Планирование поисково – исследовательской деятельности и основ безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста.
Тема |
Задачи |
Совместная деятельность |
Развивающая среда для самостоятельной деятельности |
СЕНТЯБРЬ |
|||
«Песок» – объект неживой природы.
«Пустыня».
«Стихийные бедствия». |
Закреплять свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состоит из мелких песчинок.
Знакомить детей с обитателями пустыни.
Дать представления о стихийных бедствиях, связанных с природными явлениями (оползни, обвалы), о их опасности для людей. |
-определение свойств песка в ходе опытов, наблюдений; -сравнивание песка с речными камнями; -разговор на тему: «Кому нужен песок для жизни?»
-создание макета пустыни.
Взаимодействие с родителями -выставка поделок из песка; -выставка рисунков «Животный мир пустынь»; -участие в создании макета. |
-строительные игры с песком; -с/р игра «Магазин», «Кулинария»; -конкурс на лучшую постройку из песка; -рассматривание песка под лупой, микроскопом; -рисование на песке; картины из песка.
-рассматривание книг с изображением обитателей пустынь; -энциклопедии. Иллюстрации, картины с изображением пустынь; -д/и «Животный мир пустынь»; -рассматривание пустынь на глобусе, географической карте.
-рассматривание иллюстраций по теме. |
О К Т Я Б Р Ь |
|||||
«Подземная кладовая».
«Что такое горы».
«Богатства Уральских гор».
Сравнение – песка, глины, камней.
|
Познакомить с полезными ископаемыми и их ролью в жизни человека
Познакомить с существованием особых ландшафтов - гор, показать, что они состоят из камней; с некоторыми обитателями гор. Формировать представление о том, что Уральские горы богаты полезными ископаемыми. Уточнить расположение Уральских гор на карте. Уточнить представление детей о свойствах песка, глины, камней; уметь обследовать материалы, называя их свойства и особенности.
|
- рассматривание: соль, торф, щебень; - опыты, наблюдение на определение свойств камней; - сочиняем рассказы и сказки о камнях. -почему так говорят: «Пермяк- солёные уши». - видеофильмы о горных ландшафтах; - рассматривание горных ландшафтов на карте, глобусе; - создание макета горы; - чтение сказов П. Бажова. -защита проектов детей: «Где используют песок, глину, камни».
Элементарные опыты по определению и наблюдению сходств, различий, свойств веществ. Взаимодействие с родителями -создание коллекций камней. -проекты «Где используют глина, песок, камни»; -выставка «Живые камни».
|
- д/и «Подбери камешек», «Что для чего?», «Ящик ощущений», «Оживи камешек» (раскрашивание камней красками). -игры – опыты в лаборатории с камнями
- создание гор из камней на участке детского сада; - игра: «Вспомни сказку» («Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник Изумрудного города», «Три поросёнка»).
- игры – опыты с глиной, песком, камнями; - рассматривание изделий из глины, камней; - лепка из глины. |
||
Н О Я Б Р Ь |
|||||
«Электричество в нашей жизни».
«В мире опасных предметов» |
Дать детям первоначальное представление о том, что такое энергия, превращение энергии в свет, тепло, в быстрое движение, о значимости в жизни человека.
Продолжать ознакомление детей с электричеством, электроприборами. Закреплять правила осторожного обращения с электричеством, предостерегать от несчастных случаев в быту.
|
- опыты: предложить детям найти электричество: воздушный шарик потереть о свои волосы и поднести к стене и т.д.; - наблюдение, беседа «Хорошо ли жить без света», «Свет и тьма»; - рассказ воспитателя об использовании электричества в быту.
- сформулировать правила безопасного пользования электроприборами. -создание рисунков-плакатов, отличительных знаков предупреждающих об опасности «Нельзя брать!», «Осторожно пользоваться!» для детей младших групп.
Взаимодействие с родителями -памятка «Познакомьте детей с электроприборами и правилами пользования ими».
|
-д/и «Какие приборы работают на электричестве – сосчитай их!»; - плакаты, иллюстрации с изображением электроприборов; -игры с игрушками на батарейках (батарейки – маленький источник электричества).
-д/и «Нарисуй отгадку» (предложить нарисовать отгадки на загадки об электроприборах), «Что есть, что было» (стиральная машина-корыто), «Найди электроприборы и расскажи чем они опасны»; -придумывание предупредительных знаков об опасности. |
||
Д Е К А Б Р Ь |
|||||
Природная стихия – «Огонь».
« Чтобы не было беды».
«Профессия пожарного».
Экскурсия «Пути эвакуации в детском саду».
|
Дать представление об огне, выявить особенности взаимодействия с другими явлениями: водой, песком, воздухом. Расширить представления о роли огня в жизни человека.
Знакомить с правилами пожарной безопасности.
Знакомить с профессией пожарного, с качествами его характера (смелость, мужество, доброта).
Познакомить с путями эвакуации, объяснить их значение.
|
-решение проблемных ситуаций: «Почему это случилось?» «Бабушка забыла выключить утюг», «Если случилась беда» и др. - сформулировать правила поведения при пожаре. -игровой тренинг « Как позвонить» -д/и «Правильно - неправильно» (обсуждение разных ситуаций).
-чтение С. Маршак « Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Пожарные собаки»;
-практикум «Эвакуация из детского сада».
Взаимодействие с родителями -памятка «Пожарная безопасность»; -конкурс плакатов «Чтобы не было беды»; -конкурс совместных рисунков «Не играй с огнём»; -папка-передвижка «Телефон пожарной охраны-01».
|
-д/и «Огонь- друг или враг».
-рассматривание плаката «Отчего бывает пожар».
-д/и « Легко воспламеняющиеся предметы»
-драматизация сказки «Кошкин дом»
-конкурс рисунков «Чтобы не было беды»
-д/и «Что необходимо для тушения пожара»
-с/р игра «Пожарная команда»
-игра «Выбери правильный путь». |
||
Я Н В А Р Ь |
|||||
«Природная стихия – «Вода».
«Вода и здоровье человека».
Беседа «Будь внимателен и осторожен».
«Реки, моря, океаны». |
Дать основы знаний о природной стихии – вода. Закреплять свойства воды; Расширять представление о роли воды в окружающем мире, о формах ее проявления в природе (родник, ручей, река, море, дождь, снег);
Дать представление о том, где используется вода; -воспитывать бережное отношение к воде.
Познакомить с зимними явлениями: гололед, сход снега с крыш домов; закрепить правила безопасного поведения зимой на улице.
Дать представление об отличии реки от моря и океана. Знакомить с растительным и животным миром морей, океанов, рек. |
- эксперементирование с водой, льдом, снегом – по определению и наблюдению за свойствами.
-д/и «Где можно встретить воду», «Кто больше назовёт, где можно использовать воду»
-беседа «Осторожно, сосульки!»; -опыт: катание машин по ковру (асфальт) и по линолиуму (гололёд); -измерение и сравнение. -беседы с детьми на тему: «Отдыхаем у реки» -Сформулировать с детьми правила поведения на водоемах в разное время года.
Взаимодействие с родителями -памятка «Осторожно, гололёд»; -конкурс «Забавные льдинки»; -конкурс «Зимних построек»; -выставка рисунков «Обитатели морей и океанов».
|
- Катание с горки по ледяным дорожкам; - постройки из снега; -цветные льдинки; -д/и «Кто живёт в воде», «Кому нужна вода.
-д/и «Хорошо-плохо» (закрепить правила поведения на улице зимой).
- рассматривание карты и глобуса; - рассматривание энциклопедий «Обитатели морей и океанов». |
||
Ф Е В Р А Л Ь |
|||||
Природная стихия – «Воздух».
«Зимние явления природы».
«Как не заболеть зимой». |
Дать представление об атмосфере Земли, как о воздушном пространстве, о роли воздуха в окружающем мире. Определить свойства воздуха с помощью опытов, экспериментов.
Дать представление о природном явлении – ветер. Знакомить детей с поземкой, метелью, пургой, с правилами поведения во время метели.
Формировать представление о том, чем опасен холод и переохлаждение организма. |
-опыты, эксперименты (определение свойств воздуха); - циклы наблюдений: «Как обнаружить воздух в помещении», «Воздух есть во всех предметах, воздух упругий», «Чем пахнет воздух», «Воздух нужен для жизни».
-моделировать с детьми разный ветер: легкий, нежный, буйный; -вечер загадок о зимних явлениях природы; -беседа «Берегись мороза»; -поговорки и пословицы: «Мороз не велик, а стоять не велит», «В зимний холод каждый молод» и др.
Взаимодействие с родителями -советуем прочитать детям стихи, загадки, сказки о зиме, зимних явлениях («Морозко», «Госпожа Метелица», «Мороз Иванович») и т.д. -рекомендации родителям по закаливанию. -конкурс зимних рисунков; -посещение аптеки, наблюдение за работой продавца, покупателя.
|
- игры с воздушными шарами, веером; - игры: «Дуем – играем» (пушинки, легкое перышко, мыльные пузырьки); - игры с бумажными парашютами.
-д/и «Кто больше подберёт определений к слову ветер» Наблюдение, иллюстрации, фотографии.
-с/р игра «На приёме у врача», «Аптека». |
||
М А Р Т |
|||
«Воздух». «Кто как летает по воздуху». «Почему возможна жизнь на земле?».
«Каким воздухом полезно дышать?».
|
Уточнить представление детей о воздухе. Закрепить знания детей о птицах, показать их приспособленность к полету по воздуху. Расширить представления детей о значении воздуха, воды, солнца, земли в природе: во взаимосвязи они создают условия для жизни человека, животных и растений.
Расширить представление о жизненно важной потребности человека дышать чистым воздухом. Об условиях, влияющих на его чистоту. |
-цикл наблюдений: «Есть ли воздух в воде», «Воздух нужен рыбам в аквариуме»; -проведение опытов; -беседа «Что нужно человеку для жизни?»; -чтение книги Н.А. Рыжовой «Воздух-неведимка».
Взаимодействие с родителями -конкурс плакатов «Как сберечь чистый воздух»; -проведение опытов.
|
-игры с бумажными голубями, самолетиками, вертушками; -оборудование и материал для проведения опытов; -картотека опытов.
-д/и «Какой бывает воздух». |
А П Р Е Л Ь |
|||
«Солнце, Земля и другие планеты».
Праздник «День космонавтики».
«Земля – живая планета» (22 апреля – День Земли). |
Дать детям первоначальное элементарное представление о строении солнечной системы. Солнце – это звезда: огромный горячий шар. Вокруг солнца вращаются планеты – каждая планета вращается вокруг солнца по своей орбите. Орбита – это путь планеты вокруг солнца. Объяснить детям, что такое космос, космическое пространство, объяснить детям значение космических исследований. Уточнить с детьми представление о жизни на Земле: общих условиях, которые имеются для растений, животных, людей (воздух, вода, пища, температура).
|
- рассматривание карты солнечной системы; - глобус, лампа – солнце, смена дня и ночи; - вечер загадок о космосе; - наблюдение за солнцем, свет и тень, солнечные зайчики.
чтение В. Бороздин «Первый в космосе»; Н.Носов «Незнайка на луне», А. Леонов «Шаги над планетой»; - рассматривание глобуса; - придумывание рассказов «Наш дом – Земля». Взаимодействие с родителями -выставка поделок из разного материала: «Космические жители»; - конкурс рисунков «Наша планета»; -конкурс плакатов «Сбережём нашу планету»; -советуем прочитать детям Н.Носов «Незнайка на Луне», К.Булычёв «Тайна третьей планеты»; -Памятка «Чем опасно солнце».
|
- п/и «Солнце и планеты»; - лепка «Космические жители»; -конструирование из бросового материала «Наш космический корабль»; - рассматривание альбома о Ю.Гагарине, о космонавтах.
- с/р игра «Мы космонавты»; - с/и «Строим ракету»; -строительная игра «Космодром». -подборка книг о космосе.
-рисунки на тему «Что бы я хотел видеть на Земле». |
М А Й |
|||
«Город мой –Пермь».
«Правила дорожные знаем, соблюдаем!».
«Река Кама - самая многоводная река Пермского края».
«Поведение на воде». |
Уточнить знания детей о родном городе.
Закрепить знания детей о правилах поведения на улице.
Углубить представления о Каме, о ее протяженности, о реках, впадающих в Каму.
Закрепить элементарные правила поведения на воде. |
-рассматривание альбомов, открыток, книг. -рассказы детей о знакомых местах города; -конструирование «Улицы города». -беседы «Улица города», «Опасные участки на пешеходной части улицы», «Зачем нужны дорожные знаки»; -макет «Внимание, перекресток!»; -проблемные ситуации « Если ты гуляешь один», -почему так говорят: «Кама-река-красавица, труженица».
-беседы «Игры на воде», «Не прыгай в воду в незнакомых местах»; -разговоры с детьми: «Чем опасен водоём весной?», «Почему нельзя купаться в грозу?», «Можно ли купаться при высоких волнах?», «Какой лёд можно считать безопасным?».
|
-альбомы, книги, открытки о Перми; - рассматривание фотографий детей на тему «Это интересно», «Дети в городе»; -д/и «Дорожные знаки», «Транспорт», «Светофор»; -КВН «Школа пешеходных наук».
-рассматривание реки на карте, -с/р игра «Путешествие по Каме» -рассматривание открыток с видами Камы. -рисование «Путешествие капельки воды».
Взаимодействие с родителями -папка-передвижка «Безопасность на дорогах»; -конкурс рисунков «Будь внимателен на дороге»; -КВН «Грамотный пешеход»; -Памятка «Безопасность на воде»; -прогулка на набережную Камы, наблюдение за водным транспортом; -сочинение на тему «Красавица Кама». |
И Ю Н Ь |
|||
«Тень».
«Явления природы: радуга, молния, гроза».
|
Дать представление о тени, как месте, куда не попадает световые лучи.
Дать представление о процессе образования радуги, молнии. Познакомить с правилами поведения во время грозы.
|
-беседа «Осторожно, гроза!»; -загадки, пословицы и приметы: «Гроза не разбирает, в чей дом ударяет», «Та гроза не страшна, которая прошла», «Радуга стоит долго после дождя - к ненастью», «Радуга появилась на небе вечером – к хорошей погоде».
Взаимодействие с родителями -рекомендации для родителей: «Правила поведения во время грозы»; -повторение пословиц и поговорок; -чтение книг, рассматривание иллюстраций.
|
-игры «Наступи на тень», «Угадай чья тень», «Убеги от тени»; -показ теневого театра; -измерение тени взрослого и ребенка.
|
И Ю Л Ь |
|||
«Пермский край – край лесов». «Лес в жизни человека».
«Что надо помнить, когда гуляешь в лесу».
«Ядовитые растения».
|
Дать знания, что Пермский край - лесной край. Уточнить представление о некоторых представителях растительного и животного мира. Обобщить знания о значении леса в природе и жизни человека. Вызвать желание детей узнать больше о природе родного края.
Сформировать правила поведения в лесу.
Дать детям понятие о ядовитых растениях.
|
-рисование: «Уральский лес»; -чтение книг, рассматривание иллюстраций о животных, природе; -выставка «Зелёная аптека».
-проблемная ситуации «Если ты заблудился в лесу».
Взаимодействие с родителями -памятка «Ядовитые растения» -памятка «Лекарственные растения нашего края»; -оформление гербария «Растения нашего края»; -сбор природного материала.
|
-рассматривание иллюстраций по теме; -книги о природе Пермского края; -картины из жизни диких животных; -репродукции картин художников, изобразивших лес в разное время года; -выставка рисунков «Дары леса»; -плакат «Лекарственные растения», «Ядовитые растения»; -д/и «Назови дерево в лесу». |
А В Г У С Т |
|||
«Съедобные и несъедобные грибы». «Не собирай незнакомые грибы».
«Насекомые».
«Как выжить на необитаемом острове». |
Учить различать и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы. Дать детям понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы - они могут оказаться опасными для человека.
Формировать представление о разных насекомых, о правилах поведения при встрече с ними.
Закрепить представления о разных потребностях человека и способах безопасного их удовлетворения. |
чтение сказки В. Даля «Война грибов с ягодами». -стихи, загадки о грибах.
-загадки о насекомых; -наблюдение за насекомыми;
Взаимодействие с родителями -памятка «Осторожно, клещ!»; - картотека загадок для родителей «Знакомим детей с насекомыми»; -изготовление поделок из природного материала. |
-альбом «Грибы»; -д/и «Собери грибы в корзину», «Съедобные и несъедобные грибы»; -картотека стихов, загадок; -макет «Грибы в лесу».
-картины с изображением насекомых; -д/и «Отгадай, какое это насекомое», «Собери картинку»; -энциклопедии «Насекомые». |
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Веракся, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.;
2. Федотова А.М. Пермский край – мой родной край. – Пермь: Книжный мир, 2000;
3. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Воздух – невидимка. – М.: Линка – Пресс, 1998;
Читайте также |
---|
Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для…
Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Продолжать закреплять знания правил дорожного движения у...
Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов»
Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов» Тихо-тихо рядом сядем Входит лирика в наш дом, В удивительном наряде Разноцветном, расписном, И раздвинутся вдруг стены Вся земля видна вокруг, Плещут волны речкой...
Картотека дыхательной гимнастики
Картотека дыхательной гимнастики Дыхательная гимнастика - важный этап логопедического занятия. Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики: • Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или...