«Традиционная народная старооскольская игрушка – как памятник духовной и материальной культуры русского народа»

В практику дошкольных учреждений прочно вошла работа по знакомству с народно-прикладным творчеством. На занятиях по рисованию и лепке детей знакомят с несложными по пластике и росписи глиняными игрушками. У всех на слуху нарядная дымковская, стройная филимоновская, мифическая каргопольская, веселая абашевская игрушки. Курскую игрушку можно лишь иногда встретить на страницах какого-нибудь печатного издания. Однако, курская глиняная игрушка в России известна давно. «Свистуны» и другие игрушки расходились по многим южным российским городам. Курской считалась и игрушка, которую делали и в нашем городе (г.Старый Оскол, он был уездным городом Курской губернии). Но выделить старооскольскую игрушку из множества других можно, пожалуй, потому что была она самой веселой и нарядной. «Старооскольские барышни» все нарядно одетые на них вы не увидите передников они носили высокие головные уборы напоминающие шляпу-чепец. Нередко одежда как бы оторочена мехом: накладные детали воротника, манжет, край жакета. Мужчины все при высоких шляпах и нарядных цветных рубахах-косоворотках, чаще всего с гармошкой в руках. Игрушек животных можно встретить любых: конь, корова, олень, медведь, свинья, баран и т.д. Очень характерны игрушки петушки и уточки. Петушки высокие, стройные, на длинных ногах-подставке. с гордо поднятой головой и приземистая кругленькая уточка. Изготовление игрушек нельзя было назвать промыслом, скорее всего это было подспорье, и возникло оно в домах ремесленников, занимавшихся гончарным делом. Свистульки лепили женщины и дети. Просушивали вылепленные игрушки и обжигали в горнах вместе с крынками, кувшинами.

Глиняная игрушка была копеечным товаром и раскупалась хорошо. Основной свой расцвет она получила в конце 19 века, но к 30-м годам нашего столетия старооскольскую игрушку прекратили лепить. Частично из-за запретов и налогов, частично из-за того, что на смену ремесленным игрушкам стали приходить фабричные. Глиняную игрушку стали считать кустарщиной, а эталоном стал фабричный образец. Возможно, так был бы навсегда незаслуженно забыт наш доморощенный самородок, если бы не приезд в наш город искусствоведа Никитина М., который сумел разыскать и уговорить слепить игрушки трех сестер: Ольгу Михайловну и Наталью Михайловну Гончаровых и Евдокию Михайловну Тарарысву. Таким образом, первые возрожденные образцы попали в Москву на выставку «Народное гончарство России» в 1987 году. И наша старооскольская игрушка стала в один ряд со знаменитыми филимоновскими, абашевскими, жбанинковскими и другими игрушками. Искусствоведы делят народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Давно известны крестьянские-рязанские, каргонольские; городские - романовские. А посадская игрушка, казалось, навсегда утрачена. Именно такую в неизмененном виде посадскую игрушку нашли в г. Старом Осколе. Открытие забытого промысла дало толчок к возрождению старооскольской игрушки. У сестер Гончаровых появились преемники: семьи Лобынцевых, Шевченко, Комаров С. В., Пырьева В.П. и другие. Большой интерес к игрушке проявил Шевченко Б.А. ( в настоящее время сотрудник Старооскольского филиала МИСИС). Много времени и труда затратил он на поиск старинных образцов местной игрушки.В течение двух лет были найдены немногочисленные мелкие обломки. В 1992 году школьники Роман Засецкий и Женя Шуваев нашли в образовавшемся болоте на окраине города почти 30 игрушек. О своей находке ребята сообщили Борису Андреевичу, который организовал работу поисковой группы, так были найдены еще 100 образцов. Такой клад позволил выявить исторически сложившиеся традиции лепки игрушки и сравнить их с теми, которые лепят сейчас.

 

Список используемой литературы:

1. Иваненко Л.  Жили-были на Подгорной гончары. Газета «Зори», 26.08.1993. -Старый Оскол.

2. Шевченко Б., Дрожичева Н. Глиняное чудо. Газета «Третий полюс» (старооскольский выпуск). 18 ноября 1999. -Старый Оскол.

3. Шевченко Б., Шевченко М. Старооскольская глиняная игрушка утушка. Газета «Экология». март 1996, -Старый Оскол.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ через художественное конструирование

Развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ через художественное конструирование Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в группе раннего возраста…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в группе раннего возраста Тема: «Заборчик для цыплят» Цель: Формирование у детей умения строить заборчик.  Задачи: Образовательные: 1. Учить строить...

Изобразительные материалы – средство художественной выразительности

Изобразительные материалы – средство художественной выразительности

Читайте также

Знакомство дошкольников с русским национальным костюмом

Знакомство дошкольников с русским национальным костюмом Освоение дошкольниками знаний о культурном наследии своего народа занимает важное место в воспитательно-образовательном процессе. В...

Через игру – к успеху!

Через игру – к успеху! Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки снова способствуют развитию мозга. И.П.Павлов. Главный талант человечества...

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н. А. Островский. Потребность обучения и ознакомления детей правилами...