Развитие лексики старших дошкольников в системе приобщения к основам безопасности жизнедеятельности

 

Информация об опыте

Актуальность и условия возникновения опыта.

Тема моего опыта – «Развитие лексики в системе приобщения детей к основам безопасности жизнедеятельности».

Интерес к данному направлению вызван исключительной актуальностью темы во всех ее аспектах: речевого развития ребенка, обогащение и активизация его словаря, и формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности.

Лексика, как важнейшая часть языковой системы, имеет большое значение для полноценного общения и развития личности ребенка.Овладение словарным запасом родного языка – необходимое условие освоения грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.

В дошкольных учреждениях умственное, нравственное и эстетическое воспитание детей осуществляется в процессе развития речи. Работа по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с проблемами речевого развития является одним из ведущих направлений, где решается целый ряд задач. Среди них выделяются расширение запаса конкретных представлений (в нашем случае мы углубляемся в приобщение детей к основам безопасности жизнедеятельности), развитие пассивного и активного словаря, а также формирование обобщающих понятий и навыков их понимания.

Количество детей с речевыми патологиями в последнее время сильно увеличилось. По мнению ряда авторов (Р.А. Белова-Давид, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюковой, Т.В. Филичевой), эти дети быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатое дело до конца, а активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью. Речевое отставание отрицательно сказывается на развитии памяти. Поэтому формирование словаря и лексико-грамматических сторон данной категории детей являются одной из актуальных проблем в логопедической группе.

Развитие словаря, его уточнение выполняют развивающую функцию для формирования познавательной деятельности, и наоборот: развитие познавательной деятельности приводит к обогащению и уточнению словаря, овладению значениями и умениями, развитию коммуникативной способности. Поэтому важно систематизировать данную работу, связать воедино с интересующей темой.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Не проходит и дня, чтобы газеты, радио или телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, преступлении в том или ином городе либо стране. Захватывают заложников террористы, терпят бедствие самолеты и пароходы, пешеходы попадают под колеса автомашин, землетрясения разрушают целые города и поселки, наводнения сносят дома и мосты, грабители проникают в квартиры, воруют детей.

Каждый из нас может оказаться в такой непредвиденной ситуации. Кто же поможет человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам! Понять это – значит сделать первый, самый важный шаг в знакомстве с основами безопасности жизнедеятельности.

Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

В последние десятилетия проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности детей приобрела чрезвычайную актуальность. В числе этих проблем – безопасность дошкольников на улицах города. Число транспортных средств на наших дорогах резко возросло, поэтому возросла и опасность дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

В связи с этим актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев.

Важно научить детей с раннего детства задумываться о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены, уметь пользоваться знаниями, полученными при знакомстве с основами безопасности жизнедеятельности.

Родители вместе с педагогами должны быть заинтересованы в систематическом и планомерном изучении детьми правил дорожного движения. Совместная работа способствует обеспечению усвоения необходимого опыта безопасного поведения на дороге.

Учитывая вышесказанное, педагогическая идея может быть сформулирована следующим образом: задачи речевого развития, обогащение словаря у детей с нарушением речи и задачи основ безопасности жизнедеятельности детей могут быть решены в комплексе.

Словесные обозначения (наименования) предметов и явлений дети усваивают при знакомстве с окружающей их действительностью, тем самым увеличивая объем своего словаря.

Старшие дошкольники адекватно пользуются словами-признаками, умеют сравнивать, обобщать и противопоставлять характерные признаки предметов, прочно усваивают значение цвета, формы, величины, владеют элементарными эмоционально-оценочными категориями, которые имеют определенные лексические выражения.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовывать их игровую обстановку, представлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые будут питать эту деятельность и на основе его обогащаемого запаса конкретных представления развивать их язык.

Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Она имеет большое значение для общего развития ребенка. И, соединив две актуальные темы воедино, мы имеем хорошую базу для всестороннего развития дошкольников, активному приобщению их к социуму.

Овладение словарем является важным условием умственного развития. Так как бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию ребенка. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Словарная работа на занятиях должна сочетаться с активизацией слов в разных видах деятельности, в широкой речевой практике.

Важным условием является изменение позиции взрослых для представления все большей активности и самостоятельности дошкольнику в освоении опыта безопасного поведения.

Таким образом, в результате реализации комплекса педагогических условий можно ожидать динамики в освоении опыта безопасного поведения в быту ребенком дошкольного возраста.

По моему мнению, наряду с развитием лексики, большое значение нужно уделять знакомству детей с основами безопасности жизнедеятельности. Овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, предоставляющий большие возможности для решения задач умственного, эстетического, нравственного, а также умение овладевать основами безопасности жизнедеятельности детей. Без преувеличения можно сказать, что от того, какие знания о безопасности жизнедеятельности получат дети в дошкольном возрасте, зависит их будущее. На данный момент это не просто громкие слова, а объективная реальность.

Целью педагогического опыта является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасном поведении через различные виды деятельности.

Задачи исследования:

  • изучить теоретические основы воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста;
  • выделить факторы, оказывающие влияние на поведение ребенка в опасной ситуации;
  • проанализировать современные программы ДОУ с позиции воспитания безопасного поведения детей;
  • разработать для каждой из дошкольных групп программу обучения правилам поведения на дороге;
  • определить педагогические условия воспитания безопасного поведения ребенка на дороге;
  • связать обучение детей старшей логопедической группы правилам безопасного поведения с расширением и активизацией словаря;
  • описать опыт работы.

 

Ведущая педагогическая идея

Ведущая идея опыта состоит в развитии словаря у детей с речевой патологией: (обогащение пассивного словаря, перевод слов из пассивного в активный словарь и закрепление активного словаря в общении) через определение психолого-педагогических условий, обеспечивающих накопление опыта безопасного поведения детей на дороге и в быту.

При этом определены методы и средства, позволяющие сформировать у дошкольников знания о правилах дорожного движения, выработать у них психологическую устойчивость поведения в опасных ситуациях и в тоже время развить понимание дошкольниками значения слов.

 

Длительность работы над опытом

Работа велась на протяжении трех лет и строилась как совместная деятельность группы, педагогического коллектива детского сада и семьи в интересах ребенка.

2006 - 2007 учебный год – выявление проблемы, возникновение идеи опыта, изучение литературы, определение целей, постановка задач, выбор методов и средств их решения.

2007 - 2008 учебный год – корректировка задач, составление программы, тематических планов, конспектов, сценариев.

2008 - 2009 учебный год – становление опыта, оценка результатов, описание работы.

 

Диапазон опыта

Диапазон опыта охватывает систему работы по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения, по выработке устойчивости поведения в опасных ситуациях и формированию словаря, как опоры на активное и действенное познание ими окружающей действительности.

 

Теоретическая база опыта

Ребенок рождается, не имея сформированной языковой способности, но обладая человеческим мозгом, готовым к ее построению в процессе деятельности, общения, ознакомления с окружающим миром. Изучением этих процессов занимались Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Дж. Брунер и др. Благодаря их исследованиям современная наука обладает неоспоримыми доказательствами того, что в основе формирования совершенствования языкового механизма ребенка лежит не слепое инстинктивное подражание речи взрослого, а содержательные языковые обобщения, возникающие в процессе общения со взрослыми и сверстниками, собственной практической деятельности. Это неоднократно подчеркивалось в исследованиях ведущих отечественных специалистов (Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др.).

Процесс развития речи детей дошкольного возраста рассматривается, в целом, как процесс усвоение слов. Поэтому в методике развития детской речи большое значение имеет именно словарная работа. Все исследователи (М.М. Конина, В.И. Яшина, А.П. Иваненко и др.) сходятся во мнении, что такая работа помогает обогатить, закрепить и активизировать словарный запас. Большое значение имеет усвоение ребенком смысла слова, в связи с чем необходимо проводить работу над уточнением словаря и формированием умений употреблять слова в соответствии со смыслом. Слово усваивается быстрее, если обучение его употреблению связано с его значением.

Интенсивный рост словарного запаса ребенка происходит на протяжении всего дошкольного возраста. По данным Ф.Сохина, у детей старшего дошкольного возраста словарный запас может достигать 4-5 тысяч слов. Это главным образом общеупотребительная лексика.

По мнению многих авторов (Крылова Н.Л., Корц М.А., Кузевич Л.М.) для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Расширяется многозначность употребления слов, ребенок понимает и использует в речи слова с переносным значением, подбирает синонимы. Ребенок может точно подобрать слова при сравнении предметов и явлений, точно подмечая в них сходство и различие (белый как снег, полосатый как зебра).

Обеспечение безопасности жизнедеятельности – это не только накопление опыта безопасного поведения на дороге, в природе и с незнакомыми людьми, но и устойчивое поведение в чрезвычайных, опасных ситуациях. Все это напрямую связано со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявления в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, для ее изучения привлекаются ученые – социологи, психологи, педагоги, инженеры, потому необходима интеграция всех отраслей человеческого знания, только при таких условиях появляется возможность и перспектива сохранить человеческую жизнь как таковую.

В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Причинить вред жизни или здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.

Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Большинство ученых (Е.Я. Гаткин, Е.В. Нисковская, В.Г. Пономарев и др.) условно делят их на три группы: природные, техногенные и социальные.

Вторая часто встречающаяся классификация представляет деление опасностей по возможности их возникновения, связанного с местом пребывания человека – это опасности дома (или бытовые), опасности на природе, опасности на улице и дороге, опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице).

Анализируя данные классификации, мы видим, что, какой бы деятельностью не занимался человек, где бы он не находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Но это вовсе не значит, что несчастье обязательно произойдет. Свойство опасностей проявляться только в определенных условиях позволяет говорить о них как скрытых, потенциальных.

Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Такое определение дает О.Н. Русак, близкие к нему определения безопасности дают С.К. Шойгу, К.Ю. Белая.

Как отмечает С.К. Шойгу, обеспечение безопасности жизнедеятельности – это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня.

В настоящее время сформировалась новая образовательная область «Безопасность жизнедеятельности», призванная готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде только в определенных условиях позволяет говорить о них как скрытых, потенциальных.

Исходя из теоретического анализа содержания понятий «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей (ОБП) рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными

Специалистами разных направлений (Ю.Н. Мотик, М.А. Котик, Г. Казанцев, С.А. Проскурин, Н.А. Едимская, Л.А. Михайлов и др.) отмечается, что таким механизмом должно быть образование. По мнению педагогов Н.Н. Авдеевой, А.А. Баранова, Г. Казанцевой, Р.Б.Стеркиной данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.

С этих позиций выделяются показатели ОБП, отражающие уровень его сформированности:

۰ знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);

۰ умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

۰ отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).

Необходимо отметить, что обозначенные компоненты ОБП взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге.

Исходя из этого, методика, направленная на освоение опыта безопасного поведения ребенка, должна осуществляться поэтапно, ступенчато.

На I этапе важно заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности.

На II этапе необходимо вводить правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявления в жизненных ситуациях, тренировать дошкольников в умении применять эти правила.

На III этапе на основе усвоенных знаний и умений возможно осознанное овладение реальными практическими действиями.

Совокупный анализ исследований о своеобразии усвоения дошкольником правил поведения позволил выделить основные факторы, оптимизирующие данный процесс (Л.И. Божович, И.Н. Бронников, О.М. Дьяченко, В.А. Горбачева, А.В. Запорожец, Е.В.Субботский, С.Г. Якобсон и другие). К ним относятся: активная позиция ребенка; процесс идентификации со взрослым, транслирующим норму поведения ребенка; эмоциональная включенность ребенка в деятельность.

При рассмотрении основных подходов к проблеме реализации возможностей осознанного освоения детьми дошкольного возраста правил поведения в литературе выделяется ряд требований к методике их преподнесения:

۰ достижения понимания детьми значимости соблюдения правил поведения для себя и окружающих (посредством художественной литературы и бесед);

۰ формирование представлений о последствиях нарушения правил;

۰ организация наблюдений за поведением носителя нормы;

۰ включение в активную практическую деятельность (игра, труд, деятельность на занятиях).

Анализ книг, брошюр и статей, адресованных родителям по воспитанию безопасного поведения дошкольников, показал, что такой литературы недостаточно. Лишь зарубежные переводные издания содержат конкретные рекомендации семье, но содержанием их являются опасности общения детей с незнакомыми людьми. Данных об осведомленности родителей в вопросах воспитания безопасного поведения детей в быту в исследованиях нет. Существующая практика, сложившаяся в современной семье, не способствует активному освоению опыта безопасности жизнедеятельности дошкольниками.

Использование запрета как основного средства воспитания безопасного поведения детей не решает данную проблему.

Дошкольное учреждение призвано оказывать семье постоянную действенную помощь в воспитании детей с учетом их возраста и особенностей семейного воспитания (П.Ф.Лесгафт). Педагог должен целенаправленно реализовать функцию организатора процесса передачи опыта, осуществляя свою профессиональную деятельность. Это требует определенного уровня готовности со стороны воспитателей. Обратимся к вопросу о подготовке педагогов к осуществлению процесса воспитания безопасного поведения детей.

В многочисленных исследованиях подчеркивается, что важным условием развития личности ребенка дошкольного возраста, освоения им опыта является взаимодействие детского сада и семьи (ТЖ. Бабаева, Т.С. Грядкина, О.Л. Зверева, МБ. Крулехт, З.И. Теплова и другие). Анализ литературы показал, что результативность такого взаимодействия в значительной степени определяется характером поведения самих взрослых (их знаниями, умениями, опытом) и их готовностью к совместной целенаправленной деятельности по формированию опыта безопасности жизни у дошкольников.

 

Новизна опыта

Новизна выполненного педагогического опыта работы заключается в том, что развитие лексики старших дошкольников эффективно проходит в системе освоения дошкольниками основ безопасного поведения через взаимодействие педагогов ДОУ, родителей воспитанников, работников ГИБДД.

Новизна в том, что показан путь адаптации федеральной программы «Безопасность» к условиям дошкольного учреждения, четко обозначены направления работы, система обучения детей правилам безопасного поведения насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах.

 

Технология опыта.

Вышеуказанный анализ историко-педагогической, медико-педагогической и психолого-педагогической литературы позволил выделить ряд взаимосвязанных условий воспитания безопасного поведения (на примере опасностей на дороге) дошкольников:

۰ отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения и установление последовательности его освоения;

۰ применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения, при активной позиции ребенка;

۰ осознание педагогами и родителями необходимости совместной целенаправленной деятельности в данном направлении, и ее осуществление при изменении характера взаимодействие с ребенком.

Формирование опыта ребенка старшего дошкольного возраста должно строиться поэтапно, начиная с ознакомления с правилами безопасности жизнедеятельности в доме. Избежать формализации поможет использование специально подобранных дидактических игр, содействующих активному усвоению каждым ребенком знаний об источниках опасности и мерах предосторожности.

На следующем этапе ситуативно-имитационное моделирование выступает в роли «пускового механизма», способствующего формированию умений безопасного поведения на основе освоенного содержания. В дальнейшем необходим переход к реальным действиям с доступными ребенку потенциально опасными предметами.

Большое значение в своей работе уделяем знакомству детей с правилами безопасного поведения на дороге. Занятия по ОБЖ проводим регулярно. (Приложение №5). Детям объясняем, что безопасность – это когда ребенку ничто не угрожает.

Во время знакомства детей с устройством проезжей части, знакомим детей с правилами поведения на улицах, рассказываем о правилах дорожного движения, объясняем, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Постоянно беседуем с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.

Для большей доступности приводим примеры из жизни, специально подбираем сюжеты из художественной литературы или известных мультипликационных фильмов.   Детям предлагается самостоятельно привести похожие примеры, предлагается разыграть подобные ситуации правильного и неправильного поведения на дороге, самостоятельно давать оценку данного поведения.

Для знакомства детей со светофором, «зеброй» и другими дорожными знаками рассказываем, как следует переходить дорогу, знакомим с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»).

Показываем детям, что такое светофор, его изображение, знакомим с сигналами светофора, учим различать цвета, знать их значение. Важно дать понять, что светофор устанавливается на перекрестках, пешеходных переходах и других местах оживленного транспортного движения.

Закрепляем знания детей о предназначении светофора и его сигналах в игровой форме, используя макет светофора, макет улицы с домами, перекрестком, игрушечные автомобили, куклы-пешеходы.

Детей старшего дошкольного возраста знакомим с дорожными знаками. Учим детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Детей знакомим с дорожными знаками:

  • предупреждающие – «Дети», «Пешеходный переход»;
  • запрещающие – «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»;
  • предписывающие – «Движение прямо», «Движение направо»;
  • информационно-указательные – «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземные пешеходный переход».

Детям объясняем, что означает каждый знак, разыгрываем дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами. В летнее время занятия проводим на участке детского сада, выносим дорожные знаки, расставляем по всему участку детского сада и используем для игр.

Знакомим детей с работой милиционера-регулировщика. Его работа заключается в том, чтобы следить за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость на дорогах, соблюдали правила; чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным.

Рассматриваем с детьми картинки с изображением патрульной машины, жезл, для чего он необходим регулировщику, часто ходим с детьми к перекрестку, следим за работой светофора и регулировщика. Вся эта работа проводится в системе.

По моему мнению, знакомство детей с правилами дорожного движения, знаками, со светофором имеет большое значение. Чем лучше мы научим детей вести себя на дороге, тем безопаснее будет их жизнь, и мы взрослые прикладываем к этому все силы.

Но чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно много знать и уметь применять знания на практике. На занятиях дети изучают различные виды транспортных средств, правила дорожного движения и правила пользования общественным транспортом, дорожные знаки и разметки. Любимыми дидактическими играми детей являются: «Домино», «Разрезные картинки», «Лото», направленные на закрепление различных правил безопасности. Традицией нашей группы стало постоянное рассматривание дорожных знаков, плакатов, чтение книг о правилах поведения на дороге.

Также в своей работе я широко использую выходы с детьми на экскурсии к перекрестку, светофору, пешеходному переходу, пешие походы по улице, где находится наш сад (улицы Широкая, Волчанская, Корочанская). По дороге обращаем внимание на опасные места (люки, крутые повороты, ямы, ухабы), чтобы избежать травмы и не попасть под машину, предупреждающие знаки: «осторожно, дети», «ограничение скорости» и т.д. (Приложение №5)

Изучение с дошкольниками правил безопасного поведения на дороге – проблема не новая. С конца 30-х годов начала складываться научно обоснованная система такой работы, были выделены основные причины несчастных случаев с дошкольниками на улицах:

  • незнание детьми правил дорожного движения;
  • невнимательность к тому, что происходит на дороге;
  • неумение владеть собой;
  • отсутствие у детей осознания опасности.

Острота проблемы за прошедшие десятилетия многократно возросла, ведь количество транспортных средств резко увеличилось.

Несмотря на то, что в ДОУ изучению правил дорожного движения уделяется внимания значительно больше, чем воспитанию осторожности по отношению к остальным составляющим безопасного поведения ребенка, случаи дорожных трагедий с участием детей нередки.

Эффективность работы значительно возрастает, если ознакомление с правилами движения на дороге осуществляется совместно с родителями. (Приложение №3). Особенно важно взаимодействие с родителями, ведь они значительно больше (по сравнению с воспитателями) бывают со своими детьми участниками дорожного движения.

Дети очень любят разные праздники, в том числе и те, что посвящены дорожному движению.

Возрастные особенности старших дошкольников позволяют им осознанно выполнять жизненно важные правила поведения на дороге и в транспорте, в природе и в быту, а также в чрезвычайных ситуациях.

А наша задача – помочь им освоить эти правила навсегда. Тогда и дорожно-транспортных происшествий будет меньше, и дети будут здоровы.

 

Результативность опыта

Работа по развитию лексики в системе приобщения дошкольников к основам безопасности жизнедеятельности в период с 2007 по 2009 годы позволила выработать разумное отношение детей к правилам безопасного поведения на дороге и в быту. Системность данной деятельности позволила не только повысить знания дошкольников о безопасности жизнедеятельности, но и значительно увеличило словарный запас детей. Так же нам удалось определить роль семьи в процессе освоения детьми опыта безопасного поведения на дорогах.

Обследование словарного запаса, лексического набора проводилось нами по традиционным логопедическим методикам. Материалом исследования мы подобрали предметные картинки, напрямую связанные с приобщением к основам безопасности жизнедеятельности. Например, для выявления знаний о правилах перехода через улицу использовалась беседа по картинке, на которой мальчик перебегает дорогу на красный сигнал светофора. Детям задавали следующие вопросы.

  • Посмотри внимательно на картинку. Что здесь нарисовано?
  • Правильно ли мальчик переходит дорогу?
  • Что он делает неправильно?
  • Как нужно переходить через дорогу?

А также были использованы вопросы на выявление у детей знаний о значении слов, на выяснение уровня обобщений.

На основе данного материала нам удалось выявить и диагностировать не только развитие лексики, но и имеющийся у детей опыт безопасного поведения; формирование необходимых знаний приобретения детьми нового опыта поведения на дорогах. Таким образом, в процессе проведенной работы были выявлены следующие результаты:

∙ 2006-2007 учебный год: высокий уровень составил - 40%, средний - 52%, низкий уровень наблюдался у 8% дошкольников;

∙ 2007-2008 учебный год: высокий уровень составил - 56%, средний-44%;

∙ 2008-2009 учебный год: высокий уровень составил - 63%, средний - 37%.

график

Из диаграммы четко видна динамика развития лексики на основе приобщения дошкольников к основам безопасности.

Так же нами была выявлена степень воздействия семьи на формирование у ребенка опыта безопасного поведения на дороге, которая изучалась при помощи анкетирования. Этот метод был выбран как наиболее продуктивный, документальный, гибкий по возможностям получение и обработки информации. (Приложение №6)

Родителям было задано 10 вопросов. Полученные ответы позволяют констатировать, что все папы и мамы осознают необходимость специального ознакомление детей с правилами дорожного движения. 80% обучают этим правилам своих детей, остальные 20% полагаются на воспитателей детского сада. 75% - утверждают, что всегда сами соблюдают правила дорожного движения, особенно, когда идут с ребенком вместе. Все родители убеждены, что совместная работа ДОУ и семьи является необходимым условием для овладения ребенком опыта безопасного поведения на дороге.

Система работы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения в период с 2007-2009 гг. позволило выработать разумное отношение детей к соблюдению правил дорожного движения, помогает детям понять важность знаний правил перехода через дорогу, значение дорожных знаков.

Нужно отметить, что наши дети знают значения сигналов светофора, назначения дорожных знаков, знакомы с работой регулировщика.

Таким образом, можно сказать, что работа по изучению правил безопасного поведения не проходит бесследно, выполнение которых является главным в сохранении жизни детей. Нетрадиционный подход к обогащению словаря и изучению правил безопасности с детьми дошкольного возраста имеет огромный воспитательный потенциал, соблюдение которых большое значение в дальнейшей жизни дошкольников.

 

Библиографический список:

1. Авдеева Н.Н., О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – СПб: «Детство-пресс», 2005г. – 144с.

2. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников».

3. Алексеева М.М. Методика развития течи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 1997.

4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет / А.Г. Арушанова. – М., 1999.

5. Боровлева А. «Пожарная безопасность» // «Дошкольное воспитание» №4, 2007, с. 114.

6. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М., 1974.

7. Вдовиченко Л. «Ребенок на улице» // «Дошкольное воспитание» №7, 2007г., стр. 108.

8. Веселова С.С. словарная работа с детьми логопедической группы // Логопед. 2009. №2, с. 77.

9. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. «Дети, взрослые и мир вокруг», 1993г.

10. Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. – М., 1991.

11. Гербова В.В., Сухин Ф.А. «Развитие речи в детском саду»: методические рекомендации – 2001г.

12. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. – Чебоксары, 1980.

13. Дементьева Л.И. «На помощь в светофорию» // «Дошкольное воспитание» 2003г., №12, с.26.

14. Ефонова З.А. «Правила дорожного движения». Издательско-торговый дом «Корифей».

15. Иванова Т.В. «Пожарная безопасность». Разработки занятий. Волгоград: ИТД «Корифей» - 96с.

16. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками / С.Н. карпова. – М., 1967.

17. Колунова Л.А. Работа над смысловыми оттенками слова со старшими дошкольниками // Развитие речи и речевого общения дошкольников / под. Ред. О.С. Ушаковой. – М., 1995.

18. Крылова Н.Л., корц М.А., Кузевич Л.М. Работа воспитателя по развитию речи в повседневной жизни // Дефектология. 1978. №5.

19. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения / Т.А. Ладыженская. – М., 1998.

20. Логинова В.И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста / под. Ред. Ф.А. Сохина. – М., 1976.

21. Пидручная С.И. «Детям о безопасности дорожного движения»// «Дошкольное воспитание» №7, 2007г., с. 122.

22. Сергеева Е. «Правила безопасности для малышей» // «Ребенок в детском саду» 2006, №4, стр. 61.

23. Серебрякова Н.В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии: дис… канд. Пед. Наук. – СПб., 1996.

24. Чермошенцева О.В. «Основы безопасного поведения дошкольников»: занятия, планирование, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2008г. – 207с.

25. Чиркова С.В. «Дошкольная педагогика. Безопасность по плану». // «Воспитатель №9», 2008г.

26. Фисенко М.А. ОБЖ. Подготовительная группа, разработки занятий. Издание 2-е переработанное. Волгоград: ИТД «Корифей» - 80с.

27. Хабибуллина О.Д. «Я иду по улице» // «Ребенок в детском саду» №1, 2007г., с. 33

28. Шурмелева О.В. «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения» // «Дошкольная педагогика», №4, 2009г., с. 26.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рекомендации по организации рабочего места во время лепки героев и…

Рекомендации по организации рабочего места во время лепки героев и декораций, фотосъёмки мультфильма из пластилина Алгоритм создания мультфильма из пластилина такой...

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы…

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне» Цель: формирование гражданско-патриотических чувств. Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России...

Сборник мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Сборник мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Читайте также

НОД в младшей группе «Зима в лесу»

НОД в младшей группе «Зима в лесу» Цель: расширение знаний детей об обитателях леса, особенностях их жизни зимой (заяц, лиса, волк...

Конспект ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Уличная реклама»

Конспект ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Уличная реклама» Программные задачи: Продолжать знакомить детей с разными видами наружной рекламы; воспитывать эстетическое...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов…

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов аппликации Актуальность исследования. На современном этапе одной из важнейших задач педагогической...