Из опыта работы по организации исследовательской деятельности с дошкольниками
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Проектно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности.
Работа педагогов дошкольников по внедрению проектно-исследовательской деятельности в нашем учреждении велась под руководством старшего воспитателя детского сада и началась с изучения методов и приемов специальной литературы, знакомства с опытом работы в этом направлении.
На следующем этапе была организована совместная работа пеадгогов, детей и родителей по созданию проектов, определены цели и задачи проектно-исследовательской деятельности.
Цель: формирование у дошкольников основ исследовательского поведения, развитие творческого мышления, воображения, фантазии.
Задачи:
- Повышение уровеня познавательной активности детей;
- Развития коммуникативных и творческих навыков;
- Воспитания умения работать в коллективе.
Психолого-педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности осуществлял педагог-психолог, который работал надраскрытием эмоционального, интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, осуществлял планомерное и последовательное изучение уровней развития на всех возрастных этапах. Он способствовал созданию условий для успешного взаимодействия в образовательной среде педагогов, воспитанников и родителей.
Направления психолого-педагогического сопровождения:
- Поисково-педагогическое обеспечение экспериментальной работы, отслеживание результатов психологического развития воспитанников;
- Обеспечение психологической комфортности участников образовательного процесса и возможности выбора сфер самореализации;
- Консультативная и информационная поддержка участников проектной деятельности.
- Диагностика;
- Развивающая деятельность.
В ходе практической деятельности педагогическим коллективом детского сада были найдены наиболее оптимальные формы организации исследовательской деятельности с дошкольниками:
- Занятия - экспериментирования
- Работа в мини-лабораториях
- Организация мини-музеев в группах
- Дошкольные мини-конференции
- Проектные дни в детском саду
- Музейная педагогика
- Просмотр мультимедийных проектов
- Презентации проектов
- Издательская деятельность: выпуск газет, создание книжек-малышек
При проектировании наши педагоги ориентировались на зону актуального и ближайшего развития воспитанников, так как проектирование нацелено на применение имеющихся знаний и на приобретение новых. Ими использовалась следующая классификация тем: живая природа, наука, техника, культура, человек, вселенная, из которых были выбраны наиболее интересные темы для исследований.
Результатом работы по проектной – исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей стали проекты:
Живая природа
«Цветы нашего детского сада»
«Наш огород»
«Лекарственные растения»
«Зачем овощи и фрукты?»
Наука
«Что такое воздух?»
«Магнит и его свойства»
« Поможем воде стать чистой»
Культура
«Откуда берутся загадки»
«Как придумать сказку»
«Книги- наши лучшие друзья»
«Животные в русских народных сказках»
Техника
«Спортивная площадка будущего»;
«Кто придумал спорт»
«Умные машины в космосе» (лего-конструирование)
Работа по проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками не могла проходить без участия родителей. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок – взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Поэтому детско-родительские проекты позволяют решать познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети учатся сомневаться, мыслить критически. Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость, гордость) повышают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний, к проверке имеющихся. При организации проектно-исследовательской деятельности эффективными оказались такие формы работы с родителями:беседы - консультации,мастер-классы,семейные презентации,творческие мастерские,фестиваль семейных проектов.
Итогами проектной деятельности в нашем детском саду стали:
Организация мини-лабораторий в группах;
Проведение ежегодных конференций среди дошкольников;
Создание базы методического обеспечения инновационной деятельности, победы детско-родительских проектов в городском конкурсе «Солнечный зайчик».
Таким образом, были получены подтверждения того, что внедрение проектно-исследовательской деятельности в нашем учреждении является позитивной, педагогически целесообразной стороной общего воспитательного процесса.
Используемая литература:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
2. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. С., Учебная литература, 2004.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В.. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. М. Сфера, 2003.
Читайте также |
---|
Сценарий весеннего праздника для старшего дошкольного возраста «Фея цветов в…
Сценарий весеннего праздника для старшего дошкольного возраста «Фея цветов в гостях у ребят» Дети под музыку входят в зал и рассыпаются. Вед.1...
Мастер-класс для педагогов «Мы играем в экономику»
Мастер-класс для педагогов «Мы играем в экономику» Цель: Воспитывать правильное осознанное отношение педагогов к вопросу изучения экономики в дошкольном возрасте. Сформировать...
Конспект ООД по ознакомлению с народно-прикладным искусством на тему: «Дымковские…
Конспект ООД по ознакомлению с народно-прикладным искусством на тему: «Дымковские игрушки» в младшей группе Программные задачи: Образовательная: - познакомить детей с игрушками села...