«Формирование математических представлений (временные понятия) и осуществление мероприятий по коррекции речевой деятельности у детей с ОНР»

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста актуально на этапе подготовки к школьному обучению. Закон «Об Образовании» ориентирует педагоговна преемственность дошкольного и начального школьного образования. Чтобы успешно прошло освоение общеобразовательных программ дошкольнику необходим достаточный уровень развития, и математических способностей в тоже.

Характерные особенности развития детей с ОНР сказываются на качестве усвоения ими элементарных математических представлений, приобретения умений и навыков.

У ребят, поступающие в наш речевой детский сад нередко выявляются многочисленные особые нарушения когнитивной деятельности, вызванные речевым недоразвитием, так и низкой мыслительной работоспособностью, т.е. недостаточная выраженность познавательных интересов, нарушение и замедление анализа и синтеза сенсорной и речевой информации, поэтому многие дети с ОНР отстают в овладении математическими умениями и навыками, установленными Программой детского сада.

Речевые нарушения ведут к затруднениям в формировании математических представлений детей старшего дошкольного возраста:

  • затруднения при освоении сенсорных эталонов;
  • затруднения при освоении пространственного расположения вещей;
  • затруднения в целостном восприятии предметов, ошибки при их сравнении, сопоставлении, выявлении сходства и различия между предметами;
  • затруднения в понимании, речевом оформлении и решении арифметических операций.

Поэтому формирование математических навыков у детей с ОНР должно быть направленно на исправление и речевой патологи и совершенствование познавательной сферы, т.е. прорабатываются одновременно задачи обучения, коррекции и воспитания. Наши дети с ОНР должны овладеть таким же объемом знаний, умений и навыков, что и дети массовых детских садов с нормальным речевым развитием. На педагогов коррекционных речевых групп возлагается ответственная задача по совершенствованию у детей с ОНР знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как это требует Программа воспитания и обучения в детском саду.

Конкретнее о специфике работы педагогов разберем на примере формирования временных понятий у детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные задачи при формировании временных понятий:

  • oпрактически различать и называть времена года, части суток;
  • oиметь представления о годе, месяцах и их последовательности, названиях;
  • oзнать названия и последовательность дней недели;
  • oпонимать значение и уметь правильно употреблять слова-понятия вчера, сегодня, завтра, быстрее, медленнее, сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и тоже время;
  • oопределение время по часам, понятие минута, час, развивать чувство длительности отдельных временных интервалов (минута, 10 минут, 1 час)

Задачи воспитательного характера могут реализовываться педагогом в ходе разбора жизненных ситуаций и развития у детей морально-волевых основ личности (прилежности, точности, организованности, собранности, дисциплинированности).

Коррекционно-развивающие задачи

В ходе формирования временных понятий у детей с ОНР предполагается решать следующие коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие познавательных возможностей;
  • Совершенствование сенсорного и интеллектуального развития ребенка-логопата;
  • Совершенствование словесно-логического характера мышления, произвольного внимания и памяти ребенка с ОНР.
  • Совершенствование понимания речи; речевого подражанием
  • Обогащение пассивного и активного словарного запаса;
  • Работа по совершенствованию правильных лексико-грамматических структур;
  • Работа над связной речью;
  • Работа по закреплению правильного звукопроизношения и слог наполнению.

Именно в ходе формирования временных представлений дети с речевыми проблемами усваивают глагольные формы, учатся правильно употреблять их, рассказывают о действиях, свершаемых в определенный временной отрезок.

Решение всех этих задач предполагает специфичную, отличительную методику обучения для детей с ОНР. Она имеет ряд отличительных особенностей от методов обучения детей массовых детских садов, учитывает как обще дидактические, общепринятые принципы обучения, методы, средства, так и специальные подходы к обучению.

Принципы коррекционного обучения.

  • Не только развивающий, но и воспитывающий характер обучения. Необходимо определенное направленное формирование личности обучаемого. А при работе с детьми с ОВЗ говорим не только о развивающем, а о коррекционно-развивающем обучении.
  • Научный характер коррекционно-развивающего обучения, т.е освоение детьми некоторого объема общечеловеческой культуры.
  • Активное и деятельное познание
  • Систематичная последовательность и очередность преподавания учебного материала
  • Полезная, прикладная составляющая в процессе коррекционно-развивающего воздействия
  • Доступное, понятное и прочное коррекционно-развивающее обучение
  • Разумное соединение обще групповых форм коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуальных качеств воспитанников и индивидуальных форм коррекционно-развивающего обучения
  • Наитеснейшая связь речевого развития и познавательного развития каждого ребенка.

Методы коррекционно-развивающей работы по развитию математических представлений у детей с ОНР

  • Ведущим методом коррекционно-развивающего обучения будет – проблемное изложение материала (проблемные вопросы, использование заданий, которые заставят детей решать проблемную задачу, находить ответы на вопрос, узнавать и подбирать правильное выполнение задания).

Так как формирование правильной речи предполагает работу по анализу и синтезу, сравнению речевых единиц, выделению и обобщению языковых правил, овладение высоким уровнем вербально-логической и аналитико-синтетической деятельности головного мозга в целом. Каждый ребенок учится понимать логику и последовательность поиска решения проблемной задачи, участвовать в совместной опытнической, экспериментальной, исследовательской деятельности.

  • Мышление ребенка – дошкольника постепенно переходит от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому, поэтому в начале работы педагог использует более простые мыслительные операции: анализ, классификация предметов, с опорой на наглядный материал, используя наглядно-образное мышление. Постепенно педагог включает более сложные мыслительные процессы (обобщение, абстракция) опираясь на образное и на словесно-логическое мышление.
  • Объяснять новый материал педагог начинает с актуализации уже имевшегося.
  • Не забывайте, как педагог, так и ребенок комментировать ход выполнения задания. Это позволит вести работу по обогащению активного словарного запаса детей, приучает ребят грамотно и правильно высказывать свои мысли. И самое важное, педагог тем самым, помогает ребенку перейти от перцептивной деятельности к речевому высказыванию в ходе выполнения действий и операций в уме.
  • Рекомендую педагогам в ходе коррекционно-развивающей работе использовать такие задания, которые будут стимулировать заинтересованность и активное участие в процессе освоения новых знаний. Что будет способствовать переводу определенного действия из зоны ближайшего развития детей в зону их актуального развития.
  • Постарайтесь обогатить свой учебный процесс различными наглядными пособиями, играми, игровыми приемами с речевым сопровождением и включайте их в различные виды детской деятельности.

Предлагаю некоторые упражнения, задания, рифмовки, игры на развитие и уточнение временных представлений у старших дошкольников с ОНР.

Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времени года, месяцы, год). Наблюдение и определение временной последовательности и закономерности каких-либо событий (после, перед, сейчас, потом).

  • «Помоги закончить фразу»

Если сегодня среда, то завтра будет…. Если сегодня вторник, то вчера был….

  • «Слушай, не зевай, время года отгадай»

Сейчас прохладная, погода. На улице не жарко. Ветер дует сильно, идет небольшой дождь, но на деревьях уже распустились почки и даже зацвела черёмуха.

  • «На мою загадку подбери отгадку»

Снег на полях……

Тает снежок…….. и т.п.

  • Игры с мячом в кругу по типу «Лови-кидай на вопросы отвечай»

«Что на свете происходит, человек легко находит» Взрослый кидает мяч и говорит слово по теме «Времена года» Пример.

Весной –солнце-Что делает? (Дети отвечают или по очереди, или кто-то один) светит, припекает, пригревает, светит, освещает…..

Весной снег- какой? И т.п.

«Думай, думай, не зевай. Что же лишнее узнай»

Взрослый бросает мяч и называет 3-4 слова.

Суббота, вторник, лето, четверг. И т.п.

«Кидай-лови, дни недели назови»

«Мяч по кругу передай, вчера что делал называй. Дальше мяч передавай, днём, что делал называй. Мы ещё узнать хотели, что ты завтра будешь делать.»

Высказывания могут быть реалистичными, а могут быть выдуманными детьми.

«Календарь вспоминай, зимы месяц называй» и т.п.

«Мяч другому предай, день недели (время суток) (зимний месяц) называй». Можно начинать с любого дня недели.

«Может так, а может нет, поскорее дай ответ».

Взрослый бросает мяч ребенку и называет время года и характерное изменение или явление в природе. Например: зима, снегопад. Ребенок ловит мяч и говорит так или не так. (Так. Зимой бывает снегопад). Взрослый может назвать часть суток и характерное дело, день недели и характерное дело и т.п.

«Дружно месяцы встают, время года назовут».

Таким образом работа педагогов в этом направлении способствует положительной динамике в речевом развитии детей с ОНР.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи: 1. Создавать благоприятные условия для развития...

Конспект образовательной деятельности по физической культуре

Конспект образовательной деятельности по физической культуре Задачи: Отрабатывать ходьбу и бег по кругу; учить ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Эта удивительная…

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Эта удивительная солнечная система» Цель: Вызвать интерес детей к изучению космоса, с помощью такой...

Читайте также

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному…

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному краю» Цель: Обобщить знания, полученные в течение года. Задачи: Обучающие задачи: Определить умение детей решать устные задачи. Продолжать...

Физкультурный досуг для детей старшей группы «День Здоровья»

Физкультурный досуг для детей старшей группы «День Здоровья» Цель: формировать представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья, вызвать желание заниматься физкультурой и...

Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в…

Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в старшей и подготовительной к школе группе детского сада Образовательная область: Физическое...