Описание опыта работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и работы с родителями по профилактике ПДД

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего становятся сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения безучастного отношения взрослых к поведению детей на проезжей части. Поэтому чем раньше дети получают сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев. Эту задачу должны решать как родители, так и педагоги. При этом главное-это формирование знаний у детей, которое включает в себя 4 этапа.

1 этап - диагностика-уточнение представлений детей о правилах безопасности, то есть их личный опыт.

2 этап - накопление новых знаний через занятия, беседы, заучивание правил.

3 этап - закрепление полученных знаний с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игры - драматизации, наблюдения, прогулки, экскурсии.

4 этап - формирование у детей чувства ответственности.

Прежде всего, обучение Правил Дорожного Движения я начала с родителей.

В сентябре месяце 2010 года мы провели цикл занятий во всех группах «Профилактика детского травматизма». Отдельно приглашала родителей на беседу по этой теме. Рассказала об этапах подготовки по изучению правил дорожного движения. В младшей группе большое значение уделяла ориентировке в пространстве. В начале в пределах групповой комнаты, далее на ограниченной плоскости: лист бумаги, стол, «Положите красный кружок вверх, вниз и т.д». Родители с самого начала помогали, изготовили пеналы с различными геометрическими фигурами, принесли книжки, иллюстрации по Правилам Дорожного Движения. В течении года я учила детей различать легковые и грузовые машины, называть их части (кабина, колесо, окна, двери), с этой целью мы проводили наблюдения за различными видами транспорта, как на прогулке, так и родители проводили вне стен ДОУ. Для ориентации в пространстве использовала разнообразные игры, как дидактические, так и подвижные и сюжетно-ролевые. В этих играх дети закрепляли понятия: вперед, назад, прямо, стой, близко, далеко. Дети узнали, что такое дорога, тротуар, некоторые виды транспорта. Теперь они знают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах (трамваях), а грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер, он осторожно ведет машину.

Кроме математики, ориентировки в пространстве, уделяла на музыкальных и физкультурных занятиях, так как при выполнении упражнении, построений и перестроений дети быстро учатся находить свое место, действовать по сигналу, подчинятся и выполнять правила игры.

После целевых прогулок мы обсуждали куда ходили, что видели, рассматривали картинки. Дети знают, что пешеходы идут по тротуару, а машины едут по проезжей части, что есть светофор, у него 3 огонька разного цвета. Для закрепления основ Правил Дорожного Движения я проводила занятия по рисованию, аппликации, конструированию. Родители также приняли участие в конкурсе рисунка «Здесь я живу» (были изображены дома, на которых проживали дети, родители моих воспитанников). После просмотра рисунков дети рассказывали далеко или близко они живут, высоко-низко, много ли окошек в доме. На занятиях по развитию речи читали различные произведения, загадывали загадки, учили стихи. А с родителями было проведено анкетирование.

В средней группе в начале года была проведена диагностика с детьми, а с родителями консультация на тему «Азбука безопасности». В этой группе я уже познакомила с работой не только шофёра, но и машиниста. Дети знают, что такое перекрёсток, различают некоторые дорожные знаки, отличают и определяют сходство трамвая, автобуса, такси. Родители также продолжали принимать активное участие, по данной теме. Участвовали в анкетировании, в конкурсе поделок «Светофор» и фотоконкурсе «Моя улица». Закрепление правил безопасного поведения продолжалось во всех видах деятельности, занятиях, экскурсиях, изобразительной деятельности: лепке, конструировании, аппликации, а также различных видах игр. Много читали разных произведений, учили стихов, разгадывали кроссворды.

Важным условием является создание предметно развивающей среды. У нас в группе есть: настольные игры, светофор, пластилины, дорожные знаки, плакаты. В дальнейшем планируем создать макеты перекрёстка, составить альбом «Мои любимые машины», изготовить книжку «Чудо машины или век будущего», атрибуты для организации сюжетно ролевых игр, переносную «зебру», макет микрорайона.

Интересной и эффективной формой работы является организация ролевых игр, в которых ребята доводят до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. В группе имеется макет перекрестка и я, рассказываю им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показываю, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объясняю, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах.

Мне кажется, что наиболее продуктивной является сюжетно-ролевая игра, в которой они, играя с макетом, ставят себя в условия выполнения различных ролей. Они обыгрывают собственно человеческие роли и отношения, моделируя ситуации взаимоотношений людей в условиях дорожного движения. Ребенок играет в тесном контакте с другими детьми. Я активно использую следующие сюжетно-ролевые игры: “Путешествие на автомобиле” (автобусе), “Поезд”, “Моя улица”, “Моя дорога в детский сад”, “Перекресток”. На экскурсиях и целевых прогулках мы закрепляем с детьми представление о проезжей части. Дети получили более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.

В течение всего времени нахождения детей в МДОУ они знакомятся с правилами дорожного движения на занятиях, прогулках и экскурсиях. В группе есть настольные игры, которые сделаны руками детей совместно с воспитателем. В играх и развлечениях дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным. Чтобы повысить интерес к дорожной азбуке, для детей я проводила такие конкурсы, викторины, соревнования, развлечение «Безопасное колесо», досуг «Красный, желтый и зеленый», КВН «Азбука улиц и дорог». Использую много на занятиях и в свободное от занятий время художественной литературы: чтение книги О. Тарутина «Для чего нам светофор?», отрывок из книги Дорохова «Зеленый, желтый, красный», стихотворение Михалкова «Моя улица» и др.

В ходе своей работы пришла к мнению, что эффективнее всего в течение учебного года одну неделю в квартал посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в данную проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели объединять в одну тему. Полученные знания детей в рамках «тематической недели», закреплять затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах. При ознакомлении детей с правилами дорожного движения в своей работе я использую аудиозаписи «Правила дорожного движения. Занимательные материалы. Младшая и средняя группы» Л.Б. Поддубная (издательство «Торговый дом «Корифей») и аудиозаписи Афоковой П.А. «Дидактические игры для детей 5-6 лет», «В гостях у Копатыча», «Собери дорожный знак», «Знатоки цветов», «Как растет живое», а также «По дороге со Смешариками», «Школа Смешариков».

Считаю, что работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах должна проводиться систематически, постоянно, с учётом возрастных особенностей детей, она должна входить логическим элементом во все виды детской деятельности. Полученные «теоретические» знания ребёнок должен пропускать через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

 

Результативность работы воспитателя (диагностика уровня знаний детей по ПДД) в средней группе

Диагностическая карта по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах в средней группе

 

Ф.И. ребен-

ка

Ориен-

тация

Цвета

Виды

транспорта

Классификация

транспорта

Термин

(I уровень сложности, II уровень сложности)

Правила пове-

дения (в транс-

порте, в общест-

венных местах)

л

е

г

к

о

в

о

й

г

р

у

з

о

в

о

й

о

б

щ

е

с

т

в

е

н

н

ы

й

н

а

з

е

м

н

ы

й

в

о

д

н

ы

й

ж

е

л

е

з

н

о

д

о

р

о

ж

н

ы

й

в

о

з

д

у

ш

н

ы

й

п

е

р

е

к

р

е

с

т

о

к

п

а

с

с

а

ж

и

р

с

в

е

т

о

ф

о

р

и др.

 

 

 

Условные обозначения: цветовая гамма – красный, желтый зеленый; геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник; баллы – от 1 до 10.

Выводы:

Последующая работа: работа на опережение, коррекционная


Диагностирование детей по ПДД в средней группе

 

Вопросы к детям

Примерные ответы детей.

Оценка ответа

1. Какие бывают улицы и дороги?

Улицы бывают широкие, узкие, длинные, короткие, прямые, с дорож­ными знаками, пешеходными пере­ходами («зебра», подземный, надземный), светофорами.

 

2. Кого называют пешеходами, пассажирами, водителями?

 

Пешеход это-человек, идущий по дороге, тротуару, обочине или пере­ходящий улицу.

Водитель- человек, управляю­щий транспортным средством. Пассажиры - люди, находящиеся в общественном транспорте.

 

4.Назови какие ты знаешь машины?

По земле ездят легковые, грузовые, пассажирские автомобили –это наземный транспорт.

 

5. Какие еще виды транспорта ты знаешь?

Наземный, воздушный, водный и железнодорожный.

 

6.Кто управляет машиной?

Машиной управляет водитель. Он должен знать устройство ма­шины и ПДД. Во время езды во­дитель следит за дорогой, движу­щимися машинами, дорожными знаками, пешеходами.

 

7.Что такое перекресток?

 

Перекресток — место пересече­ния двух дорог, регулируемое све­тофором

 

8. Для чего нужен светофор?

Светофорнужен для регулирования движения транс­порта и пешеходов через дорогу.

 

9.Какие сигналы подает свето­фор и что означает каждый сигнал?

 

Светофор подает сигналы трех цветов: красный, желтый, зеленый. Красный свет запрещает движение транспорта, желтый свет — предуп­редительный. Зе­леный — силуэт человека на све­тофоре можно идти.

 

10.Как пассажир должен вести себя в транспорте?

 

Пассажир в транспорте должен вести себя спокойно. В автобусе нельзя бегать, нужно крепко держаться за поручни, води­тель автобуса иногда резко тормозит, можно упасть и получить травму.

 

8. Какие средства регулирования дорожного движения знаешь?

Это дорожные знаки, пешеходный переход, светофор и милиционер-регулировщик.

 

9. Какие правила перехода проезжей части ты знаешь?

 

По проезжей части нельзя хо­дить потому, что там едут машины. Пешеход, идущий по дороге, меша­ет водителям, по его вине может произойти авария или погибнуть люди.

 

 

 график

Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах в средней группе

 

Сентябрь.

1. Занятия «Наш друг- светофор».

2. Рисование реки (моря) в виде редких разноцветных черточек. Беседа по рисунку связанная с морским (речным) транспортом.

3.Чтение стихотворения А. Усачевой «Домик у перехода».

4.Подвижная игра «Цветные автомобили».

 

Октябрь.

1. Занятие. Рассматривание картинок и макета светофора.

2. Лепка «Светофор».

3. Чтение стихотворения С. Маршака «Светофор».

4. Дидактическая игра «Правильно - неправильно».

 

Ноябрь.

1. Занятия. Рассматривание картинок городского общественного транспорта.

2. Чтение В. Головко «Правила движения».

3. Дидактическая игра «Знай и выполняй правила движения».

4. Раскрашивание трафаретов легковых автомобилей и городского общественного транспорта.

 

Декабрь.

1. Рисование «Машины на дорогах».

2. Чтение В. И. Мирясовой (стихи про транспорт).

3. Сюжетно- ролевая игра «Я машинист».

4. Музыкальное занятие «Слушаем улицу».

 

Январь.

1. Занятие «Осторожно зимняя дорога».

2. Игра на улице «Скользкая дорога».

3. Дидактическая игра «Правила поведения».

4. Конструирование «Грузовик».

 

Февраль.

1. Аппликация «Тележка».

2. Занятие. Рассматривание картинок изображениями грузового транспорта и беседа по ним.

3. Игра на участке. Соревнования упряжек.

4. Чтение произведения «Айболит» (отрывок).

 

Март.

1. Занятия «Осторожно - перекресток».

2. Рисование «Дорога и тротуар».

3. Прогулка к перекрестку»

4. Сюжетно – ролевая игра «Пешеходы и водители».

 

Апрель.

1. Экскурсия по улице микрорайоне.

2. Конструирование «Моя улица».

3. Чтение Т. Александрова «Светофорчик».

4. Пальчиковый театр «Светофор».

 

Май.

1. Развлечение «Зеленый, желтый, красный»

2. Конструирование из песка «Улица».

3. Дидактическая игра «Путешествие на машинах».

4. Загадки про транспорт.

 

Перспективный план работы с родителями по профилактике ДДТТ в средней группе

Сентябрь

Родительское собрание «Азбука безопасности»

Октябрь.

Тест для родителей «Грамотный пешеход»

Ноябрь.

Оформление стенда «Соблюдайте правила дорожного движения»

Декабрь.

Рекомендации родителям «Осторожно – гололед»

Январь.

Конкурс поделок «Светофор»

Февраль.

Фотоконкурс «Моя улица»

Март.

Конкурс мам «А я знаю ПДД» «Вкусный пирог» с дорожной атрибутикой.

Апрель.

Конкурс «Папины руки» «Собери машину» из бросового материала.

Май.

Консультация «Безопасность детей в руках родителей»

 

Список использованной литературы:

1. Тарутин О. Для чего нам светофор. Л., Детская литература, 1976, 20 с.

2. Дорохов А. Зеленый, желтый, красный. Худ. Н. Мунц Москва Детская литература 1975г.

3. Михалков С. Моя улица. Детская литература, 1979, 18 с.

4. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. Занимательные материалы. Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мультфильмы как средство развития познавательного интереса старших дошкольников

Мультфильмы как средство развития познавательного интереса старших дошкольников Современный педагог-воспитатель должен решать в своей работе множество задач. Одной из приоритетных является...

Ранние симптомы задержки речевого развития

Ранние симптомы задержки речевого развития Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей...

Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь»

Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь» Цель: построение эмоционально - доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и...

Читайте также

Районное методическое объединение: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего…

Районное методическое объединение: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего дошкольного возраста» (из опыта работы) Известный педагог А.С. Макаренко писал: «Игра...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорушки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорушки» Возраст учащихся: дети дошкольного возраста 3-4 года. Срок реализации программы: 1 год. 1. Пояснительная записка 1.1. Актуальность программы Дошкольный возраст...

Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в…

Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в коррекционной работе воспитателя Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей...