Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста
Сколько создано развивающих игр и игрушек для наших детей! Глядя на такое разнообразие, хочется порадоваться за малышей, их родителей и педагогов.
Самые лучшие, самые развивающие игрушки и пособия всегда выходят из рук людей, близких ребенку. А если взрослые еще и используют их в игре с малышом, то все встает на свои места и развитие ребенку гарантировано.
Я, работая в детском саду, столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого развития кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы у детей. Решила поставить перед собой задачу – развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание. В своей группе я создала «Центр сенсорного развития», где поместила пособия и развивающие тренажеры, сделанные своими руками.
С помощью этих тренажеров у детей развивается мышление, восприятие, память, внимание, мелкая моторика руки, формируется представление о форме, цвете, количестве.
Основная цель создания всех пособий — способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки.
Представлю некоторые из сенсорных пособий, которые использую в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Сенсорная стена
Сенсорная стена представлена в виде нескольких пособий – тренажеров, развивающих сенсорные способности у детей:
- Сенсорные куклы.
- Сухой дождь.
- Геометрические кубы.
- Сенсорные домики.
Сухой дождь изготовлен из атласных лент разной длины и разного цвета, из цветных прищепок. Ребенок берет прищепку и прикрепляет ее к ленте такого же цвета. Ребенок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук и ловкость.
Также сухой дождь выполняет функцию - комнаты уединения (формирование уверенности в себе, снижение психического и эмоционального напряжения, обогащение восприятия и воображения.)
Геометрические кубы помогают ребенку закрепить знания о геометрических фигурах, о цвете. Форме и размере.
Сенсорный домик с геометрическими фигурами – закрепление знаний о геометрических фигурах, цвете.
Домик с цветными квадратами – тактильные ощущения, (квадраты из материала, разного по качеству) цвет.
Сенсорные куклы: кукла – девочка связана из шерстяных ниток и пришита на ковролин. Ей навязана одежда соответственно сезонным изменениям. Одежда имеет кнопки, молнии, пуговицы, крючки, шнурки. Дети, одевая куклу, учатся застегивать пуговицы, молнии, крючки, кнопки; завязывать шнурки. Также дети закрепляют знания о сезонных изменениях. Кукла – клоун выполнен из ткани. Украшая его костюм для выступления, дети учатся застегивать пуговицы, кнопки, завязывать шнурки.
Дидактическая игра «Ежи и мышата»
Игровое пособие «Ежи и мышата» состоит из клубочков разного цвета. Половина клубочков из шерстяных ниток – мышата, а половина – из полиэтилена – ежи. Клубочки трех размеров: маленькие, средние, большие.
Задание:
- Найди мышку (ежика) нужного цвета, размера.
- На ощупь определи кто это и опиши, открыв глаза.
- Найди маму мышонку.
- Найди такого же ежика по цвету и размеру, как мышка.
Рыбки (вязаные)
1. «Рыбки ходят в гости».
Цель. Учить различать основные цвета.
- Жили-были веселые рыбки. Они жили в своих домиках. Давай посмотрим, какие рыбки живут в красном домике-кармашке. (Педагог в случае необходимости указывает на карман, ребенок достает рыбок.) В красном кармашке живут... красные рыбки. (И т. д.)
Рыбки любят ходить друг к другу в гости. (Далее педагог говорит, а ребенок действует.) Синяя рыбка пошла в красный домик (красная рыбка повала в синий домик, зеленая рыбка — в желтый домик, желтая рыбка — в зеленый домик). (В последующем рыбки и домики предлагаются ребенку в разнообразных комбинациях.)
В гостях хорошо, но дома рыбок ждут их малыши, скучают. И мамы-рыбки торопятся вернуться в свои домики-кармашки. (Педагог берет большую рыбку определенного цвета, предлагает ребенку найти ее домик-кармашек и убрать в него рыбку.) Встретились мама и малыш, обрадовались, обнялись и спать легли. (По аналогии ребенок раскладывает рыбок других цветов.)
2. «Рыбки потерялись».
Цель. Учить различать основные цвета.
- Мамы-рыбки выпустили своих малышей погулять.
Малыши обрадовались и стали резвиться. (Педагог перемешивает маленьких рыбок.) Погуляли малыши, устали.
А домики-кармашки с мамами найти не могут. Опечалились рыбки-малыши, заплакали. Давай найдем их мам.
(Далее педагог работает с каждой рыбкой отдельно.) Красный малыш плачет: «Где моя мама?» Где его мама? Отнеси
малыша в его домик к маме. (И т. д.)
Рыбки (из ткани)
Описание: Рыбки сделаны из разноцветных хлопчатобумажных детских носков основных цветов. Из одного носочка получаются две рыбки: большая и маленькая. Носочек разрезается по пятке. Из носовой части получается большая рыбка, из верхней части — маленькая. Для глаз используются пуговки. Каждая пара рыбок наполняется ватой (мягкие рыбки), целлофаном (шуршащие рыбки), мелкими шариками (жесткие рыбки), синтепоном и бубенчиками (звонкие рыбки). К каждой рыбке пришивается липучка, которая позволяет крепко удерживать ее на основе — листе ковролина размером 45 х 45 см.
Варианты игровых заданий
- Рассматривание рыбок, выделение деталей (глазки,
хвостик). - Закрепление названий основных цветов (по аналогии с
заданиями к предыдущему пособию). - Закрепление понятия величины: большой — маленький (по аналогии с заданиями к предыдущему пособию).
- Знакомство с понятиями «один — много» и их за
крепление.
Для развития тактильного и слухового восприятия можно предложить игровое задание «Найди по звуку».
1-й вариант (для детей от 2 до 3 лет).
Рыбки гуляли целый день. Наступил вечер. Стало темно. Большие мамы-рыбки стали звать своих малышей. (Далее работа проводится с каждой цветовой парой отдельно.) Красная рыбка позвала своего малыша так. (Взрослый сжимает рыбку в руках, ребенок слушает характерный звук.) Найди малыша, который отвечает (звучит) так же (например, шуршит). (Ребенок находит нужную рыбку, сравнивая звуки. Затем берет рыбок одного цвета в разные руки и сжимает их.)
Примечание. Рыбок, наполненных ватой, желательно сжимать последними. Они не издают звуков. Педагог говорит: «Все рыбки уплыли. Остались только самые тихие рыбки. Потрогай их. (Ребенок сжимает рыбок.) Рыбки мягкие».
2-й вариант (для детей от 3 до 4 лет).
С детьми более старшего возраста игра проводится по принципу игры с чудесным мешочком. Для этого большие (или маленькие) рыбки укладываются в мешочек. Остальных рыбок ребенок берет по одной, извлекает звук, на ощупь в мешочке находит другую рыбку с аналогичным звуком. Игровые задания можно сопровождать стихотворением Е. И. Тихеевой.
В речке - чистая вода,
Пустим рыбок мы туда,
Будут рыбки там играть,
Плавать, хвостиком вилять,
Крошки хлеба подбирать.
Гусеница
Описание: Игровое пособие состоит из 10 кругов, наполненных различными материалами: вата, песок, горох, пуговицы, шуршащие полиэтиленовые мешки, камни (галька) и сшитых между собой. Данное пособие направлено на профилактику плоскостопия у детей, а также для двигательной активности и тактильных ощущений.
Задания:
- Пройди по гусенице, наступая на каждый круг, соблюдая равновесие.
- Наступая на каждый круг, отгадай, чем он наполнен.
- Найди по ощущениям, в каком круге наполнитель горох (вата, песок, пуговицы, шуршащие полиэтиленовые мешки, камни (галька).
- В двигательной активности: перепрыгни через ручей; прыжки змейкой; прыжки со стороны в сторону).
Тактильные ладошки
Описание: Игровое пособие “Тактильные ладошки” Игровое развивающее пособие состоит из 8 изображений ладошек, изготовленных из восьми разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые). Пособие предназначено для развития сенсомоторики у детей от 2 до 6 - 7 лет.
Обучающие и развивающие возможности пособия - развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка;
- развитие тонкой пальцевой моторики;
- развитие внимания, наблюдательности, памяти;
- развитие словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи;
- развитие пространственных представлений;
- развитие математических представлений и счетных умений;
- развитие умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно.
В коллективных играх, организованных на основе пособия, – умение налаживать контакты, соблюдать правила, очередность и другие коммуникативные умения.
Для детей с особенностями психофизического развития данное пособие
будет являться стимулятором развития сенсомоторики.
Читайте также |
---|
Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного…
Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного возраста»
Мнемотехника – как способ развития связной речи у дошкольников
Мнемотехника – как способ развития связной речи у дошкольников Речь – главный способ общения. С помощью речи ребёнок легко и незаметно...
Эссе «Я педагог, а это значит…»
Эссе «Я педагог, а это значит…» «Если вы удачно выберете труд и вложитев него свою душу, то счастье само вас отыщет».Аристотел. Когда...