Методика использования дидактических игр с математическим содержанием в развитии памяти детей младшего дошкольного возраста
Основное содержание групповых занятий по математике и дидактических игр с математическим содержанием было направлено на развитие элементарных математических представлений, а также развитие различных видов памяти: произвольной и непроизвольной; зрительной, слуховой, образной; познавательных процессов.
Формирующий эксперимент состоял из групповой и индивидуальной работы с детьми. Во второй младшей группе мы начали специальную работу по формированию элементарных математических представлений. Занятия по развитию математических представлений детей проводились с сентября в определенный день недели. Новые знания мы давали постепенно, с учетом того, что дети уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей детей.
Известно, что внимание у детей 3-4 лет непроизвольное, неустойчивое, способность запоминать характеризуется непреднамеренностью. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на занятии, мы широко использовали игровые приемы и дидактические игры. Дидактические игры мы организовывали - таким образом, чтобы по возможности в действии участвовали одновременно все дети подгруппы из 5-6 детей. Используя
игровые приемы, мы следили за тем, чтобы дети не отвлекались от главного в работе. Например, когда впервые ставится цель выделить какое-то свойство и на нем важно сосредоточить внимание детей, игровые ситуации могут и отсутствовать.
Большое значение имело использование привлекательных для детей наглядных пособий. В каждом пособии ярко подчеркивался именно тот признак, на который должно быть направлено внимание детей, и нивелируются остальные. Например, чтобы дать детям представление об отношениях «длиннее — короче», мы демонстрировали полоски, контрастные по длине и однородные во всех других отношениях.
Поддержать активность и предупредить утомление детей на занятии помогала смена характера их деятельности: дети слушали педагога, следили за его деятельностью, сами действовали с раздаточным материалом, участвовали в общей игре. Мы использовали игры и задания, позволяющие детям сменить позу, подвигаться («Найди свой домик» и др.). Большое значение мы придавали работе детей с дидактическим материалом.
Младшие дошкольники способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности (прикладывать предметы под изображения на карточке-образце и др.). Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает, можно сказать, непроизводительно, он быстро теряет интерес к делу, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, мы давали детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, мы показывали все приемы работы и детально разъясняли последовательность действия. Объяснения его предельно четки, ясны, конкретны, даются в темпе, доступном восприятию ребенка младшего дошкольного возраста. Наиболее сложные способы действия демонстрировались 2—3 раза, при этом мы всякий раз обращали внимание малышей на новые детали, что способствовало развитию различных видов памяти. Только многократный показ и называние одних и тех же действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям усвоить способы действий, развить познавательные психические процессы, в т.ч. память.
На наш взгляд, в ходе работы важно не только указывать детям на ошибки, но и выяснять их причины. Ошибки исправляются непосредственно в действии с дидактическим материалом. Пояснения воспитателя неназойливы и немногословны. Иногда ошибки лучше исправлять без пояснений. («Возьми в правую руку, вот в эту! Положи эту полоску слева, видишь, она шире этой!»)
Прочные знания будут от неоднократного повторения однотипных упражнений, но при этом надо менять наглядный материал, варьировать приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей младшего дошкольного возраста. На одном занятии мы давали от 2 до 4 разных заданий. Каждое из них повторялось не более 2—3 раз.
По мере накопления у детей математических представлений и развития памяти появляется возможность использовать комбинированные задания, позволяющие детям усваивать новые знания и закреплять уже усвоенные ранее. («Посмотрите, какая дорожка короче, и поставьте на нее одну матрешку. Какая дорожка длиннее? Поставьте на нее много матрешек!»)
Наиболее сложным для детей младшего дошкольного возраста является отражение в речи математических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные предложения, употреблять противительный союз а и соединительный и. Вначале мы задавали вспомогательные вопросы, а затем просили детей рассказать сразу обо всем. Например: «Сколько пуговиц на красной полоске? Сколько пуговиц на синей полоске? А теперь скажи, сколько пуговиц на синей полоске и сколько на красной». Ребенка подводили к отражению связей: «На красной полоске одна пуговица, а на синей много пуговиц». Мы давали образец ответа или начинали его, а ребенок заканчивал.
Для осознания способа действия детям предлагали в ходе работы сказать, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы высказать, что и как надо делать. «Что надо сделать, чтобы узнать, какая дощечка шире? Как узнать, хватит ли всем карандашей?» Так устанавливаются связи между свойствами вещей и действиями, с помощью которых они выявляются. При этом мы использовали только те слова, смысл которых понятен детям.
Чтобы поддержать интерес к занятиям по математике, мы хвалили детей за правильные действия и ответы как в ходе, так и в конце занятия. В заключение, как правило, организовывали у своего стола игру детей с игрушками и другим наглядным материалом.
Знания, полученные детьми на занятиях, закрепляли в разных видах деятельности. В младшей группе этому способствовали дидактические игры математического содержания: «Подготовим куклам одежду для прогулки», «Угостим мишек чаем», «Передай шар!», «Что там?», «Найди такое же колечко!», «Найди такую же фигуру!», «Домино фигур», «Угадай, что в руке» и др.
Таким образом, используя различные дидактические игры в работе с детьми, мы убедились в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение дидактических игр с математическим содержанием вызывало у дошкольников значительный интерес, они просили поиграть еще. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремились к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Читайте также |
---|
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи. Тема: Рассказ по картине…
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи Тема: Рассказ по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Подготовительная группа Цель: уточнить знания детей о временах года...
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы…
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы по теме «Натюрморт» Тема: «Оживление» натюрморта». Программное содержание: Закреплять представления детей о жанре изобразительного искусства...
Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников
Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников Создание условий для развития способностей всех детей является одной из основных задач общенациональной системы...