Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Им всё интересно, каждый новый день несёт с собой интересные открытия, познания, которые играют большую роль в развитии детей.
Особая роль в исследовательской деятельности ребёнка отведена опытам и экспериментам. Основные задачи экспериментирования, способствующие полноценному развитию ребёнка, - это
1) расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие у детей представлений о химических свойствах веществ (выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования);
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражения и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды);
- развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;
- развитие элементарных математических представлений (о мерке – как способе измерения объема, массы, длины);
- познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра;
2) развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль);
3) развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение);
- формирование способов путём сенсорного анализа;
4) социально-личностное развитие каждого ребёнка:
- развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Как известно, любой материал легко усваивается детьми через игру. Поэтому лучше всего исследование окружающего мира с детьми проводить через игры-эксперименты.
Структура проведения игры-экспериментирования заключается в правильной постановки познавательной задачи, выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми, проверка самих гипотез, подведение итогов и фиксация результатов.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы. Это, прежде всего, новизна, необычность исследуемого объекта; некая тайна, сюрприз; познавательный мотив (почему так?).
Игры-экспериментирования лучше всего проводить в специальных лабораториях, которые оснащены необходимым оборудованием и материалами для реализации предполагаемой работы.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Детская лаборатория должна быть оснащена необходимым оборудованием и материалами:
1) приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стёкла, песочные часы, разнообразные магниты и т. д.;
2) прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема;
3) природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, скорлупа орехов, семена фруктов и овощей, кусочки коры деревьев и т. д.;
4) бросовый материал: кусочки кожи, поролона меха, ткани, пробки и т. д.;
5) технические материалы: гайки, винты, гвозди;
6) разные виды бумаги;
7) красители: ягодный сироп, акварельные краски;
8) медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, вата, мензурки и т. д.;
9) прочие материалы: зеркала, формочки, поддоны, плоское блюдо, пуговицы разного размера, соломинки для коктейля и т. д.;
10)игровое оборудование.
Сыпучие и мелкие предметы должны храниться в специальных контейнерах. Для создания игровой мотивации можно использовать детские халаты, клеёнчатые передники. Результаты опытов должны фиксироваться детьми в журнале исследований.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Воспитателю не следует торопиться с ответом, необходимо дать возможность детям найти его самостоятельно.
Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно пытается найти ответы на интересующие его вопросы.
Овладение дошкольниками разными способами исследования способствует развитию у них познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что является необходимым условием для развития активной и творческой личности ребёнка.
Читайте также |
---|
Конспект интегрированного занятия для средней группы «Будущие защитники Отечества»
Конспект интегрированного занятия для средней группы «Будущие защитники Отечества» Выход с флажками под музыку чтение стихов песня «Бравые солдаты». (Дети сели.) Вед: Сегодня мы собрались, чтобы...
Сценарий новогоднего праздника для средней группы «День рождения Новогодика»
Сценарий новогоднего праздника для средней группы «День рождения Новогодика» (Дети забегают в зал и встают полукругом.) Ведущий: К нам на праздник в детский...
Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до…
Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Формировать у детей представление...