Развитие психоэмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе игр с водой и песком с использованием нетрадиционного дидактического материала

Развитие психоэмоциональной сферы детей раннего возраста полностью зависит от предметно-развивающей среды, в которой пребывает ребенок и то, насколько она комфортна, рационально организована, насыщена разнообразными предметами, игровым материалом, а также от организации деятельности самого педагога.

Значение игр с водой и песком для детей раннего возраста трудно переоценить. Вода и песок действуют на ребенка притягивающе — успокаивается нервная система, уходит негативная психическая энергия, происходит гармонизация, профилактика и коррекция психоэмоционального состояния ребенка. В настоящее время мы все больше наблюдаем агрессивных, беспокойных, не умеющих радоваться детям, и это имеет прямую связь с их психоэмоциональным развитием в раннем детстве. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в раннем возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Ребенок раннего возраста впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей: ему все и везде интересно, он все изучает, пробует на вкус, трогает руками. Малыши не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают больше, чем взрослые люди.

Вот почему так важно педагогу именно в раннем возрасте организовывать работу с детьми, таким образом, чтобы его деятельность была всегда интересна детям, доставляла эмоциональное удовольствие, имела элементы таинственности, новизны, занимательности. И в этом бесценную помощь педагогу оказывают игры с водой и песком, т.к. они ориентированы на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Являются одним из наиболее подходящих способов воздействия на психоэмоциональное развитие ребенка и позволяют сделать это эффективно и своевременно.

Я работаю в МБДОУ города Южно-Сахалинска с детьми раннего возраста, где игры с водой и песком проводятся систематически:

  • в период адаптации детей к условиям детского сада;
  • в непосредственно образовательной деятельности;
  • во время утреннего приема;
  • вечером после ужина;
  • на прогулке в теплый период года.

Игры с детьми необходимо проводить эмоционально, желательно в сказочной форме, произнося все приятным, доброжелательным голосом, чтобы в поведении детей ощущалась только радость. К каждому ребёнку нужно находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. Специально подобранная музыка в момент игр с водой и песком гармонизирует психоэмоциональное состояние ребенка; спокойный характер, негромкое звучание стимулирует его деятельность.

Неоценимую помощь оказывают народные потешки, стихи детских поэтов, считалочки – они способствуют развитию речевого слуха, упорядочению движений очень динамичных детей, побуждают к деятельности малоактивных детей. Присутствие игрового персонажа, его поддержка, добрый голос – настраивает детей на эмоционально-позитивную атмосферу. Игры с водой и песком важны для ослабленных детей, у которых особенно страдают эмоциональная сфера, моторика, координация движений.

В работе с детьми раннего возраста очень важно использовать прием новизны, разнообразие заданий и игрового материала, элементы неожиданности, сюрпризности, присутствие на занятиях игрового персонажа, поощрения, поддержку и т.д.

В играх с песком вначале я ограничивалась традиционным набором дидактического материала: лопатка, ведерко, формочки; в играх с водой – дети сачками вылавливали шарики, ловили удочками рыбок.

Но постепенно стало этого не хватать, я начала придумывать новые игры и поэтому список дидактического материала стал пополняться. В современных детских магазинах сейчас продается множество игрушек, специальных наборов для развития творческих способностей детей, наборы для игр с водой и песком, но оказалось, что и в хозяйственных магазинах можно приобрести столько интересного и полезного!

Список нетрадиционного дидактического материала

Пластиковые шумовки, щипцы для перемешивания салата, ложки для накладывания спагетти, поварешки, ложки, ситечки для вынимания яиц из горячей воды, воронки, кружки, стаканчики, дуршлаг, венчик для взбивания, губки для мытья посуды, коктейльные трубочки, пульверизаторы, увеличительное стекло, прессованные полотенца, небольшие контейнеры с крышками.

С большим интересом дети занимаются с природным и бросовым материалом: камешки, ракушки, пробки, крышки, шишки, орехи, футляры от киндер сюрпризов и пр.

Этот список можно дополнять бесконечно – нужно смело проявлять творчество, фантазию и желание сделать что-то новое и интересное для психоэмоционального развития и благополучия детей.

Использование нетрадиционного дидактического материала позволяет разнообразить игры с водой и песком, в процессе которых дети успешнее адаптируются к условиям детского сада, становятся эмоционально отзывчивыми, доброжелательными, начинают пользоваться речью как средством общения со сверстниками. У них улучшается координация движений, моторика, пространственная ориентация.

Игры с водой и песком являются прекрасным посредником для установления доверительных отношений между воспитателем и ребенком, способствуют созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка и в группе в целом.

 

Список использованной литературы:

  1. Баряева, Л. Б., Кондратьева, С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
  2. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М.: Просвещение, 1985.
  3. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1986.
  4. Алямовская, В.Г. Ясли - это серьезно. - М.: Просвещение, Линка - Пресс, 1999.
  5. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Выбери профессию»

Дидактическая игра «Выбери профессию» Для детей 4-5 лет Аннотация: Дидактическая игра «Выбери профессию» предназначена для детей 4-5 лет. Игра направлена на развитие памяти...

Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей…

Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей группе

Изготовление куклы оберега «Спиридон-Солцеворот»

Изготовление куклы оберега «Спиридон-Солцеворот»

Читайте также

Предметно-развивающая среда в ДО для детей раннего возраста. Пособие для…

Предметно-развивающая среда в ДО для детей раннего возрастаПособие для детей младшего возраста «Тактильные дощечки» Задачи: Обогащать тактильный опыт ребенка, через узнавание на...

Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого…

Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого теста» Цель: создать условия для развития сенсомоторной функции детей дошкольного возраста через использование технологии...

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы»

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы» Выбегают три ребенка. 1 ребенок. Все скорей сюда бегите, собирайтесь в этот зал, если видеть вы хотите...