«Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников»

(Из опыта работы ДОУ)

 

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
  • создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей;
  • изучение состояния устной речи детей;
  • участие родителей в речевом воспитании детей.    

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы  оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. (Раздаточный материал).

На занятиях всех педагогов д/сада большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно отражается в календарных планах воспитателей.

Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагоги используют разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.), решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, составление загадок, шутки-чистоговорки, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.

С целью повышения компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей проведен ряд мероприятий:

  1. Педсоветы на темы «Познавательно-речевое развитие дошкольников», «Развитие связной речи и интеллект дошкольников», мастер-класс для начинающих воспитателей по проведению артикуляционной гимнастики, семинары-практикумы «Норма и патология ЗКР», «Учимся, играя».
  2. Консультации: по ознакомлению с современными методиками и технологиями по развитию речи И. Н.Мурашковска, О.С. Ушаковой; по формированию связной речи и мелкой моторики рук; о возрастных закономерностях речевого развития; о профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Конкурсы на лучший речевой уголок, лучшую инсценировку сказки.
  4. Проекты «Солнечный лучик», «Воспитание любви к книге», «Новогодние игрушки», «Путешествие лампочки» и др. В процессе работы над проектами одновременно с совершенствованием мастерства педагогов формируются и все стороны познавательно-речевого развития дошкольников.

Программа О.С. Ушаковой по развитию речи реализуется не только в группах, работающих по программе «Тропинки», но и в группах, использующих другие образовательные программы, и на занятиях по обучению детей тат. языку. Для облегчения планирования работы по развитию речи старшим воспитателем составлена примерная сетка для календарного плана (распределение содержания и форм работы по развитию речи на неделю) для всех возрастных групп.         

С целью профилактики речевых нарушений в ДОУ организованы платные доп. услуги по развитию речи детей младшего и среднего дошкольного возраста «Звуки на все руки», основная цель которого - предупреждение нарушений звукопроизношения и формирование фонематического слуха дошкольников. Занятия ведёт воспитатель, имеющий логопедическое образование.

С детьми старшего дошкольного возраста по запросам родителей на платной основе проводятся коррекционные логопедические занятия по постановке звуков. Для проведения данного вида занятий составляется трудовой договор с учителем-логопедом школы, к которой прикреплён наш ДОУ. Тем самым параллельно решается задача преемственности ДОУ и школы.

Необходимым условием для создания единого речевого пространства в ДОУ является изучение состояния устной речи дошкольников, которое заключается в проведении воспитателями диагностики речевого развития детей (2 раза в год, в январе - контрольный срез). Ежегодно в феврале специалистами ДОУ № 1 проводится логопедическое обследование речи детей средних и старших групп, у значительного количества детей фиксируются различные речевые нарушения.

Анализ диагностических материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость оптимизировать организацию работы по выявлению отклонений в речевом развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста. К сожалению, неговорящий полуторагодовалый-двухлетний ребенок, который приходит в детский сад, уже не удивляет воспитателей.

В случаеесли по результатам обследования возникает необходимость проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога, направить в ГПМПК, педагогам ДОУ приходится быть особенно тактичными и осторожными. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения. В этой ситуации воспитателям на помощь приходит педагог-психолог, который максимально доброжелательно, корректно объясняет необходимость такой консультации.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в нашем ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:

  • Оформление информационного стенда для родителей в холле ДОУ и в приёмных групп.
  • Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.
  • Проведение конкурсов («Словотворчество»).
  • Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями (ст. воспитателем).
  • Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов: дефектолога, сурдолога, ортодонта, ЛОР-врача, детского психоневролога, направление на ПМПК) и т.д. педагогом-психологом, ст. воспитателем, зав. ДОУ.
  • Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
  • Показ открытых занятий по развитию речи.
  • Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда СОШ.
  • Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в нашем ДОУ созданы необходимые психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по «Художественно-эстетическому развитию»…

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по «Художественно-эстетическому развитию» с использованием ИКТ Тема: «Пробуждение весны» Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная...

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в…

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в подготовительной группе с ТНР (Из опыта работы)

Сценарий «Осень в гости к нам пришла» для детей ср.гр.

Сценарий «Осень в гости к нам пришла» для детей средней группы (Звучит песня «От чего плачет осень» слова и музыка Е.Соколовой...

Читайте также

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Конспект досуга посвященного дню города «Москва – город, в котором…

Конспект досуга посвященного дню города «Москва – город, в котором мы живем» (с презентацией) Программное содержание: уточнить и систематизировать знания детей о...