Из опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Теоретическая база опыта

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Сейчас Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице - малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное обрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности.

Поэтому приоритетным направлением в моей работе является нравственно-эстетическое воспитание и развитие творческих способностей через приобщение детей к истокам народной культуры, а в частности, через музыкальный фольклор

Увидев, что дети эмоционально заинтересованно исполняют русские народные песни, заклички, активно участвуют в народных праздниках, с удовольствием разучивают и играют в народные игры, с большим удовольствием овладевают игрой на народных инструментах, я спроектировала свою дальнейшую педагогическую деятельность и поставила цель: разработать систему педагогических условий, обеспечивающую приобщение детей к истокам народной культуры.

Для этого перед собой поставила следующие задачи:

1. Формировать у детей целостное восприятие народной культуры;

2. Развивать художественно-эстетические, творческие способности детей средствами музыкального фольклора.

3. Воспитывать у детей лучшие качества, присущие русскому народу: доброту, трудолюбие, любовь к Родине, родному краю, отношение к взрослым…

4. Развивать музыкальный слух, голос путём ознакомления детей с музыкальным фольклором.

5. Обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (дети -воспитатели - родители - учреждения дополнительного образования) для успешного социально личностного развития дошкольников.

Для решения этих задач я определила направление деятельности:

1. Применить в работе все формы музыкального фольклора.

2. Внедрить в работу, созданные мною методические разработки для проведения занятий, основанные на фольклорном материале (пока для старшей и подготовительной групп).

3. Создать базу атрибутики, костюмов, сделать подборку р. н. пословиц, поговорок, наглядного материала. Приобрести р н инструменты.

4. Отследить уровень музыкального развития детей.

Обучение носит воспитывающий, развивающий и системный характер.

Воспитание на фольклорной основе даёт возможность формировать в каждом

Ребёнке лучшие человеческие качества: представление о добре, красоте. Правде, храбрости, трудолюбии, верности, любви к Родине, родному краю.

Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые, разнообразные творческие проявления.

Освоение фольклорного материала формирует представление ребёнка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе.

Благодаря естественности звуковой организации народных попевок у детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что скажется на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, чётком и   эмоционально ярком произнесении народно-поэтических текстов развивает голос, повышают речевую и определяют певческую культуру детей.  

Системность обучения нацелена на образование у каждого ребёнка системы знаний о традициях русского народа (о народном календаре, обрядах,

обычаях, праздниках, песнях, играх, загадках, сказках, и других произведениях исконного народного творчества), так и системы умений (например, слушать, воспринимать, включаться в исполнение творчески воспроизводить фольклорный материал).

Знакомить с фольклором начинаю детей с младшей группы. Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери; весёлое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления я стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания ребёнка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. В работе с малышами использую элементы Программы «Топ, хлоп, малыши» (авторы А. Буренина, Т. Сауко).

Основными видами деятельности детей в этом возрасте на занятиях с фольклором являются слушание-восприятие и игры (музыкальные и словесные). Пение же происходит в основном в виде подпевания взрослым. Песенный материал подбираю несложный по мелодическому и ритмическому строю в соответствии с образами (петушок, зайка, котик).

Ритмические приседания, подпрыгивания под песенку – одни из первых музыкально-ритмических движений ребёнка, постепенно переходят в обучение его пляске. Дети осваивают элементы пляски: притоп, хлопки, вращение кисти и т. д., а также хороводный и дробный шаг.

Игра на детских музыкальных инструментах важна для ребёнка – как путь включенности в общее дело. Свистульки, погремушки, ложки, колокольчики для них – средство ритмического воспитания

Все занятия с детьми в младшем возрасте провожу только в игровой форме, так как создание игровой ситуации вызывает у детей повышенный интерес к выполнению того или иного задания.

В среднем возрасте знакомлю детей с народным календарём, обращаю внимание детей на виды фольклорных песен: лирических, плясовых, шуточных, игровых. Также осваиваю малые фольклорные жанры: считалки, заклички, небылицы, прибаутки и т. д. Музыкальный материал для детей данного возраста более развёрнут, тематика разнообразнее, мелодическая и ритмическая структура сложнее. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Продолжаю обучение игре на музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, коробочке, колокольчиках, трещотках, рубеле.

Дети этого возраста отличаются большей самостоятельностью, они способны к простейшим обобщениям и анализу.

Для старшей и подготовительной групп разработала тематические занятия, полностью основанные на фольклорном материале.

Несколько слов об организации занятий.

Такие занятия проводятся1-2 раза в месяц по 40-45 минут.

Тематику занятий определяет народный календарь. Такие занятия проводятся с интенсивным наполнением различных форм учебно-игровой деятельности: так вокально-речевые упражнения сменяются рассказом на данную тему, ответами детей на вопросы; слушание народных песен, знакомство с народными инструментами сменяется разучиванием народных песен, закличек, разучиванием народных танцев, хороводов, игр…Кроме того. на занятиях много используется устного фольклора: прибаутки, потешки, считалки, сказки… Таким образом , дети входят в мир народной культуры, учатся исполнять произведения народного творчества, обогащают свои знания о русском фольклоре.

Структура занятий и последовательность изложения материала зависит от плана на каждое занятие. Чаще всего на занятиях учтены основные виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах), но иногда проводятся вокальные или ритмические занятия. Иногда занятия проходят в форме спектакля, занимательной игры.

Подготовка к таким занятиям требует тщательного планирования, продуманного      

построения занятия, большой оснащённости (атрибуты, игрушки, музыкальные

инструменты, куклы кукольного театра…)  

Остановимся подробнее на каждом разделе таких занятий.

Наиболее обширный раздел – «Пение».

Главная задача пенияформирование устойчивого интереса к пению, чистое выразительное интонирование, развитие вокально-хоровых навыков, расширение диапазона.

Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор в народной песне -всё это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят.  

Работа над вокально-хоровыми навыками и чистой интонацией очень трудоёмка. Работая над песней, я всегда учитываю её характерные особенности. Если есть широкие скачки, то тут же продумываю приём чистого интонирования. Например, собственный показ, всё время говорю: «Пойте, как я». Такой «зеркальный» приём способствует не только выработке чистой интонации, но и правильному звукообразованию, звуковедению и даже эмоционально-выразительному исполнению. Чётко разграничиваю дыхание по фразам, слежу, чтобы дети не брали дыхание в середине слова. Большое внимание уделяю дикции, объясняю как правильно пропевать окончания слов, особенно на слог «ся» (таких слов очень много в русских народных песнях: «уродился», «умывалася», «собиралася», «поклонюся» и т. д.).

Важный момент при работе над интонацией – найти яркое сравнение для звука: «дотянемся голосом до солнца». голосок взлетает вверх, как огоньки на ёлке, голос звенит. как капель с крыши, голос тянется, как ниточка из клубка. голос широкий, как русское поле… И ещё один момент: обязательно разучиваем песню по фразам с сиюминутным фиксированием ошибки и только после этого поём уже с начала до конца. Работа над пением ведётся эмоционально, в быстром темпе, чтобы дети постоянно были заинтересованы, не расслаблялись.

Обязательным условием исполнения русской песни является инсценирование. Дети быстро выучивают и запоминают песню, у них развиваются воображение, творческие способности.

В разделе «Слушание» знакомлю детей с русскими народными песнями в исполнении наших прославленных исполнителей народной песни. Знакомлю со звучанием русских народных инструментов: гуслей, гармони, балалайки, рожка, жалейки. Дети слушают игру оркестров русских инструментов, солистов-инструменталистов, произведения в исполнении народных хоров.

Дети знакомятся с новыми музыкальными терминами: хор, ансамбль, оркестр, певец, музыкант.

При прослушивание музыки обязательно использую иллюстрации, репродукции картин русских художников.

Широко используется народная музыка и в работе с детьми по разделу музыкально-ритмического движения.

Подбирая музыку для движения, я исхожу из того, что она должна быть художественной, доступной ребёнку по форме и по изложению. Важно, чтобы ребёнок чувствовал не только общий характер музыки, но и различные средства её выразительности, как например ритмический рисунок мелодии, фразировку, динамику и по своим возможностям передавал это в движении.

Русская народная музыка в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии её просты, логичны, в них ярко выражена фразировка. Всё это помогает детям лучше понимать музыкальную речь, развивает у них чувство формы музыкального произведения.

Обучение музыкально-ритмическим движениям строится в форме игры. Придумываю сюжет, рассказ. Например, топающий шаг – прогулка по первому снегу, хороводный шаг – гуляние по лугу, по осеннему парку. Учу детей правильно, ритмично и красиво выполнять тот или иной элемент танца или танцевальный шаг, реагировать движением на смену частей или характера музыки.

В этот раздел вводится разучивание танцевальных шагов и танцевальных элементов народных хороводов, плясок: «козлик», «моталочка», «гармошка», «ковырялочка», «верёвочка», различные шаги – хороводный, приставной, переменный, припадание, шаг с притопом.

В занятия включены русские хороводы: «Хоровод с веночками», «Хоровод с платочками», «Хоровод с веточками», пляски с ложками, с балалайками, с коромыслами, с веночками.

На занятиях используется большое количество народных игр. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Детям очень нравятся детские народные игры: «Паучок», «Ворон». «Горелки», «Жмурка», «В деда», «Золотые ворота» и др.

В своей работе я иногда сталкиваюсь с детской пассивностью, закомплексованностью, неумением детей раскрыть свои возможности. Я вела поиск новых приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народному творчеству. Я заметила, что дети проявляют большой интерес к игре на музыкальных инструментах. Это стимулирует детей к активным выражением чувств, придаёт своеобразие музыкальному творчеству. Дети эмоционально воспринимают народную песню, сопровождая её игрой на народных инструментах, у них появляется стремление активно реализовать себя в игре на ложках, колокольчиках и др. инструментах. Я предложила детям самим изготовить инструменты – шуршалки, гремелки, бренчалки, шумелки и они с удовольствием отозвались. Так появились в нашем народном оркестре баночки из-под йогурта, заполненные горохом, инструменты из пластиковых бутылок и пробок, шуршалки из бумаги. Эта работа помогла мне активизировать творческие способности детей.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интерактивная игра: «ВикоДария хлеба»

Интерактивная игра: «ВикоДария хлеба» Паспорт игры Название игры: «ВикоДария хлеба». Возраст детей: дошкольный возраст (разные блоки игры можно использовать на разных возрастах –...

Проект по ранней профориентации дошкольников «Кто работает в детском саду»

Проект по ранней профориентации дошкольников «Кто работает в детском саду» Продолжительность проекта: Краткосрочный (3 месяца). Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, групповой. Участники проекта (взрослые, дети): воспитатель, родители...

Познавательное развитие детей (занятия - эксперименты) младшей группы «Маленькие фокусники»

Познавательное развитие детей (занятия - эксперименты) младшей группы «Маленькие фокусники» Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность. Задачи: Обучающая: способствовать накоплению знаний о свойствах...

Читайте также

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие…

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие труда» с применением ТРИЗ-технологии Цель: формирование уважительного отношения к результатам труда человека...

Родительское собрание с применением технологии «Мировое кафе». Тема «Мамы, в…

Родительское собрание с применением технологии «Мировое кафе». Тема «Мамы, в школу собирайтесь!»