Модель сохранения здоровья дошкольников в условиях Крайнего Севера
(Методические рекомендации)

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни в условиях Крайнего Севера были и остаются первостепенной задачей каждого воспитателя. Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях ДОУ можно осуществлять по нескольким направлениям:

1. Лечебно – профилактическое (фито; витамино; аэроино, фитонцидная терапия; мази, отвары).

2. Обеспечение психологической безопасности ребенка (психически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физической и интеллектуальной нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации, психогимнастика в режиме дня, применение необходимых средств и методов.

3. Оздоровительная направленность воспитательно – образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, бережное отношение к нервной системе ребенка, учет его индивидуальных возможностей и интересов, создание условий для самореализации и т. д.

4. Формирование валеологической культуры ребенка (знание о здоровье, умение сберегать, поддерживать, и сберегать его).

Примерные этапы работы для сохранения и развития здоровья детей.

1. Анализ исходного состояния здоровья. Он включает: регулярный осмотр детей медсестрой и врачом, определение уровня психомоторного развития, группы ЧБД, детей с хроническими заболеваниями. Проведение диагностики общей физической подготовки и их валеологических умений и навыков. Вести тетрадь здоровья детей и диагностические карты состояния физического и двигательного развития детей. Комплексная диагностика позволяет спроектировать «Индивидуальный маршрут развития ребенка».

2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ. Чтобы его обеспечить необходимо:

  • Для разных категорий детей использовать отдельные формы работы.
  • Разработать оздоровительные режимы совместно с врачом, старшей медсестрой. (Для групп ЧБД; ослабленных после перенесенного заболевания, имеющих ту или иную патологию; для детей с хроническими заболеваниями на период полярной ночи, на время каникул, в летний период).
  • Разработать свою систему закаливающих мероприятий, исходя из индивидуальных особенностей детей группы.
  • Кроме традиционной двигательной активности обязательно включать в воспитательно – образовательный процесс современные технологии оздоровления и профилактики.

Примерный план организации здоровьесбережения на учебный год.

 

Использование оздоровительных режимов

- Для групп ЧБД

- Ослабленных после перенесенного заболевания.

- Имеющих, ту или иную патологию.

- Для детей с хроническими заболеваниями на период полярной ночи.

- на время каникул.

 

Использование комплексов закаливающих мероприятий

Водное: с массажем стоп – солевая дорожка, обливание ног прохладной водой, обширное умывание, обтирание влажным полотенцем.

Воздушное: нахождение в группе в облегченной одежде и обуви, сухое обтирание полотенцем (массажерами), физическая культура в облегченной одежде, продолжительное пребывание на свежем воздухе.

БОСОХОЖДЕНИЕ в помещении.

БОСОХОЖДЕНИЕ по земле.

Индивидуальная программа закаливания на согласовании с родителями.

Для детей с 1 группой здоровья.

 

Для ЧБД

Для всех детей.

 

 

 

 

 

Для ЧБД

Включение в воспитательно – образовательный процесс технологий оздоровления и профилактики

-Пятиминутки здоровья, пальминг для глаз.

- Двигательные переменки

- Мини – походы

Традиция: проведение недели здоровья

Физкультурно-спортивные праздники

Ритмическая гимнастика

Самомассаж – как элемент бодрящей гимнастики.

Индивидуальная работа между занятиями, на прогулке (например – пятница), в каникулы, в зале, на улице 1 раз в неделю

 

Формирование навыков безопасного поведения

- Профилактика травматизма

- Противопожарная безопасность

- Безопасность при возникновении ЧС

 

 

Используя модель сохранения здоровья детей, можно выйти на следующие конечные результаты:

1. Внедрить научно – педагогические подходы к организации работы по сохранению здоровья детей.

2. Создать здоровьесберегающие образовательное пространство в группе.

3. Сформировать у детей основы валеологического сознания.

4. Обеспечить программный уровень развития движений и двигательных способностей.

5. Улучшить соматические показатели здоровья детей.

Образец составления индивидуального маршрута оздоровления.

Индивидуальный маршрут оздоровления Димы С. 17. 12 2010 г. Р. Возраст 3 г. 2мес. ЧБД (часто, длительно болеющий).

 

Диагностика здоровья на начало года

Программа оздоровления

Показатели на конец года

1. Дима С. в 2013 году болел 4 раза: 2 - ОРЗ, 2 – ОРВИ

2 группа здоровья, ЧБД.

2. Осмотрен узкими специалистами.

Диагноз - плоскостопие.

3. Навыки по основным видам движения среднее. Отстает в метании, лазании.

4. Родители ознакомлены с результатами диагностики, согласны сотрудничать с детским садом по оздоровлению ребенка (посещать мероприятия).

1. Гибкий режим дня:

- приход в детский сад не раньше 8 часов.

- выход на прогулку во второй подгруппе.

- приход с прогулки с первой подгруппой или на 15 минут раньше других.

- подъем после сна одним из последних.

- уход домой в 17 часов.

2. Закаливающие процедуры: - Водное: обширное умывание.

Воздушное: сухое обтирание полотенцем.

- Босохождение в помещении не более 3 – х минут, постепенно увеличивая время.

3. Физкультурно-оздоровительная работа:

- уменьшить общую физическую нагрузку.

- индивидуальные занятия по развитию стопы ног.

- «Игры вдвоем» - с мячом;

Подвижные игры, упражняющие в лазании; воспитание смелости.

«Игры вдвоем» на свежем воздухе.

4.Участие родителей в клубе «Неболейка».

 

 

 

По такому же образцу составляются индивидуальные маршруты оздоровления для детей:

1. С хроническими заболеваниями на период полярной ночи.

2. На время каникул (например, для детей, которых рано приводят и поздно забирают).

Для них в программу оздоровления включить:

  • Мероприятия, снижающие психо – эмоциональную перегрузку: смехотерапия, музыкотерапия, психогимнастика.
  • Правильное чередование деятельности и отдыха.
  • Обогащение опыта по играм (во что данный ребенок любит играть).

3. Ослабленных после перенесенного заболевания (например: пневмония, кишечная инфекция, отит и т. д.).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятия для дошкольников 6-7 лет «Знакомство с деньгами»

Занятия для дошкольников 6-7 лет «Знакомство с деньгами» Цель: формирование основ финансовой грамотности, содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста. Образовательные задачи: Расширять...

«Уникальные модули» (8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм)

«Уникальные модули»(8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм) Одним из приоритетных направлений развития отечественной педагогики является создание полифункциональной развивающей среды, именно поэтому...

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»…

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» (с презентацией) Цель: Закреплять знания в области речевого и познавательного развития...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка…

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях» Цель: расширение знаний детей о насекомых. Задачи:1. Образовательные:- уточнить...

План работы с родителями

План работы с родителями Средняя группа Взаимодействие с родителями. Основные цели и задачи: Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия...

Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя»

Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя» Цели: Коррекционно-образовательные: Учить называть признаки времен года. Учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать к ним имена существительные. Коррекционно-развивающие: Активизировать...