».

 

 

Беседа «Будь внимателен и осторожен».

 

 

 

 

 

«Реки, моря, океаны».

Дать основы знаний о природной стихии – вода. Закреплять свойства воды;

Расширять представление о роли воды в окружающем мире, о формах ее проявления в природе (родник, ручей, река, море, дождь, снег);

 

Дать представление о том, где используется вода;

-воспитывать бережное отношение к воде.

 

 

Познакомить с зимними явлениями: гололед, сход снега с крыш домов; закрепить правила безопасного поведения зимой на улице.

 

 

Дать представление об отличии реки от моря и океана. Знакомить с растительным и животным миром морей, океанов, рек.

- эксперементирование с водой, льдом, снегом – по определению и наблюдению за свойствами.

 

-д/и «Где можно встретить воду», «Кто больше назовёт, где можно использовать воду»

 

 

-беседа «Осторожно, сосульки!»;

-опыт: катание машин по ковру (асфальт) и по линолиуму (гололёд);

-измерение и сравнение.

-беседы с детьми на тему: «Отдыхаем у реки»

-Сформулировать с детьми правила поведения на водоемах в разное время года.

 

 

 

Взаимодействие с родителями

-памятка «Осторожно, гололёд»;

-конкурс «Забавные льдинки»;

-конкурс «Зимних построек»;

-выставка рисунков «Обитатели морей и океанов».

 

- Катание с горки по ледяным дорожкам;

- постройки из снега;

-цветные льдинки;

-д/и «Кто живёт в воде», «Кому нужна вода.

 

 

 

 

 

 

-д/и «Хорошо-плохо» (закрепить правила поведения на улице зимой).

 

 

 

 

 

- рассматривание карты и глобуса;

- рассматривание энциклопедий «Обитатели морей и океанов».

Ф Е В Р А Л Ь

Природная стихия – «Воздух».

 

 

 

 

 

 

«Зимние явления природы».

 

 

 

 

 

 

«Как не заболеть зимой».

Дать представление об атмосфере Земли, как о воздушном пространстве, о роли воздуха в окружающем мире. Определить свойства воздуха с помощью опытов, экспериментов.

 

 

Дать представление о природном явлении – ветер.

Знакомить детей с поземкой, метелью, пургой, с правилами поведения во время метели.

 

 

 

 

Формировать представление о том, чем опасен холод и переохлаждение организма.

-опыты, эксперименты (определение свойств воздуха);

- циклы наблюдений: «Как обнаружить воздух в помещении», «Воздух есть во всех предметах, воздух упругий», «Чем пахнет воздух», «Воздух нужен для жизни».

 

-моделировать с детьми разный ветер: легкий, нежный, буйный;

-вечер загадок о зимних явлениях природы;

-беседа «Берегись мороза»;

-поговорки и пословицы:

«Мороз не велик, а стоять не велит», «В зимний холод   каждый молод» и др.

 

Взаимодействие с родителями

-советуем прочитать детям стихи, загадки, сказки о зиме, зимних явлениях («Морозко», «Госпожа Метелица», «Мороз Иванович») и т.д.

-рекомендации родителям по закаливанию.

-конкурс зимних рисунков;

-посещение аптеки, наблюдение за работой продавца, покупателя.

 

- игры с воздушными шарами, веером;

- игры: «Дуем – играем» (пушинки, легкое перышко, мыльные пузырьки);

- игры с бумажными парашютами.

 

-д/и «Кто больше подберёт определений к слову ветер»

Наблюдение, иллюстрации, фотографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-с/р игра «На приёме у врача», «Аптека».

М А Р Т

«Воздух».

«Кто как летает по воздуху».

«Почему возможна жизнь на земле?».

 

 

 

 

 

«Каким воздухом полезно дышать?».

 

 

 

Уточнить представление детей о воздухе.

Закрепить знания детей о птицах, показать их приспособленность к полету по воздуху.

Расширить представления детей о значении воздуха, воды, солнца, земли в природе: во взаимосвязи они создают условия для жизни человека, животных и растений.

 

Расширить представление о жизненно важной потребности человека дышать чистым воздухом. Об условиях, влияющих на его чистоту.

-цикл наблюдений: «Есть ли воздух в воде», «Воздух нужен рыбам в аквариуме»;

-проведение опытов;

-беседа «Что нужно человеку для жизни?»;

-чтение книги Н.А. Рыжовой

«Воздух-неведимка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие с родителями

-конкурс плакатов «Как сберечь чистый воздух»;

-проведение опытов.

 

-игры с бумажными голубями, самолетиками, вертушками;

-оборудование и материал для проведения опытов;

-картотека опытов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-д/и «Какой бывает воздух».

А П Р Е Л Ь

«Солнце, Земля и другие планеты».

 

 

 

 

 

 

 

 

Праздник «День космонавтики».

 

«Земля – живая планета» (22 апреля – День Земли).

Дать детям первоначальное элементарное представление о строении солнечной системы. Солнце – это звезда: огромный горячий шар. Вокруг солнца вращаются планеты – каждая планета вращается вокруг солнца по своей орбите. Орбита – это путь планеты вокруг солнца.

Объяснить детям, что такое космос, космическое пространство, объяснить детям значение космических исследований.

Уточнить с детьми представление о жизни на Земле: общих условиях, которые имеются для растений, животных, людей (воздух, вода, пища, температура).

 

- рассматривание карты солнечной системы;

- глобус, лампа – солнце, смена дня и ночи;

- вечер загадок о космосе;

- наблюдение за солнцем, свет и тень, солнечные зайчики.

 

 

 

 

чтение В. Бороздин «Первый в космосе»;

Н.Носов

«Незнайка на луне»,

А. Леонов

«Шаги над планетой»;

- рассматривание глобуса;

- придумывание рассказов «Наш дом – Земля».

Взаимодействие с родителями

-выставка поделок из разного материала: «Космические жители»;

- конкурс рисунков «Наша планета»;

-конкурс плакатов «Сбережём нашу планету»;

-советуем прочитать детям Н.Носов «Незнайка на Луне»,

К.Булычёв «Тайна третьей планеты»;

-Памятка «Чем опасно солнце».

 

- п/и «Солнце и планеты»;

- лепка «Космические жители»;

-конструирование из бросового материала «Наш космический корабль»;

- рассматривание альбома о Ю.Гагарине, о космонавтах.

 

 

 

 

 

- с/р игра «Мы космонавты»;

- с/и «Строим ракету»;

-строительная игра «Космодром».

-подборка книг о космосе.

 

-рисунки на тему «Что бы я хотел видеть на Земле».

М А Й

«Город мой –Пермь».

 

 

 

 

«Правила дорожные знаем, соблюдаем!».

 

 

 

 

 

«Река Кама - самая многоводная река Пермского края».

 

«Поведение на воде».

Уточнить знания детей о родном городе.

 

 

 

 

Закрепить знания детей о правилах поведения на улице.

 

 

 

 

 

 

Углубить представления о Каме, о ее протяженности, о реках, впадающих в Каму.

 

 

 

Закрепить элементарные правила поведения на воде.

-рассматривание альбомов, открыток, книг.

-рассказы детей о знакомых местах города;

-конструирование «Улицы города».

-беседы «Улица города», «Опасные участки на пешеходной части улицы», «Зачем нужны дорожные знаки»;

-макет «Внимание, перекресток!»;

-проблемные ситуации « Если ты гуляешь один»,

-почему так говорят: «Кама-река-красавица, труженица».

 

 

 

 

-беседы «Игры на воде», «Не прыгай в воду в незнакомых местах»;

-разговоры с детьми: «Чем опасен водоём весной?»,

«Почему нельзя купаться в грозу?», «Можно ли купаться при высоких волнах?», «Какой лёд можно считать безопасным?».

 

-альбомы, книги, открытки о Перми;

- рассматривание фотографий детей на тему «Это интересно», «Дети в городе»;

-д/и «Дорожные знаки», «Транспорт», «Светофор»;

-КВН «Школа пешеходных наук».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-рассматривание реки на карте,

-с/р игра «Путешествие по Каме»

-рассматривание открыток с видами Камы.

-рисование «Путешествие капельки воды».

 

 

 

Взаимодействие с родителями

-папка-передвижка «Безопасность на дорогах»;

-конкурс рисунков «Будь внимателен на дороге»;

-КВН «Грамотный пешеход»;

-Памятка «Безопасность на воде»;

-прогулка на набережную Камы, наблюдение за водным транспортом;

-сочинение на тему «Красавица Кама».

И Ю Н Ь

«Тень».

 

 

 

 

«Явления природы: радуга, молния, гроза».

 

Дать представление о тени, как месте, куда не попадает световые лучи.

 

 

Дать представление о процессе образования радуги, молнии. Познакомить с правилами поведения во время грозы.

 

 

 

 

 

 

-беседа «Осторожно, гроза!»;

-загадки, пословицы и приметы:

«Гроза не разбирает, в чей дом ударяет», «Та гроза не страшна, которая прошла», «Радуга стоит долго после дождя - к ненастью», «Радуга появилась на небе вечером – к хорошей погоде».

 

Взаимодействие с родителями

-рекомендации для родителей:

«Правила поведения во время грозы»;

-повторение пословиц и поговорок;

-чтение книг, рассматривание иллюстраций.

 

-игры «Наступи на тень», «Угадай чья тень»,

«Убеги от тени»;

-показ теневого театра;

-измерение тени взрослого и ребенка.

 

И Ю Л Ь

«Пермский край – край лесов».

«Лес в жизни человека».

 

 

 

 

 

 

 

 

«Что надо помнить, когда гуляешь в лесу».

 

«Ядовитые растения».

 

 

 

 

 

 

Дать знания, что Пермский край - лесной край.

Уточнить представление о некоторых представителях растительного и животного мира.

Обобщить знания о значении леса в природе и жизни человека.

Вызвать желание детей узнать больше о природе родного края.

 

Сформировать правила поведения в лесу.

 

 

 

Дать детям понятие о ядовитых растениях.

 

 

 

 

 

 

 

-рисование: «Уральский лес»;

-чтение книг, рассматривание иллюстраций о животных, природе;

-выставка «Зелёная аптека».

 

-проблемная ситуации «Если ты заблудился в лесу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие с родителями

-памятка «Ядовитые растения»

-памятка «Лекарственные растения нашего края»;

-оформление гербария «Растения нашего края»;

-сбор природного материала.

 

-рассматривание иллюстраций по теме;

-книги о природе Пермского края;

-картины из жизни диких животных;

-репродукции картин художников, изобразивших лес в разное время года;

-выставка рисунков «Дары леса»;

-плакат «Лекарственные растения», «Ядовитые растения»;

-д/и «Назови дерево в лесу».

А В Г У С Т

«Съедобные и несъедобные грибы».

«Не собирай незнакомые грибы».

 

 

 

 

«Насекомые».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Как выжить на необитаемом острове».

Учить различать и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы.

Дать детям понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы - они могут оказаться опасными для человека.

 

 

Формировать представление о разных насекомых, о правилах поведения при встрече с ними.

 

 

 

 

 

 

Закрепить представления о разных потребностях человека и способах безопасного их удовлетворения.

чтение сказки

В. Даля «Война грибов с ягодами».

-стихи, загадки о грибах.

 

 

 

 

 

 

-загадки о насекомых;

-наблюдение за насекомыми;

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие с родителями

-памятка «Осторожно, клещ!»;

- картотека загадок для родителей «Знакомим детей с насекомыми»;

-изготовление поделок из природного материала.

-альбом «Грибы»;

-д/и «Собери грибы в корзину», «Съедобные и несъедобные грибы»;

-картотека стихов, загадок;

-макет «Грибы в лесу».

 

 

 

 

 

 

-картины с изображением насекомых;

-д/и «Отгадай, какое это насекомое», «Собери картинку»;

-энциклопедии «Насекомые».

Литература:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Веракся, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.;

2. Федотова А.М. Пермский край – мой родной край. – Пермь: Книжный мир, 2000;

3. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Воздух – невидимка. – М.: Линка – Пресс, 1998;



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для…

Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Продолжать закреплять знания правил дорожного движения у...

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов»

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов» Тихо-тихо рядом сядем Входит лирика в наш дом, В удивительном наряде Разноцветном, расписном, И раздвинутся вдруг стены Вся земля видна вокруг, Плещут волны речкой...

Картотека дыхательной гимнастики

Картотека дыхательной гимнастики Дыхательная гимнастика - важный этап логопедического занятия. Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики: • Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или...

Читайте также

Лепбук «Волшебный праздник Новый год»

Лепбук «Волшебный праздник Новый год» Новый год - это самый любимый праздник детей и взрослых. В Новый год исполняются все желание...

Использование Интеллект-карт в ДОУ

Использование Интеллект-карт в ДОУ Уважаемые коллеги, предлагаю материал, из которого вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, чему она учит и что...

Педагогический проект: «Маленький финасист»

Педагогический проект: «Маленький финасист»