Консультация для воспитателей «Игры и упражнения по развитию конструктивной деятельности у детей с ОВЗ через интеграцию образовательных областей».

(материал к презентации)

Скачать презентацию можно здесь.

4

Организация педагогического процесса в нашем детском саду в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает поиск и использование адекватных форм образовательной работы. Образовательный процесс в ДОУ, основываясь на комплексно-тематическом подходе, учитывает принцип интеграции.

Под интеграцией мы понимаем форму взаимодействия, взаимопроникновения различных образовательных областей, обеспечивающую целостность образовательного процесса. (СЛАЙД № 1)

Существуют разные аспекты интеграции:

  • интеграция содержания и задач образовательных областей
  • интеграция видов детской деятельностей
  • использование адекватных форм образовательной работы для решения задач двух и более образовательных областей
  • использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области.

Конструктивная деятельность входит в область «Познание». Сегодня мы уделим внимание интеграции содержания и задач конструктивной деятельности в ходе реализации других образовательных областей.

Давайте вспомним, что мы понимаем под конструированием? (слайд 2)

Конструирование – это процесс сооружения построек, конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов и способы их соединения.

Какие виды конструктивной деятельности используются в детском саду? (слайд 3)

В работе с детьми мы используем такие виды конструирования:

  • предметное
  • по схеме
  • графическое
  • сюжетное
  • из бумаги
  • по замыслу (самостоятельное)

Рассмотрим особенности конструктивной деятельности в компенсирующих группах с ЗПР (слайд 4)

   Для детей с ЗПР характерно:

  • отсутствие интереса
  • замедление и фрагментальность восприятия, мышления
  • низкий уровень речевого развития
  • снижена познавательная способность
  • быстрая утомляемость

и т.д.

Ко всему перечисленному присоединяется недостаточность опыта конструктивной деятельности.

Как мы знаем, весь образовательный процесс в ДОУ делится на четыре направления развития ребёнка. Задачи, направленные на формирование конструктивной деятельности, можно решать, через интеграцию их в данные направления: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физкультурно-оздоровительное. (СЛАЙД 12)

В познавательно-речевое направление развития ребёнка входят такие образовательные области ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, чтение художественной литературы.

Рассмотрим, какие виды деятельности используем мы в своей работе при решении задач конструктивной деятельности в других образовательных областях. (СЛАЙД 14)

В области «Познание» задачи конструктивной деятельности интегрируют в решение задач формирования математических способностей детей. Для того чтобы научить детей конструировать, надо дать им знания о геометрических фигурах и телах. Интеграция задач конструирования также осуществляется и в задачи сенсорного развития ребёнка, где формируются понятия о цвете, форме, величине предметов, материале, из которого сделан предмет и т.д. Все эти познавательные умения ребёнка хорошо  используются при организации игр направленных на развитие конструктивной деятельности.

В детском саду мы организуем с детьми различные опыты, т.е. исследовательскую деятельность, когда дети знакомятся с предметами и учатся их сравнивать.

Проводим эксперименты со строительными материалами, знакомясь с их свойствами (песок – сыпучий, если из него строить дом – он будет не прочным, камень прочный, но камень требует времени, что бы воспроизвести необходимую форму, кирпич же прямоугольной формы, устойчив, постройка будет устойчивая).

Экспериментирование по сказке «Заюшкина избушка». Детям после прочтения сказки, предлагается на прогулке построить на подносе избушку лисы из снега, а зайкину избушку из веточек, или бросового материала. Поднос с постройками принести в группу, зарисовать опыт. (Видим взаимосвязь конструктивной деятельности практически со всеми видами детской деятельности: чтение, игра, экспериментирование, конструктивная деятельность, художественно-творческая, трудовая)

Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Цель игры: на ощупь найти фигуру для постройки, которая указана на схеме или выбрать в мешочке предмет определённой формы, сравнить несколько предметов, определить, в чём различия, где можно использовать и т.п. Так, сравнивая шар и куб, дети узнают, что у куба есть углы, которые делают эту фигуру устойчивой, на неё можно поставить другую деталь, а на шар нельзя, но зато куб трудно прокатить, а шар можно катать и его часто используют в украшении фасадов зданий. Например, в Санкт-Петербурге есть много скульптур львов с шаром. Как вы думаете, зачем у льва под лапой шар? …

По легенде: лев символизирует стражей города. Если лев начнёт засыпать, шар из-под лапы покатиться - лев проснется и опасность для города исчезнет.

Таким образом, в данной игре кроме задач конструктивной деятельности решаются задачи познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности, математического развития, формирования целостной картины мира.

Читая и разучивая стихи и сказки о геометрических фигурах и телах, конструирование тесно связанно с образовательной областью «Коммуникация». Например, с помощью блоков Дьенеша, после чтения сказки «Три поросёнка», предлагаем построить 3 домика из разных материалов как в сказке и посмотреть, почему же 2 домика развалились, а один был очень прочным. Предложить детям зарисовать свои постройки или придумать схему постройки своего домика для поросят.

Проведение викторин «Угадай словечко» с использованием загадок о геометрических фигурах и телах, составление описательных рассказов о своей постройке также тесно связывает коммуникативную деятельность детей с конструктивной.

Во время экскурсий закрепляются знания детей о конструктивных особенностях и закономерностях, знакомим детей со зданиями города - учим определять их форму, высоту, цвет зданий, из каких деталей состоят, сравнивать с соседними зданиями (блочный – кирпичный). После экскурсий проводим беседы, рассматриваем альбомы с фотографиями различных построек, предлагаем построить «Улицу нашего города» в группе из строительного материала. Одновременно обсуждаем с детьми безопасность постройки зданий, беседуем о том, что рядом с домами можно построить проезжую и пешеходную дороги, какие правила должны соблюдать пешеходы и водители во время движения.

Далее рассмотрим, как конструктивная деятельность интегрирует при решении задач образовательных областей социально-личностного направления развития ребёнка. (СЛАЙД 16)

В социально - личностное направление входят такие образовательные области, как БЕЗОПАСНОСТЬ, ТРУД, СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Рассмотрим, какие виды деятельности используем мы в своей работе при решении задач конструктивной деятельности в данной образовательной деятельности.

Рассматривая фотоальбомы, иллюстрации с постройками, людьми строительных профессий, обращаем внимание детей на то, как одеты строители, обговариваем, для чего нужна спецодежда и каска. Особо отмечаем, что детям ходить на стройку опасно и запрещено! При конструировании вспоминаем, из какого материала сделаны детали конструктора, как с ним работать, если работаем с мелкими деталями или ножницами – повторяем правила их безопасного использования. Во время постройки отмечаем высоту здания, говорим о том, что высокое здание неустойчиво, может упасть и навредить здоровью других детей или сломать постройку. Таким образом, прослеживаем интеграцию задач конструктивной деятельности в образовательной области «Безопасность»

Уборка своего рабочего места, коллективный труд по уборке и мытью деталей, раскладывание конструктора по цветам, классификация конструктора по моделям, использование природного материала, собранного во время трудовой деятельности на прогулке способствует также решению задач конструктивной деятельности.

Об интеграции конструктивной деятельности в образовательную область «Социализация» позволяет говорить:

использование построек из конструктора при организации сюжетно-ролевых игр. В сюжетно-ролевой игре «Я - строитель» дети закрепляют знания о профессиях людей, работающих на стройке, учатся строить конструктивный диалог;

рассказы с использованием информационно-коммуникативных технологий об интересных исторических постройках (египетских пирамидах, Эйфелевой башни, Кремля, старинной башни…);

сравнение жилых строений древних и современных, разных народов (юрта, чум, изба, терем, шатер);

обсуждение с детьми, какой дом надежнее (деревянный, каменный); постройки из конструктора типовых объектов и объектов, имеющих индивидуальные отличия (Московский Кремль, Адмиралтейство, Большой театр, Военно-Морской музей).

В художественно – эстетическое направление развития ребёнка входят такие образовательные области, как ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Рассмотрим, какие виды деятельности используем мы в своей работе при решении задач конструктивной деятельности в данной образовательной деятельности.

В художественном творчестве – это работа с бумагой – изготовление касок для строителей, лепка украшений – знакомство с лепниной, рассматривание иллюстраций и фотоальбомов построек, аппликации архитектурных ансамблей, зарисовка построек, раскрашивание картинок, рисование по трафаретам, изготовление макетов...

В музыкальном творчестве – знакомство с музыкальными инструментами, их формой, материалами, из которых они изготовлены, музыкально – дидактические игры, подбор тематических музыкальных произведений (Например, при рассматривании фотографий, иллюстраций построек звучит специально подобранная музыка для усиления эмоционального восприятия, слайд-шоу с музыкальным сопровождением.

Музыкально - дидактическая игра в паре «Угадай и проиграй». Один ребёнок играет на музыкальном инструменте, а другой угадывает, на каком инструменте он играл и описывает его (форма, цвет, величина). Угадавший играет на этом инструменте не сложную мелодию, а первый выкладывает на ковролине или столе её ритмический рисунок в форме геометрических фигур. Мелодия должна звучать не громко, чтобы не раздражала слух детей. (В данной игре интеграция образовательных областей познание, социализация, коммуникация, здоровье).

В физкультурно – оздоровительное направление развития ребёнка входят такие образовательные области ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ.

Рассмотрим, какие виды деятельности используем мы в своей работе при решении задач конструктивной деятельности в данной образовательной деятельности.

Поскольку работу по развитию физических качеств личности осуществляет руководитель ФИЗО, то соответственно он совместно с воспитателем являются инициаторами осуществления интеграции задач конструктивной деятельности и физической.

Руководитель проводит эстафеты, целью которых является, помимо развития физических качеств, постройка из деталей конструктора какого-либо сооружения (можно по схеме или по замыслу), можно поставить обязательным условием построить крепкое здание, правильно подобрав детали.

Постройки из модулей широко используются для организации подвижных игр, а также для развития физических качеств – различные постройки, в которые можно подлезть, или проползти, или перелезть, или пройти в полный рост и т.п.

Задачи конструктивной деятельности в образовательной области «Здоровье» тесно взаимосвязаны с задачами области «Безопасность». Говоря о безопасности постройки, мы подразумеваем сохранность здоровья.

Сегодня мне бы хотелось Вам показать несколько игр и упражнений, направленных на усвоение детьми понятий геометрические фигуры, через игры с песком.

Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

Дидактическое упражнение «Дорисуй фигуру», позволяет развивать ориентировку на плоскости, дети выкладывая по контуру мелкими предметами, рисуя песком, подготавливаются к решению задач конструирования. Также подготовительным этапом конструктивной деятельности является выкладывание по контуру бросовым материалом: дети рисуют пальчиком, например, прямоугольник, цветными крышками выкладывают стороны прямоугольника, считают, сколько крышек в каждой стороне и сравнивают длины сторон. Часто использую в своей работе дидактическую игру «Телеграф». Дети встают друг за другом, последний рисует на спине предыдущего загаданную геометрическую фигуру, следующий предыдущему и т.д. до первого, который в свою очередь рисует фигуру на песке, или выбирает её из предложенных и ставит первой и т.д. Дидактическое упражнение «Узор в геометрических фигурах», учит подбирать одинаковые предметы и располагать их в соответствии с количеством сторон, углов, …

В дидактическом упражнении «Чудесные раскопки» ребёнок с помощью широкой кисти ищет заранее спрятанные геометрические фигуры, затем составляет из них на песке свой рисунок или выполняет задание воспитателя – закончи цепочку..

Используя дидактическое упражнение «Чудесные следы», учим распознавать отпечатки на влажном песке - распознавать проекции объемных предметов на плоскости, упражнять в развитии пространственного воображения.

Таким образом, можно сделать вывод, что решение задач конструктивной деятельности возможно в образовательных областях по всем основным направлениям развития ребёнка - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, это обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Спасибо за внимание!

Скачать презентацию можно здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий новогоднего утренника «В гостях у елочки»

Сценарий новогоднего утренника 1 мл группа «В гостях у елочки» Участники: - Дети, Ведущая, Снегурочка, Игрушки (Заяц, Лиса, Дед Мороз). Атрибуты: - Колокольчик (коробка)...

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка»

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое может помочь детям в развитии...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников, в частности детей...

Читайте также

Дополнительная образовательная программа по физическому развитию «Азбука здоровья» для детей…

Дополнительная образовательная программа по физическому развитию «Азбука здоровья» для детей 1,5 - 3 лет

Конспект образовательной деятельности «Путешествие по стране дорожных знаков»

Конспект образовательной деятельности «Путешествие по стране дорожных знаков» Для детей средней группы Задачи: - Закрепить знание детей о правилах дорожного движения и дорожных...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по лепке во второй…

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по лепке во второй младшей группе «Детский сад для ёжиков»