Развитие произвольного внимания в процессе обучения математике у детей старшего дошкольного возраста

Содержание 
I   Информационно-справочные сведения об опыте………………………………………………… 3
II Технологические сведения об опыте……………………………………………………………………… 4
III Рекомендации по внедрению опыта……………………………………………………………………… 14
Приложение 1. Методики по выявлению уровня развития свойств произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………

 

15

Приложение 2. Результаты диагностики уровня развития свойств произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………

 

19

Приложение 3. Дидактические игры и занимательные упражнения, направленные на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста…………………………

 

22

Приложение 4. Календарно-тематическое планирование по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………

 

48

Приложение 5. Фрагменты занятий по математическому развитию, включающие задания на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста……… 50
 
I. ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ
 

1. Тема опыта: «Развитие произвольного внимания в учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (на примере математики)»

2. Автор опыта: Орлянская Татьяна Валерьевна, воспитатель

3. Место функционирования опыта: МОУ д/с № 368,

4. Степень новизны опыта: рационализаторский

5. Длительность функционирования опыта: 2011 – 2013 гг.

6. Опыт представлен настоящим описанием и следующими приложениями:

  • приложение 1;
  • приложение 2;
  • приложение 3;
  • приложение 4.


II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ

 

1. Актуальность опыта

Особую актуальность на современном этапе развития системы образования приобретают разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс различных форм дифференцированной, индивидуализированной педагогической помощи, учитывающей естественные и закономерные различия в общих и специальных способностях, направленности и интересах детей.

Все возрастающая общественная тревога за положение будущих первоклассников в школе, осознание необходимости усиления роли воспитателей в развитии их умственных способностей, в охране их физического и нравственного здоровья ставят в разряд безотлагательных научно-практических задач обоснование и создание адекватной системы их дошкольного обучения и воспитания.

В работе со старшими дошкольниками проблема внимания является наиболее актуальной. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Цель исследования: разработать научно-методические основы процесса развития произвольного внимания, а также выявить степень эффективности использования упражнений, развивающих внимание, в процессе обучения математике детей старшего дошкольного возраста.

Предположим, что уровень развития произвольного внимания в обучении математике будет более высоким, если:

1) в работе воспитателя развитие внимания на занятии будет одной из приоритетных целей;

2) каждый воспитатель будет знать и уметь определять индивидуальные особенности детей;

3) воспитатель будет иметь достаточно богатый арсенал средств подачи того или иного материала;

4) систематически будут проводиться увлекательные и разнообразные формы работы по формированию внимания у детей старшего дошкольного возраста.

 

2. В данном опыте решаются следующие задачи:

  • выявление сущности внимания старших дошкольников и его роли в развитии личности;
  • разработка методики целенаправленного развития произвольного внимания у старших дошкольников;
  • разработка системы занятий, содержащей дифференцированные задания, способствующие развитию произвольного внимания старших дошкольников.

 

3. Методы работы

  • словесные (рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, учебная дискуссия, работа с учебным пособием и книгой);
  • наглядные (метод иллюстраций, наблюдения);
  • практический (упражнения – устные, письменные, графические, воспроизводящие и тренировочные);
  • методы обучающего контроля (устный, письменный, программированный, тестовый, самоконтроль);
  • познавательные (дидактические) игры;
  • исследовательский;
  • проблемный;
  • частично-поисковый (эвристический);
  • ситуационный (творческий).

 

4. Приемы работы

  • работа с книгой, карточками, дидактическим и раздаточным материалом;
  • прием создания занимательных и проблемных ситуаций.

 

5. Педагогические средства, используемые в опыте

  • средства общения – лингвистические (устная и письменная речь), семиотические (знаки, схемы, условные обозначения), паралингвистические (жесты, мимика);
  • средства учебной деятельности – материальные (дидактический раздаточный материал, схемы, таблицы и пр.), идеальные (вербализованные и материализованные, то есть действие по алгоритму).

 

6. Типология используемых занятий:

  • занятие-игра;
  • занятие-исследование;
  • викторина;
  • межпредметное занятие;
  • интегрированное занятие;
  • занятие совершенствования знаний, умений и навыков;
  • занятие обобщения и систематизации;
  • занятие контроля и коррекции знаний, умений и навыков;
  • занятие практического применения знаний, умений и навыков;
  • комбинированное занятие.

 

7. Формы организации учебной деятельности, используемые в опыте:

  • фронтальная работа на занятии;
  • парная и групповая работа;
  • индивидуальная работа.

 

8. Технология работы

Занимаясь вопросами обучения и воспитания старших дошкольников на практике, со временем я пришла к выводу, что проведение мною обучающих занятий в традиционном режиме не всегда дает стойкие положительные результаты. Усвоив определенный раздел программы, через некоторое время дети могли также успешно утратить полученные знания, слабо определяли межпредметные взаимосвязи. Зачастую на занятиях одно и то же задание повторялось многократно даже для одного и того же ребенка, что нежелательно в дальнейшем в школьном обучении. Учебная рассеянность иногда не позволяла детям продвигаться дальше, требуя от меня повторного объяснения программного материала. Особенно заметно это сказывалось на математическом развитии моих воспитанников. Слабая активность восприятия и невнимательность приводили к тому, что дети не узнавали знакомые геометрические фигуры, если они давались в непривычном положении или их нужно было выделить в предметах, найти в окружающей обстановке. Не могли выделить вопрос, если он стоял не в конце, а в начале или в середине задачи, не ориентировались в измененном пространстве (например, запомнив ориентир направо – к стене, налево – к окну, ребята терялись, если я просила их развернуться на 1800) и так далее.

Таким образом, использование на занятиях только игровых моментов, предусмотренных программой, а также элементарных заданий, развивающих познавательные психические процессы (внимание, память, мышление, воображение) оказалось, на мой взгляд, недостаточным. Это дало мне толчок к началу работы над темой моего исследования.

Для начала я рассмотрела вопрос развития произвольного внимания в теории и отметила, что внимание является одним из основных психических процессов в воспитании и обучении. Развитие внимания представляет собой развитие всех его качественных характеристик, а именно концентрации и объема, а также устойчивости, распределения, переключения.

Развитие внимания необходимо на всех этапах усвоения знаний, умений. При помощи правильно организованного процесса внимания можно:

- формировать устойчивое произвольное внимание;

- повышать познавательную активность, интерес к знаниям;

- развивать творческие способности;

- повышать эффективность обучения, развитие мыслительной деятельности и математической культуры детей.

Серьезные изменения в развитии внимания происходят в дошкольные годы. В развитии внимания у ребенка можно отметить, прежде всего, диффузный, неустойчивый его характер в раннем детстве. Как известно, дети младшего дошкольного возраста долго и увлеченно могут рассматривать картинки или предметы, которые их заинтересовали, замечать многие детали. Вместе с тем попытки заставить ребенка внимательно наблюдать то, что ему неинтересно, неизменно терпят неудачу. Маленький ребенок психологически не в состоянии быть внимательным к тому, что ему неинтересно. На пятом-шестом году жизни наблюдается перелом в данной сфере. Постепенно идет нарастание произвольности внимания. В игре на занятиях в детском саду ребенок учится принимать словесное задание и переводить его в самоприказ, овладевает простейшими навыками самоконтроля. Дети этого возраста могут заставлять себя быть внимательными, они начинают овладевать и управлять собой, своим поведением и психическими процессами. Именно благодаря этой способности у детей старшего дошкольного возраста появляется намек на серьезное отношение к происходящему и ответственность за свои поступки. Произвольность психических процессов (в частности внимания), которая интенсивно развивается в период между пятью и семью годами, имеет решающее значение для готовности ребенка к школьному обучению.

Тем не менее, на протяжении дошкольного возраста, а иногда и к началу школьного, ребенок еще в очень слабой степени владеет своим вниманием. Дошкольник легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. У него довольно узкий объем и слабое распределение внимания. Поэтому в учебном процессе педагог должен тщательно работать над организацией внимания ребенка, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка волевых качеств и успешностью в учебной деятельности, а, следовательно, и задачей первостепенной важности для педагога.

Что же касается математического развития, то овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития внимания, которое непосредственно связано с развитием таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Следующим моим шагом в решении поставленных задач стало усиление контроля над развитием произвольности внимания в учебном процессе. Для этого в начале эксперимента я провела диагностирующий срез по выявлению уровня развития свойств произвольного внимания у детей своей группы при помощи методик:

- оценка объема и концентрации (силы сосредоточения) внимания – методика «Корректурная проба»;

- оценка устойчивости внимания – методика Пьерона-Рузера;

- оценка распределения внимания – методика Н. Рыбакова;

- оценка переключения внимания – методика «Красно-черная таблица».

Подробные описания упомянутых методик представлены в приложении 1.

В результате я пришла к выводу, что уровень развития произвольного внимания слабый, а местами даже не соответствует возрасту. Так, из 24 человек группы по всем диагностируемым характеристикам внимания средний уровень развития был обнаружен у десяти детей (41,7%), высокий – лишь у троих (12,5%) и, к сожалению, ниже среднего и низкий уровень был выявлен у одиннадцати ребят (45,8%), а это половина всех моих воспитанников. Данные результатов диагностики можно найти в приложении 2.

Исходя из этого, было решено качественно повысить полученные показатели и, возможно, достичь уровня, превышающего возрастные нормы.

Первоначально в своей работе я начала использовать игры и развивающие упражнения на развитие внимания, представляющие собой задания, направленные на развитие всех качественных характеристик внимания как психического процесса, а именно: объема, концентрации (силы, сосредоточения), устойчивости (длительности, сосредоточения), а также распределения и переключения внимания. Это такие игры и упражнения, как «Запомни», «Повторение нумерации», «Корректура», «Веселый счет», «Счетчики», «Пишущая машинка», «Будь внимателен», «Каких чисел недостает», «Найди отличия», «Борьба за цифру», «Сумеешь ли ты увидеть?», «Какие цифры скрыты?» и другие, а также разнообразные занимательные задачи и физкультминутки. Часть их предложена мною в приложении 3.

Так, целью тренировочных упражнений для развития объема внимания явилось формирование умения быстро анализировать, систематизировать, связывать воедино различные элементы, оказавшиеся в поле зрения, что существенно расширяет объем внимания. Данные упражнения использовались на математических занятиях в устном счете, а также для закрепления материала.

Упражнения для развития концентрации внимания – это задания, направленные на развитие умения сосредоточиться на учебном материале, углубиться в работу, умение замечать в предметах и явлениях значительно больше, чем в обычном состоянии сознания. Целью этих тренировочных упражнений является умение концентрировать внимание, развитие познавательной активности, самостоятельности, творческого отношения к делу, усидчивости. Такие тренировочные упражнения я пыталась проводить в основной или заключительной части занятия, когда концентрация внимания значительно снижается.

Переключаемость – это еще одно свойство внимания, пожалуй, самое трудное для дошкольников. Упражнения для отработки навыков переключения – это задания, способствующие развитию умения каждого ребенка сознательно перемещать фокус внимания с одного объекта на другой. Умение быстро переключаться обеспечивает быстроту ориентирования в меняющейся обстановке занятия.

При проведении этих упражнений передо мной стояла такая цель: через систему упражнений формировать быструю реакцию детей, умение качественно выполнять несколько видов работ.

Большую долю игр и упражнений я опробовала индивидуально во вне учебной деятельности, затем лишь эпизодически включала дополнительный материал в занятия по математике.

Особенно тщательно я подошла к отбору системы упражнений:

1) упражнения выбирала из специальной литературы;

2) выбираемые упражнения должны были занимать небольшой временной промежуток для их выполнения;

3) содержание упражнений прямо или опосредованно было связано с формированием знаний, умений и навыков;

4) упражнения должны были быть содержательными, интересными, необычными и понятными детям;

5) мне была необходима вариативность использования упражнения;

6) при подборе упражнений учитывала мотивацию как один из факторов, влияющих на проявление свойств внимания;

7) упражнения проводила систематически, последовательно, постепенно усложняя;

8) подводила итоги, выявляя победителя и замечая даже незначительные успехи.

Мобильность и вариативность подобранных мною игр и упражнений, а также большой выбор дидактического материала, позволили не только предлагать различные задания детям с разным уровнем подготовки, но и модифицировать одни и те же задания для сильных и слабых воспитанников (приложение 3). Надо отметить, что мне не удалось развивать внимание детей исключительно на занятиях по математике. Дополнительный развивающий материал я использовала на всем программном материале. Разница состоит в том, что на занятиях по математике большая часть заданий содержала математический материал (цифры, числа, геометрические фигуры, задачи). Во все остальные занятия я включала занимательные разминки и физминутки, упражнения с предметными картинками и т. п. (приложение 3).

Опробовав применение игр и упражнений, развивающих внимание, на детях, я провела промежуточную диагностику развития свойств произвольного внимания. Мною качественно была отмечена положительная динамика изменений, происходящих в этой сфере.

Следующим шагом стала разработка системы занятий по математическому развитию в рамках программы «Радуга», содержащих дифференцированные задания, способствующие развитию произвольного внимания старших дошкольников. В приложении 4 видно, что эта работа начала вестись по достижении детьми подготовительного к школе возраста. Задания включались в ход занятий систематически, последовательно усложняясь. Использовались упражнения содержательные, интересные, необычные и в то же время доступные и понятные детям. Специально организованная работа по развитию внимания велась по двум направлениям:

1) использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства (качества) внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение;

2) использование упражнений, в которых образуются относительно устойчивые сочетания свойств внимания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

На занятиях мною были использованы такие средства, как:

1) тренировочные упражнения, направленные на развитие качеств внимания;

2) дидактические игры, направленные на развитие типов внимания;

3) задания, направленные на развитие гибкости внимания, занимательные задачи, арифметические загадки, наблюдательные разминки;

4) двигательные упражнения, развивающие способность переключаться.

Через использование описанных выше педагогических средств проведена большая работа по развитию качеств внимания на занятиях по математике у детей старшего дошкольного возраста.

Фрагменты некоторых занятий представлены в приложении 5.

На завершающем этапе эксперимента мною был проведен контрольный диагностирующий срез по выявлению уровня развития свойств произвольного внимания у детей группы при помощи выше упомянутых методик (приложение 1). Результаты показали, что уровень развития произвольного внимания значительно повысился и даже кое-где превысил возрастную норму. Так, из 24 человек группы по всем диагностируемым характеристикам внимания средний уровень развития был обнаружен уже у семнадцати детей (70,8%), высокий – у семи (29,2%). Уровень ниже среднего и низкий отсутствует. Данные результатов диагностики можно найти в приложении 2.

Таким образом, специальная коррекционно-развивающая система занятий позволила мне систематически восполнять пробелы в элементарных знаниях и практическом опыте детей, активизировать их познавательную деятельность, развивать у них наблюдательность, внимание, мышление, эмоционально-волевую сферу, а значит, и повысить уровень общего развития воспитанников. А чтобы процесс развития внимания у старших дошкольников был более успешным, в своей работе я учитывала также формирование всех познавательных процессов и индивидуальный уровень возможностей каждого ребенка.

 

9. Результативность работы

Представленная в данной работе система упражнений и смоделированных в рамках программы занятий помогает мне:

  • заинтересовывать детей программным материалом;
  • совершенствовать их знания, умения и навыки благодаря развитию произвольности внимания;
  • добиваться положительных результатов в удержании детьми устных и письменных инструкций, учебной информации и, как следствие, усиливать самоконтроль.

В ходе работы мне удалось повысить уровень развития произвольного внимания своих воспитанников. Поэтому у меня есть все основания считать, что необходимо и далее разрабатывать и совершенствовать приемы и методы развития произвольного внимания. Желательно, чтобы в процессе обучения математике педагоги применяли развивающие упражнения, а также знали типологические и индивидуальные особенности учеников.

Процессу развития внимания необходимо уделять самое серьезное внимание на всех этапах обучения.


III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ОПЫТА

 

1. Условия работы: стандартные

2. Старший дошкольный возраст, программа «Радуга»

3. Насыщенность дидактическим и раздаточным материалом: высокая

Все выше сказанное позволяет мне дать следующие рекомендации педагогам, работающим над проблемой развития произвольного внимания у старших дошкольников:

- как можно раньше систематически включать в процесс обучения математике упражнения, способствующие развитию внимания;

- использовать соответствующие упражнения на всех этапах обучения (изучение нового материала, закрепление, повторение и т. д.);

- применяя развивающие задания педагог обязательно должен учитывать индивидуальные особенности детей;

- предлагаемые упражнения должны быть разнообразными и интересными и проводиться систематически, последовательно, постепенно усложняясь;

- педагог должен обладать достаточно богатым арсеналом средств подачи того или иного материала.

 

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Аппликация из пластилина «Ёлочка нарядная!» в старшей группе

Аппликация из пластилина «Ёлочка нарядная!» в старшей группе Цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников, развития мелкой моторики. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное...

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа…

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Воспитание здорового образа жизни детей на...

Мультфильмы как средство развития познавательного интереса старших дошкольников

Мультфильмы как средство развития познавательного интереса старших дошкольников Современный педагог-воспитатель должен решать в своей работе множество задач. Одной из приоритетных является...

Читайте также

Подвижные музыкальные игры как средство развития двигательной активности дошкольников

Подвижные музыкальные игры как средство развития двигательной активности дошкольников Среда для развития музыкально-творческой деятельности в ДОУ создаётся музыкальным руководителем на занятии...

Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность

Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность Основная цель — развитие речи через театрально-игровую деятельность. Задачи: Создать возможность развивать речь детей дошкольного возраста через...

Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой…

Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой край родной» Дети заходят в музыкальный зал под песню «Край наш...