Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Сколько создано развивающих игр и игрушек для на­ших детей! Глядя на такое разнообразие, хочется порадо­ваться за малышей, их родителей и педагогов.

Самые лучшие, самые развивающие игрушки и по­собия всегда выходят из рук людей, близких ребенку. А ес­ли взрослые еще и используют их в игре с малышом, то все встает на свои места и развитие ребенку гарантировано.

Я, работая в детском саду, столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого развития кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы у детей. Решила поставить перед собой задачу – развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание. В своей группе я создала «Центр сенсорного развития», где поместила пособия и развивающие тренажеры, сделанные своими руками.

С помо­щью этих тренажеров у детей развивается мышление, восприятие, память, внимание, мелкая моторика руки, формируется представ­ление о форме, цвете, количестве.

Основная цель создания всех пособий — способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зри­тельного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки.

Представлю некоторые из сенсорных пособий, которые использую в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста.

 

Сенсорная стена

Сенсорная стена представлена в виде нескольких пособий – тренажеров, развивающих сенсорные способности у детей:

  • Сенсорные куклы.
  • Сухой дождь.
  • Геометрические кубы.
  • Сенсорные домики.

Сухой дождь изготовлен из атласных лент разной длины и разного цвета, из цветных прищепок. Ребенок берет прищепку и прикрепляет ее к ленте такого же цвета. Ребенок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук и ловкость.

Также сухой дождь выполняет функцию - комнаты уединения (формирование уверенности в себе, снижение психического и эмоционального напряжения, обогащение восприятия и воображения.)

Геометрические кубы помогают ребенку закрепить знания о геометрических фигурах, о цвете. Форме и размере.

Сенсорный домик с геометрическими фигурами – закрепление знаний о геометрических фигурах, цвете.

Домик с цветными квадратами – тактильные ощущения, (квадраты из материала, разного по качеству) цвет.

пособие

Сенсорные куклы: кукла – девочка связана из шерстяных ниток и пришита на ковролин. Ей навязана одежда соответственно сезонным изменениям. Одежда имеет кнопки, молнии, пуговицы, крючки, шнурки. Дети, одевая куклу, учатся застегивать пуговицы, молнии, крючки, кнопки; завязывать шнурки. Также дети закрепляют знания о сезонных изменениях. Кукла – клоун выполнен из ткани. Украшая его костюм для выступления, дети учатся застегивать пуговицы, кнопки, завязывать шнурки.

пособие

 

Дидактическая игра «Ежи и мышата»

Игровое пособие «Ежи и мышата» состоит из клубочков разного цвета. Половина клубочков из шерстяных ниток – мышата, а половина – из полиэтилена – ежи. Клубочки трех размеров: маленькие, средние, большие.

пособие

Задание:

  • Найди мышку (ежика) нужного цвета, размера.
  • На ощупь определи кто это и опиши, открыв глаза.
  • Найди маму мышонку.
  • Найди такого же ежика по цвету и размеру, как мышка.

 пособие

 

Рыбки (вязаные)

1. «Рыбки ходят в гости».

Цель. Учить различать основные цвета.

- Жили-были веселые рыбки. Они жили в своих доми­ках. Давай посмотрим, какие рыбки живут в красном до­мике-кармашке. (Педагог в случае необходимости указыва­ет на карман, ребенок достает рыбок.) В красном кармашке живут... красные рыбки. (И т. д.)

Рыбки любят ходить друг к другу в гости. (Далее педагог говорит, а ребенок действует.) Синяя рыбка пошла в крас­ный домик (красная рыбка повала в синий домик, зеленая рыбка — в желтый домик, желтая рыбка — в зеленый до­мик). (В последующем рыбки и домики предлагаются ре­бенку в разнообразных комбинациях.)

В гостях хорошо, но дома рыбок ждут их малыши, ску­чают. И мамы-рыбки торопятся вернуться в свои домики-кармашки. (Педагог берет большую рыбку определенно­го цвета, предлагает ребенку найти ее домик-кармашек и убрать в него рыбку.) Встретились мама и малыш, обрадо­вались, обнялись и спать легли. (По аналогии ребенок рас­кладывает рыбок других цветов.)

2. «Рыбки потерялись».

Цель. Учить различать основные цвета.

- Мамы-рыбки выпустили своих малышей погулять.
Малыши обрадовались и стали резвиться. (Педагог переме­шивает маленьких рыбок.) Погуляли малыши, устали.

А домики-кармашки с мамами найти не могут. Опечали­лись рыбки-малыши, заплакали. Давай найдем их мам.

(Далее педагог работает с каждой рыбкой отдельно.) Крас­ный малыш плачет: «Где моя мама?» Где его мама? Отнеси
малыша в его домик к маме. (И т. д.)

пособие

 

Рыбки (из ткани)

Описание: Рыбки сделаны из разноцветных хлопчатобумажных детских носков основных цветов. Из од­ного носочка получаются две рыбки: большая и маленькая. Носочек разрезается по пятке. Из носовой части получается большая рыбка, из верхней части — маленькая. Для глаз ис­пользуются пуговки. Каждая пара рыбок наполняется ватой (мягкие рыбки), целлофаном (шуршащие рыбки), мелкими шариками (жесткие рыбки), синтепоном и бубенчиками (звонкие рыбки). К каждой рыбке пришивается липучка, ко­торая позволяет крепко удерживать ее на основе — листе ковролина размером 45 х 45 см.

пособие

Варианты игровых заданий

  • Рассматривание рыбок, выделение деталей (глазки,
    хвостик).
  • Закрепление названий основных цветов (по аналогии с
    заданиями к предыдущему пособию).
  • Закрепление понятия величины: большой — малень­кий (по аналогии с заданиями к предыдущему пособию).
  • Знакомство с понятиями «один — много» и их за­
    крепление.

Для развития тактильного и слухового восприятия мож­но предложить игровое задание «Найди по звуку».

1-й вариант (для детей от 2 до 3 лет).

Рыбки гуляли целый день. Наступил вечер. Стало тем­но. Большие мамы-рыбки стали звать своих малышей. (Далее работа проводится с каждой цветовой парой отдельно.) Крас­ная рыбка позвала своего малыша так. (Взрослый сжимает рыбку в руках, ребенок слушает характерный звук.) Найди малыша, который отвечает (звучит) так же (например, шур­шит). (Ребенок находит нужную рыбку, сравнивая звуки. За­тем берет рыбок одного цвета в разные руки и сжимает их.)

Примечание. Рыбок, наполненных ватой, желательно сжимать последними. Они не издают звуков. Педагог гово­рит: «Все рыбки уплыли. Остались только самые тихие рыб­ки. Потрогай их. (Ребенок сжимает рыбок.) Рыбки мягкие».

2-й вариант (для детей от 3 до 4 лет).

С детьми более старшего возраста игра проводится по принципу игры с чудесным мешочком. Для этого большие (или маленькие) рыбки укладываются в мешочек. Осталь­ных рыбок ребенок берет по одной, извлекает звук, на ощупь в мешочке находит другую рыбку с аналогичным звуком. Игровые задания можно сопровождать стихотворе­нием Е. И. Тихеевой.

В речке - чистая вода,

Пустим рыбок мы туда,

Будут рыбки там играть,

Плавать, хвостиком вилять,

Крошки хлеба подбирать.

 

Гусеница

Описание: Игровое пособие состоит из 10 кругов, наполненных различными материалами: вата, песок, горох, пуговицы, шуршащие полиэтиленовые мешки, камни (галька) и сшитых между собой. Данное пособие направлено на профилактику плоскостопия у детей, а также для двигательной активности и тактильных ощущений.

Задания:

  • Пройди по гусенице, наступая на каждый круг, соблюдая равновесие.
  • Наступая на каждый круг, отгадай, чем он наполнен.
  • Найди по ощущениям, в каком круге наполнитель горох (вата, песок, пуговицы, шуршащие полиэтиленовые мешки, камни (галька).
  • В двигательной активности: перепрыгни через ручей; прыжки змейкой; прыжки со стороны в сторону).

пособие

 

Тактильные ладошки

Описание: Игровое пособие “Тактильные ладошки” Игровое развивающее пособие состоит из 8 изображений ладошек, изготовленных из восьми разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые). Пособие предназначено для развития сенсомоторики у детей от 2 до 6 - 7 лет.

пособие

Обучающие и развивающие возможности пособия - развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка;
- развитие тонкой пальцевой моторики;
- развитие внимания, наблюдательности, памяти;
- развитие словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи;
- развитие пространственных представлений;
- развитие математических представлений и счетных умений;
- развитие умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно.
В коллективных играх, организованных на основе пособия, – умение налаживать контакты, соблюдать правила, очередность и другие коммуникативные умения.

Для детей с особенностями психофизического развития данное пособие

будет являться стимулятором развития сенсомоторики.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного…

Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного возраста»

Мнемотехника – как способ развития связной речи у дошкольников

Мнемотехника – как способ развития связной речи у дошкольников Речь – главный способ общения. С помощью речи ребёнок легко и незаметно...

Эссе «Я педагог, а это значит…»

Эссе «Я педагог, а это значит…» «Если вы удачно выберете труд и вложитев него свою душу, то счастье само вас отыщет».Аристотел. Когда...

Читайте также

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми...

Планирование по теме недели «Весна. Перелетные птицы»

Планирование по теме недели «Весна. Перелетные птицы» Календарный план образовательной работы Комплексная тема: «Весна. Приметы весны». Цель: Обобщить знания детей о весне как...

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2…

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2 – 3 года) «Путешествие в сказку» Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения...