Содержание и средства формирования представлений динамического типа о природе Крайнего Севера

Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. Это время выработки новых понятий, таких как «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», и в том числе понятия «экологическое образование дошкольников».

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.

Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе – с одной стороны, и умение понимать и любить все живое – с другой. Развитие экологического сознания невозможно без проживания ребенком своего единства с миром растений и животных, чувства ответственности за него, такая работа проводится на занятиях и в повседневной жизни: на экскурсиях, в процессе экспериментирования и наблюдений за объектами живой природы, ухода за обитателями живого уголка.

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимся рядом с ребенком, складывается из следующих моментов: выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных), различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования, для животных – разных форм поведения); определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и прочее); выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологических важных знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе. Конкретно это означает следующее: дошкольники знакомятся с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки – форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей. Большие возможности для наблюдения предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяет в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливое представление о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными являются особенности их строения, способы функционирования (разные формы поведения), компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней, характер взаимоотношения человека с животными. В качестве примера можно привести наблюдение за рыбками в аквариуме, так как аквариум является мини-экосистемой созданной человеком, его легко приобрести в группу и можно ежедневно наблюдать за его обитателями.

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытный образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Например, календарь наблюдений за сезонными явлениями природы – этот календарь может отражать состояния природы     (неживой, растительного и животного мира). Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ. Аккуратно и правильно заполненный, ярко раскрашенный календарь становится хорошим демонстрационным пособием, который можно использовать в самых различных вариантах воспитательно-образовательной работы с детьми. Ко всему этому необходимо организовывать труд в природе. Дети могут ухаживать за рыбками того же аквариума или другими обитателями живого уголка, заботиться о растениях.

По программе «Развитие» в содержание входит: наблюдение за сезонными изменениями, которые к старшей группе уже сформированы у детей, более углублено изучается – мир растений, но более важным аспектом является формирование представлений об экосистемах. В данном случае в содержание моей деятельности будет входить формирование представлений о таких экосистемах, как – тундра, озеро. Природа Крайнего Севера значительно отличается от средней полосы. Это край лютых морозов, сильных студеных ветров и затяжных пург. Но с другой стороны – она восхищает богатством своей первозданной земли и живой природы. Каждое время года прекрасно и отмечено таинством закономерных проявлений жизни. Дошкольнику, который является свидетелем сезонных изменений природы, надо показать все, не только то, что он может пронаблюдать из окна, но и остальное – чарующие пейзажи тундры, и закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость его состояний от сезонно меняющихся факторов внешней среды. Хочется раскрыть и показать детям то что, несмотря на то, что зима на Крайнем Севере длится более восьми месяцев, она также богата изменениями в природе. В тундре и на прибрежных водах полуострова даже в самые суровые зимние дни научились выживать различные звери и птицы: песец, куропатка, белый медведь, тюлень, морж и др. Они приспособились к условиям Крайнего Севера и у каждого их них свой способ переждать непогоду, что бы остаться в живых. Но есть и такие животные, которые постоянно в движении, они не задерживаются по долгу на одном месте. Длинный густой мех защищает их от стужи. Большие, округлые и раздвигающиеся копыта позволяют им легко передвигаться по глубокому снегу, копать лунки и добывать себе корм. Благодаря интересным рассказам, которые можно включить в содержание формирования представлений динамического типа о природе дети смогут узнать много новых и интересных фактов из жизни животных Крайнего Севера.

Наблюдая на участке или из окна детского сада за явлениями природы (ветер, снегопад, мороз) дошкольники также раскрывают для себя все многообразие зимних дней. В одно утро на улице ветер, а к вечеру появляются осадки в виде снежных обломков и снежная пыль из-за чего, и появляется пурга. В другой день сильные трескучие морозы. В третий снова осадки только уже в виде слипшихся снежинок – хлопьев. Но есть и то, что дети не могут пронаблюдать в натуральном виде не на участке, не из окна детского сада. Что бы заполнить эти пробелы необходимо использование различных средств формирования представлений динамичного типа. К таким средствам будет относиться наглядный материал. Это картинки по методике Л.С. Игнаткиной и И. Федотовой, где изображен один объект в разные сезоны (например, заяц – летом, зимой, весной, осенью). Картинки с изображением объекта не только в разные сезоны, но и в разных его стадиях роста (например, новорожденный песец, стадия подростка, взрослый песец). Видеофильмы, иллюстрированные книги о природе Крайнего Севера, а также совместное создание моделей. Моделирование экосистем, позволят детям ближе познакомиться с их обитателями, показать зависимость растений и животных от среды обитания и факторов этой среды.

 

Источники литературы:

1. Бондаренко Т.М. Экологическое занятие с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2004.

2. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М. Моневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПБ., 1998.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. педагогических учебных заведений. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.

4. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. – М., 2004.

5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. – М., 2004.

6. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду: Программа экологического воспитания дошкольников. – М., 2004.

7. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 88 с.

8. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная группа / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 88 с.

9. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. Книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей. – М., 2001.

10. Табукашвили Т.Г. От диагностики к экологическому развитию. – Ростов н/Д, 2003.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Маленькие Логики» - блоки Дьенеша для малышей

«Маленькие Логики» - блоки Дьенеша для малышей Ребёнок познаёт окружающий предметный мир, выявляет свойства предметов – цвет, форму, размер, и вот...

Конспект занятия-путешествия «Идем на Почту» в средней группе

Конспект занятия-путешествия «Идем на Почту» в средней группе Цель: ознакомление детей с работой почтового отделения связи. Программные задачи: Развивающие: - развивать мыслительные операции: сравнение...

Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для…

Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста Интерес к кинезиологии растёт очень активно. Она помогает...

Читайте также

Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы…

Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы дошкольного учреждения по агроэкологии» Аннотация Агроэкология сформировалась как раздел экологии во второй...

Музыкальное занятие в подготовительной группе с применением технологии ТРИЗ

Музыкальное занятие в подготовительной группе с применением технологии ТРИЗ Цель: - активизировать интерес детей к классической музыке и музыкальной культуре; обогащать музыкальные впечатления...

Непосредственно-образовательная деятельность во второй младшей группе. Тема: «Почтальон принес посылку»

Непосредственно-образовательная деятельность во второй младшей группе Тема: «Почтальон принес посылку» Цель: - продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной...