Экспериментируем, познаем, творим!
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность самим ставить вопросы
и получать на них фантастические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошёл».
К. А. Тимирязев
Что? Где? Когда? Зачем? Почему? Для чего? Эти тысячи вопросов задают дети и на все хотят получить ответы. Не получив ответ на интересующий их вопрос, они начинают пробовать, проверять, испытывать - всегда и везде, в любое время, живое - не живое. Главное понять истину, иметь возможность ее проверить и добиться ответа. Но как это сделать? Просто поэкспериментировать. Ведь дети по своей сути – экспериментаторы. Что такое детское экспериментирование? Это эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. [1, 5-8]
К тому же в процессе экспериментирования происходит глубокое познание объекта, раскрытие в нем новых качеств и свойств. Каждое новое изменение объекта, выявление все новых его качеств толкает мысль ребенка к дальнейшему познанию [2]
Детское экспериментирование имеет свои особенности. Этот вид деятельности, позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
- Детское экспериментирование свободно от обязательности.
- Не следует жестко регламентировать продолжительность опыта.
- Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана.
- Дети не могут работать, не разговаривая.
- Нужно учитывать индивидуальные различия детей.
- Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов.
- Ребенок имеет право на ошибку.
- Эксперименты как ответ на детские вопросы. [3]
В каждом эксперименте можно выделить последовательность этапов.
1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формулирование задачи исследования.
3. Продумывание методики эксперимента.
4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов.
9. Фиксирование результатов.
10. Анализ полученных данных.
11. Словесный отчет об увиденном.
12. Формулирование выводов. [1, 35-45.]
Для детей экспериментальная деятельность схожа с игрой, но со временем постепенно становится самостоятельным видом деятельности. Они экспериментируют везде: в детском саду, на улице, дома. Самое главное, чтобы родители могли поддержать интерес ребенка к экспериментированию. Опыты можно проводить самые разные – начиная с посадки семян и заканчивая чудесами по изготовлению облаков. Все в ваших руках, взрослые – экспериментируйте, познавайте и творите вместе со своими детьми.
Литература:
1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериметов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. С. - 56 http://doshkolniki.org/ekologicheskoe-vospitanie
2. Морозова И.С., Григорьева О.Ф., Корепанова Г.Д. Управление познавательной деятельностью дошкольников. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 120с.
3. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад № 2 общеразвивающего вида: Выступление на педсовете
http://anna-ds2.ru/vistuplenie_na_pedsovete_detskoe_eksperimentirovanie.pdf
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Народные костюмы»
Дидактическая игра «Народные костюмы» Познание детьми народной культуры, народного творчества через дидактические игры положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует общую...
Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль»
Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль» 13 ноября в детском саду прошел «День опытов и открытий», цель которого: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, научить...
Путешествие в мир народной куклы
Путешествие в мир народной куклы Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть...