«Укрепление нервно-психического развития детей дошкольного возраста средствами физического воспитания»

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного. В связи с этим значимость реализации образовательной области «Здоровье» для развития личности ребенка дошкольного возраста и в целом для российского общества, государства обусловлена ценностью здоровья и необходимостью освоения культуры здоровья с самого рождения.

Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура является одним из факторов укрепления здоровья человека. Убедительные данные об оздоровительной роли физической культуры и актуальности физического воспитания в дошкольном детстве можно встретить сегодня в учебно – методических пособиях и исследовательских проектах. В них приводятся факты увеличения индекса здоровья в 6 раз и уменьшения числа часто и длительно болеющих детей в 2 раза средствами физической культуры.

Содержание образовательной области "Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей педагогического коллектива МБДОУ «Д0С №116» Приволжского района города Казани. В связи с этим, наше дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс воспитательно - образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням, учитывая психическое состояние воспитанников, которое на современном этапе является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики. Эта актуальность обусловлена необходимостью обеспечения здоровья подрастающего поколения в самом широком понимании этого слова и переходом к личностно- ориентированному образованию.

Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у наших воспитанников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.

Довольно большую группу средств физического воспитания мы с успехом применяем в профилактике психоэмоционального напряжения детей во время их пребывания в нашем дошкольном образовательном учреждении. К ним относятся аутогенные тренировки, различные виды гимнастик, включая дыхательную, ритмопластика, оздоровительный бег, закаливающие и гигиенические водные процедуры, разнообразные игры оздоровительного характера. Так как наш детский сад находится в экологически чистом месте, в лесопарковой зоне, и у нас функционируют группы для часто болеющих детей, мы особое внимание уделяем организации оздоровительного бега. Традиционно бег рассматривается как средство профилактики и совершенствования сердечно-сосудистой системы. Но также является отличным средством профилактики психического и эмоционального напряжения детей. На то, что бег улучшает подвижность нервных процессов и повышает психический тонус, указывают многие специалисты: медики, психологи, тренеры. У детей, регулярно занимающихся оздоровительным бегом, отмечается устойчивое положительное настроение. К. Никитин объясняет это отвлечением от тревожных эмоций, которые захватывают все функции организма, а также концентрацией внимания и образованием в центральной нервной системе сильных очагов возбуждений. Они в определённой степени подавляют стойкие доминантные очаги, обусловившие угнетённое или раздражённое состояние. Бег уравновешивающее действует на нервную систему, способствует душевному равновесию даже в том случае, если человек был в спокойном состоянии.

Особое значение имеет бег для детей с функциональными заболеваниями нервной системы. Этих детей нетрудно определить: они либо чрезмерно возбуждены, либо находятся в состоянии длительной апатии. Для них характерны нарушения сна и аппетита, наблюдается частая смена настроения, имеются трудности запоминания, резко снижена способность к концентрации внимания. Регулярный оздоровительный бег способствует развитию памяти и внимания, устранению речевых депрессий, часто наблюдаемых у таких детей. Они становятся более уравновешенными. Перед началом бега все дети осматриваются врачом детского сада независимо от отсутствия противопоказаний.

Вначале мы разучиваем с детьми разминочные упражнения.

Разминка необходима для того, чтобы «разогреть» мышцы и обеспечить подвижность суставов. Разминка помогает предотвратить судороги, растяжение связок, перенапряжение мышц. Кроме того, она повышает тонус нервных центров и помогает наладить условно рефлекторные связи в коре больших полушарий. Длительность разминки зависит от длительности бега. Чем длительнее становится бег, тем короче разминка. Оптимальные варианты для детей от 7 до 3 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы разогреть мышцы и оптимально стимулировать дыхание и кровообращение. Поскольку в процессе оздоровительного бега скорость увеличивается очень медленно, то фактически разминка продолжается длительное время после старта. Поэтому особо сложных упражнений разминка не требует. В первую часть разминки мы включаем упражнения на «проработку» ступни: ходьба на носках, на внешней стороне ступни, боковые передвижения на двух ступнях одновременно (вправо, влево) и т.п.

Сюда же входя т упражнения на «проработку» ног в различных исходных положениях: сидя на пятках, ползание на четвереньках, поворачивание ступни наружу, боковые повороты из положения стоя, скрестные движения ногами из положения сидя в упоре сзади и другие.

Вторая часть разминки состоит из серии общеразвивающих упражнений типа следующих:

1. Вращение рук. Исходное положение - стоя, ноги шире плеч, руки в стороны. Не сгибая руки в локтях, делать вращательные движения вперёд от3 до 5 раз и столько же назад. Диаметр описываемого круга должен составить не менее 50 см.

2. Повороты туловища направо и налево до отказа от 3 до 6 раз. Исходное положение то же.

3. Наклоны. Исходное положение то же, но руки над головой. Наклониться и обеими руками коснуться пола с внешней стороны левой стопы, потом между ногами и затем с внешней стороны левой стопы. Вернуться в исходное положение.

4. Касания носка в положении стоя. Стопу кладут на возвышение (скамейку, специальный барьерчик), не сгибая ногу в колене и держа параллельно земле. Нагибаясь вперёд, коснуться кончиками пальцев носка вытянутой ноги. Упражнение повторяется с каждой ногой по 1-15 секунд.

5. «Спринтер». Исходное положение – упор присев (сидя на корточках), руки упираются о пол (землю). Вытянуть назад одну ногу, стараясь отвести её как можно дольше, и быстро вернуться в исходное положение. Повторить с другой ногой.

6. Обязательное упражнение. Стоя лицом к стене, наклонившись вперёд и упираясь ладонями в стену на уровне глаз (туловище и ноги должны составлять прямую линию). Отступать назад, опираясь на руки и не отрывая пяток от земли, пока не почувствуется напряжение икроножных мышц. Задержаться в этом положении 10 секунд. Повторить 5 раз.

Следующим этапом подготовки к бегу является освоение расслабляющих упражнений и упражнений на восстановление дыхания. Эти упражнения мы разучиваем с детьми сначала в помещении, затем на улице, выбрав удобное для них место. Дети легко осваивают позу кучера, лотоса и некоторые другие.

И, наконец, учим наших воспитанников выполнять водные процедуры, поскольку все беговые тренировки должны ими заканчиваться. Используем сухое растирание, обмывание шеи, рук (до локтевого сустава) прохладной водой, (тёплый душ или обливание - в домашних условиях).

После того, как дети научатся разминочным, расслабляющим упражнениям и выполнению водных процедур, можно спокойно переходить к оздоровительному бегу.

В первый месяц чередуем бег с ходьбой. Сначала это чередование повторяется 3 - 4 раза. Заключительная часть бега – ходьба с постепенным снижением темпа.

Психическое состояние рассматривается в науке как психическое явление, имеющее сложную структуру и «многие аспекты существования». В нём отражается взаимодействие человека как субъекта деятельности с жизненной средой и жизненным миром.

Исходя из выше сказанного, приоритетами физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ «Д/с №116» Приволжского района города Казани являются:

- формирование психической регуляции жизненных функций организма средствами физического воспитания;

- трактовка оздоровления не как совокупности лечебно-профилактических мер, а как формы развития, расширения психофизиологических возможностей детей;

- формированию у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и психическому здоровью как единому целому.

 

 Список литературы:
  1. Шебеко, В. Физическая культура дошкольника / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. -2009.-№5.-С.18-22.
  2. Шебеко, В. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. - 2009.-№3.-С.21-27.
  3. Леви-Гориневская, Е.Г. Особенности детского организма и физическое воспитание дошкольника / Е.Г. Леви-Гориневская // Дошкольное воспитание. - 2009.- №2.-С.
  4. Стародубцева, И. Физическое воспитание: инновационные технологии / И. Стародубцева // Дошкольное воспитание. - 2008.№6.-С.41-43.
  5. Решетнева, Г. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания / Г. Решетнева, С. Абольянина // Дошкольное воспитание. - 2008.-№4.-54-60.
  6. Аркин, Е. Закаливание в системе физического воспитания дошкольника / Е. Аркин // Дошкольное воспитание. - 2008.-№1.-С.11-16.
  7. Цой, Е. Физическое и психическое развитие, коррекция и оздоровление дошкольников / Е. Цой // Дошкольное воспитание. - 2006.-№10.-С.21-24.
  8. Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 2004.-№№ 1-3, 5.
  9. Федоровская, О. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ / О. Федоровская // Дошкольное воспитание. - 2004.-№1.-С.33-35.
  10. Егоров, Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми / Б. Егоров // Дошкольное воспитание. - 2001. - №12.-С10-23.
  11. Богина, Т.Укреплять здоровье ослабленных и часто болеющих детей / Т. Богина, А. Усова // Дошкольное воспитание. - 1994.-№6.-С.9-12.
  12. Сафелкина, В. Совместная работа детского сада и семьи по совершенствованию основных движений дошкольников / В. Сафелкина // Дошкольное воспитание. - 1985.-№12.-С.14-16.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Цель мастер-класса: Представить реализацию технологии мнемотехника при организации занятий с детьми. Задачи: 1...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Весёлая Масленица»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Весёлая Масленица» Цель: расширять знания детей о праздниках на Руси; продолжать знакомить с русским народным праздником «...

Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Путешествие индейцев»

Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Путешествие индейцев» Образовательная область: физическое развитие. Цели: - формирование устойчивого равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке...

Читайте также

Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного…

Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного возраста»

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС Цель: «Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» Задачи: - удовлетворения потребностей...

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики В современном обществе особое внимание уделяется изучению, сохранению и передаче народных традиций...